Использование метапредметных технологий на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дроздова, Н. В. Использование метапредметных технологий на уроках русского языка / Н. В. Дроздова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11958/ (дата обращения: 15.11.2024).



Русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания к конкретным практическим ситуациям.

Современный педагог должен использовать разнообразные способы, которые помогли бы научить ребят мыслить, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.

Эту задачу решают метапредметные технологии, среди которых особый интерес представляют следующие:

− информационно-коммуникационные технологии;

− технология «Метод проектов»;

− технология проблемного обучения;

− технология развития критического мышления через чтение и письмо;

− технология модульного обучения;

− игровые технологии.

Информационно-коммуникационные технологии.

Применение интерактивной доски на уроках русского языка позволяет сделать объяснение теоретического материала доступным, логичным, ярким, так как материал можно представить, применяя анимированные схемы, таблицы, иллюстрации.

Визуальная информация позволяет развивать воображение, положительные эмоции, формирует у учащихся умение анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли.

Большие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-орфографической, орфоэпической работы. Например, быстро и интересно можно провести различные виды диктантов: так называемые «немые» диктанты, словарные, лексические, орфоэпические, а также работу по созданию различных алгоритмов.

Контроль в форме электронных тестов позволяет осуществлять моментальную обратную связь с учащимися. Появляется возможность совершать заочные экскурсии по музеям и выставочным залам, рассматривать детально картины, слушать любое музыкальное произведение.

ИКТ-технологии, применяемые на уроках русского языка, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования, включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.

Технология «Метод проектов».

Метод проектов применительно к русскому языку — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и идеального продукта.

Целеполагание метода проектов ориентировано на развитие у школьников:

− личностно- и социально значимых качеств;

− познавательного интереса;

− умения самостоятельно находить информацию;

− способности ориентироваться в этой информации;

− умения анализировать, обобщать её и представлять в виде оформленного результата деятельности.

Среди перечисленных целей необходимо выделить первую (развитие личностно и социально значимых качеств), так как она учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, который сам выступает, наряду с учителем, в качестве активного субъекта деятельности. Метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких качеств характера, как целеустремлённость, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность, креативность.

Помимо того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение — это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

В педагогической литературе определение этому явлению дается по-разному.

Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». [4].

Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения усматривает в выдвижении перед школьниками дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. [3]. Такое понимание имеется и в работах Ю. К. Бабанского. [1].

На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». [5].

При использовании технологии проблемного обучения в процессе изучения русского языка реализуются, прежде всего, такие его элементы, как дискуссионность, развитие креативных способностей ученика, раскрытие их интеллектуального потенциала, углублённое внимание к задачам исследовательского характера.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Технология модульного обучения.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Цель модульного обучения содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Технология модульного обучения позволяет каждому ученику участвовать в активном познавательном процессе. Меняется форма общения учителя и ученика. В основе такого обучения лежат субъектно-объектные отношения: общение осуществляется через учебные модули в сочетании с индивидуальным личным общением. Учитель на уроке через модуль управляет деятельностью каждого ученика, активизирует его поиск, желание мыслить, ориентирует на успех, что повышает ответственность учащихся за качество обучения.

Суть технологии модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно работает с предложенной программой, которая включает в себя целевой план действий по усвоению, банк информации, представляющий из себя законченный блок содержания, и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьируются от информационно-контролирующей до консультационно- координирующей. Учитываются индивидуальные особенности обучаемых за счет исходной, текущей и выходной диагностики знаний, индивидуального темпа усвоения, что приводит к ситуации успеха каждого учащегося.

Игровые технологии.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

О. С. Газман писал: «Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». [2]. Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, поскольку очень востребован заказ общества на так называемую креативную личность, т. е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

Внедрение в педагогическую практику уроков русского языка описанных технологий позволяет осуществлять метапредметный подход к образованию школьников, целенаправленное формирование ключевых компетенций и в конечном счете повышать качество знаний по предмету, а также создавать условия для успешной социализации личности.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.
  2. Газман О. С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991.
  3. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.
  4. Лернер И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. // Советская педагогика, 1968. – № 7.
  5. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, проблемное обучение, модульное обучение, критическое мышление, метод проектов, образовательный процесс, технология развития, умение, интерактивная доска, образовательная сфера.

Похожие статьи

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Использование игровых технологий на уроках физики

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»

Использование коммуникативных и смысловых структур на уроках английского языка

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Использование игровых технологий на уроках физики

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»

Использование коммуникативных и смысловых структур на уроках английского языка

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы