Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 722 раза

Библиографическое описание:

Исламова, С. Х. Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности / С. Х. Исламова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11952/ (дата обращения: 15.11.2024).



Мировоззренческий компонент информационной культуры личности становится ключевым в структуре этого понятия. В работах С. Г. Антоновой, А. М. Атаян, Е.В Данильчук, К. К. Колина, И. А. Кузибецкого, Л. В. Нестеровой, А. Л. Семенова и др. рассматривается новое понятие “информационное мировоззрение”, возникновение которого связывается с пониманием определяющей роли информации и информационных процессов не только в технических системах, но и в природных и социальных (системно информационный подход); с осознанием роли и значимости информации, информационных процессов и технологий в жизни человека, в развитии общества и человечества в целом.

По вопросу содержания понятия информационное мировоззрение, среди ученых исследующих эту проблему пока нет единого мнения. Например, Антонова С. Г. в своем исследовании в качестве основных содержательных компонентов, рассматривает информационные ресурсы, ценности. В свою очередь Зиновьева Н. Б. в информационном мировоззрении выделяет принципы мышления, принципы поведения, принципы деятельности и принципы функций информации.

Таблица 1

Данные анализа позиций ученых по содержанию информационного мировоззрения

п/п

Автор

Содержательные компоненты информационного мировоззрения.

1

Антонова С. Г.

информационные ресурсы;

ценности;

2

Атаян А. М.

принципы убеждения;

идеалы;

принципы познания;

принципы деятельности;

нормы поведения;

информационную этика;

3

Басалаева О. Г.

ценности;

принципы убеждения;

принципы деятельности;

принципы познания;

идеалы;

4.

Гендина, Н.И.

принципы убеждения;

информационные ресурсы;

информационные технологии;

информационные системы;

5.

Зиновьева Н. Б.

принципы мышления;

принципы поведения;

принципы деятельности;

принципы функций информации;

6.

Кошевенко, С. В.

информационная этика

принципы деятельности;

принципы самореализации;

принципы креативности;

7.

С. Н. Касьянов

информационные ресурсы;

системность знаний;

принципы мышления;

принципы деятельности;

Изучение подходов 7 авторов к определению содержания информационного мировоззрения (таблица 1) и проведение сравнительного анализа содержательных компонентов позволили выявить основные элементы информационного мировоззрения и составить опросник для их экспертной оценки. Количественный состав содержательных элементов исследуемой отрасли у авторов различен: от минимального двух содержательных элемента в исследовании С. Г. Антоновой до шести — в работе А. М. Атаян. Общее количество содержательных элементов содержания информационного мировоззрения составляет 15 элементов.

Таблица 2

Анализ структурных элементов информационной культуры личности.

п/п

Элементы информационной культуры личности

Кол-во исследований, использующих данный элемент

Вес элемента в структуре ИКЛ в%

1.

Принципы деятельности

5

33

2.

Принципы убеждения

3

20

3.

Принципы познания

3

20

4.

Ценности

2

13

5.

Информационная этика

2

13

6.

Идеалы

2

13

7.

Принципы мышления

2

13

8.

Нормы поведения

1

6

9.

Информационные ресурсы

1

6

10.

Информационные технологии

1

6

11.

Информационные системы

1

6

12.

Принципы самореализации

1

6

13.

Принципы креативности

1

6

14.

Системность знаний

1

6

15.

Принципы функций информации

1

6

Качественный анализ составляющих содержания информационного мировоззрения (таблица 5) показывает, что «принципы деятельности» рассматривается как составная часть содержания информационного мировоззрения 5 исследователями, принципы убеждения и принципы познания -3,ценности, информационная этика, идеалы, принципы мышления- 2, нормы поведения, информационные ресурсы, информационные технологии, информационные системы, принципы самореализации, принципы креативности, системность знаний и принципы функций информации лишь по одному разу. Вес каждого элемента в содержании информационного мировоззрения приведен в таблице 5. Выделенные нами на основе анализа научных работ структурные элементы отображают представления о содержании информационного мировоззрения авторов этих исследований и поэтому количественный и качественный состав их, в известной мере, относителен.

Для определения структуры информационной культуры личности нами собран и обобщен объем материала мнений компетентных специалистов: педагогов высшей школы — специалистов в области информатики (20 человек), школьников (85 человек), учителей школ (15 человек). Респондентам предлагалось выделить четыре элемента, которые, по их мнению, составили бы основу информационной культуры. Данные опроса четырех групп респондентов сведены в таблицу 3. Для каждого элемента вычислен коэффициент, как отношение реального числа предпочтений к суммарному числу возможного выбора (таблица 3).

Таблица 3

Результаты экспертной оценки элементов содержания информационного мировоззрения

№ п/п

Элемент информационного мировоззрения

Предпочтения

Всего

Коэф. пред-почтения

педагогов высшей

учителей школ

школьников

1

Принципы убеждения

12

6

57

75

0.123

2

Принципы деятельности

16

12

43

71

0.116

3

Ценности

15

5

48

68

0.111

4

Идеалы

12

13

32

57

0.093

5

Принципы сознания

15

11

28

54

0.089

6

Принципы мышления

8

9

36

53

0.087

7

Информационные технологии

13

8

31

52

0.085

8

Нормы поведения

11

10

30

51

0.084

9

Информационные ресурсы

6

5

38

49

0.080

10

Информационные системы

4

9

20

33

0.054

11

Принципы креативности

5

8

-

13

0.034

12

Принципы самореализации

-

2

11

13

0.034

13

Системность знаний

-

5

4

9

0.015

14

Информационная этика

7

-

-

7

0.011

15

Принципы функций информации

2

-

3

5

0.008

ИТОГО

126

103

381

610

По этому показателю анализируемые элементы можно разделить на три элемента, которые составят элементную базу информационного мировоззрения. Это — принципы убеждения, принципы деятельности и ценности. Необходимость включения информационную деятельность в информационную культуру отстаивают 60 % педагогов высшей школы,40 % — учителей школ и 67 % школьников. Для информационного принципы деятельности и ценности, соответственно 80 % и 75 %; 80 % и 33,3;83,5 % и 80 %; 36,8 %. Таким образом, больше половины опрошенных (54,87 %) видят их в содержании информационного мировоззрения.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению содержания информационного мировоззрения, их экспертная оценка и позволили выявить три элемента содержания информационного мировоззрения: принципы убеждения, принципы деятельности и ценности

Литература:

  1. Атаян, А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества./А. М. Атаян. М., 2004.
  2. Гайдаренко Л. В. Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности /Дис. канд. пед. наук. — М.,2003.
  3. Данильчук Е. И. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога./Дис. докт. пед. наук.- М.,2003.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное мировоззрение, принцип деятельности, принцип убеждения, принцип мышления, принцип функций информации, элемент, информационная культура личности, информационная этика, норма поведения, принцип креативности.

Похожие статьи

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Способы и содержание субъективного познания культуры личностью в современном образовании

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Сущность и содержание понятия культура предпринимательства

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры как фактор обеспечения интеллектуальных потребностей личности

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Похожие статьи

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Способы и содержание субъективного познания культуры личностью в современном образовании

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Сущность и содержание понятия культура предпринимательства

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры как фактор обеспечения интеллектуальных потребностей личности

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры