Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи
Автор: Хрущёва Любовь Борисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 02.03.2017
Статья просмотрена: 1302 раза
Библиографическое описание:
Хрущёва, Л. Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи / Л. Б. Хрущёва. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11962/ (дата обращения: 15.11.2024).
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [2, стр.4].
В своих исследованиях учёные Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. указывают, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют серьезные нарушения связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа описания; фрагментарном запечатлении словесного материала; трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности; недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у дошкольников во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. Возникает необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОНР III уровня.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка [3, стр12].
Л. М. Щипицина выделяет следующие основные принципы психолого- педагогического сопровождения:
«На стороне ребенка». Очень часто на стороне ребенка только он сам... и еще специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход крещению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота и т. д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления
Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях.
Механизмом реализации психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое сопровождение воспитанников в образовательном учреждении способен осуществить психолого-медико-педагогический консилиум.
Главной целью деятельности ПМПк ДОУ является создание целостной системы комплексного диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.
В ходе работы над связной речью у дошкольников с ОНР III уровня осуществляется взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, заместителя заведующего по ВМР, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника.
Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.
Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: консультирование, курирование, совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.
Воспитатель, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Воспитатель ведет работу по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам, формированию связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой), осуществляет контроль за речью детей во время самостоятельной и непосредственно организованной образовательной деятельности, занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; способствует совершенствованию грамматического строя речи, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса
Управленческое сопровождение осуществляется администрацией ДОУ и выражается в создании нормативной базы, в организации взаимодействия, отслеживании результатов, анализе коррекционной работы, повышении квалификации сотрудников ДОУ и ресурсном обеспечении образовательного процесса.
Педагог — психолог осуществляет коррекцию основных психических процессов, снятие эмоционального напряжения, снятие тревожности при негативном настрое на взаимодействие, работает над повышением психологической культуры родителей и педагогов.
Содержание речевого материала, используемого на музыкальных и физкультурных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем-логопедом.
Современная психология и педагогика в решении проблем речевого недоразвития всё большее внимание уделяет повышению роли семьи.
Эффективность речевого развития и коррекции, полученных навыков коммуникации, социализации, а также поддержание состояния психологического комфорта детей с ОНР во многом зависит от активного участия родителей в процессе воспитания, развития и обучения ребёнка. Поэтому важную роль в организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей с речевым недоразвитием играет работа с родителями.
Задачи работы учителя-логопеда в работе с семьей: формирование у родителей желание помогать ребенку; повышение уровня педагогической компетенции родителей; информационная и дидактическая поддержка семьи.
Учитель-логопед проводит: индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития детей; групповые тематические консультации для родителей; игровые детско-родительские сеансы; логопедическую диагностику детей.
Учитель-логопед знакомит родителей: с речевыми особенностями ребенка с учетом возраста; со способами создания условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; методам игрового взаимодействия с ребенком; созданию оптимальной развивающей среды дома; объясняет родителям значимость создания условий для успешной социализации детей.
Таким образом, овладение связными формами высказывания детьми с ОНР — это сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Литература:
- Азова Л.Л, Ратанова Н. Я. Организация деятельности психолого- медико- педагогического консилиума в условиях введения ФГОС: методические рекомендации. — Калуга: ООО ИРА «Ваш Дом», 2012. — 170 с.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение Г186 развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с.
- Рогова А. А., Салаватулина Л. Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 561–565. — URL: http://e-koncept.ru/2016/86123.htm.