Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов в русскоязычных школах
Автор: Карапетян Маргарита Карапетовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 27.02.2017
Статья просмотрена: 286 раз
Библиографическое описание:
Карапетян, М. К. Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов в русскоязычных школах / М. К. Карапетян. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11963/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются условия адаптации детей мигрантов к общеобразовательным русскоязычным школам. Стрессовые условия вхождения в детский ученический коллектив, социокультурная и учебная дезадаптация детей мигрантов должны быть учтены в реализации образовательных задач. Специальные курсы, подготовленные для родителей, не владеющих русским языком, и детей мигрантов, позволяют расширять адаптивное пространство для различных категорий детей и родителей.
Ключевые слова: дети мигрантов, социокультурная адаптация, учебная адаптация, адаптивная образовательная среда
In the article the conditions of adaptation of migrant children to Russian schools of general education. Stressful conditions of entry to the children's student team, socio-cultural and educational maladjustment of migrant children should be taken into account in the implementation of educational tasks. Special courses are prepared for parents who do not speak Russian, and migrant children, allow you to extend the adaptive space for different categories of children and parents.
Keywords: children of migrants, socio-cultural adaptation, educational adaptation, adaptive learning environment
Интерес ученных к изучению адаптации как важнейшего способа сохранности жизнедеятельности человека в постоянно меняющемся мире является особенно актуальным в последнее время. Раскрыв механизмы адаптации, мы сможем понять и объяснить многие новые формы отношений человека с природой и обществом, с самим собой и другими людьми, получим возможность предвидеть его поведение в будущем.
Проблема адаптации и интеграции мигрантов в российском обществе подчеркивает, что миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, которые характеризуются определенной спецификой и которые требуют своего детального и безотлагательного решения. Важнейшим среди них являются:
‒ психологические стрессы, связанные со сменой места жительства и нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;
‒ кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм;
‒ общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;
‒ адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям системы среднего, средне-специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;
‒ трудности вживания в новую для ребенка среду общения и, как следствие, нередко возникающие состояния отчужденности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности и др. [1]
Следовательно, главным условием эффективности адаптационного процесса детей мигрантов является максимальное удовлетворение их актуальных потребностей. Среди них наибольшее значение приобретают потребности в материальном благополучии, благоприятных условиях проживания, получении знаний, в чувстве общности и принадлежности к определенной группе, в общении и хороших взаимоотношениях, в самореализации и возможности быть самим собой, в социально-психологической защищенности и уверенности в будущем.
С учетом выделенных проблем нами разработана Программа успешной адаптации детей мигрантов в русскоязычных школах. Проблема адаптации детей мигрантов к российскому образу жизни должна рассматриваться в контексте адаптации родителей. Необходимо анализировать поведение детей в системе «ребенок-социальная среда» через призму отношения родителей к их интеграции в новую культуру.
В новой социальной среде дети мигрантов сталкиваются с множеством обстоятельств, оказывающих на них то или иное влияние и требующих от них определенного поведения и определённой активности.
Среди приоритетных задач Программы мы выделили:
- Повышение адаптивных возможностей детей для овладения навыками общения в новом для них окружении.
- Налаживание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном учреждении, формирование положительных установок на развитие меж- и внутригруппового согласия и интеграцию детей мигрантов в местное детское сообщество
- Улучшение детско-родительских отношений.
Содержание программы включает:
- Работу с ребенком в классе, приобщение его к школьной жизни, к роли ученика в его ученическом классе
- Работу с родителями-мигрантами и их детьми; специальные курсы, проходящие в формате малокомплектной школы.
Для детей мигрантов разработаны углубленные задания, такие как диалог с текстом и рассказ о своем народе, культуре и т. п.
Вторая группа — это специальные курсы, продолжительность которых, составляет 10 занятий, родители и дети вместе посещают их, где основной задачей является овладение русским языком, историей России, знакомство с историей и культурой России. Работа разделяется на специальные задания для родителей и детей. Адаптация родителей в данном случае заключается в том, что с помощью данного курса они смогут подготовиться для сдачи теста граждан зарубежных стран.
Адаптивная образовательная среда — социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения. [2]
Исходя из предоставленного определения, функциональная часть, отраженная в программе, приобретает адаптивную направленность. То есть, для того чтобы учащийся усвоил любой вводимый новый элемент среды (программы, содержание предметов, социоокружение и т. д.), ему необходимо на первом этапе — ознакомление, на втором — первичная апробация, на третьем — ориентация в возможностях применения, на четвертом — принятие решения). Все это разрешает системно подойти к вопросу адаптации и социализации детей мигрантов к новой для них образовательной среде школы.
Литература:
- Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. — 2-е изд., доп. и перераб./ В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова. — М. Форум, 2011. — 224с.
- Третьяков П. И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003, С. 9
Ключевые слова
социокультурная адаптация, дети мигрантов, учебная адаптация, адаптивная образовательная средаПохожие статьи
Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде
В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...
Акмеологические условия адаптации дошкольников к развитию в институциональных системах
В статье рассматриваются психологические особенности дошкольного возраста и особенности адаптации детей этого возраста к образовательным учреждениям (институциональным системам) с разными типами обучения. Показано, что адаптация к ИС происходит в обл...
Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды
В статье раскрываются особенности использования развивающей предметно-пространственной среды при формировании экономических основ у детей дошкольного возраста. Отмечается, что развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам ...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования
В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...
Психологические особенности погружения в языковую среду на уроках русского языка в многонациональных классах средней школы
Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах средней школы практически не разработана, поэтому учителям самостоятельно приходится решать трудные задачи. В статье рассматриваются психологические особенности обучения русскому языку ...
Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве
В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...
Похожие статьи
Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде
В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...
Акмеологические условия адаптации дошкольников к развитию в институциональных системах
В статье рассматриваются психологические особенности дошкольного возраста и особенности адаптации детей этого возраста к образовательным учреждениям (институциональным системам) с разными типами обучения. Показано, что адаптация к ИС происходит в обл...
Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды
В статье раскрываются особенности использования развивающей предметно-пространственной среды при формировании экономических основ у детей дошкольного возраста. Отмечается, что развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам ...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования
В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...
Психологические особенности погружения в языковую среду на уроках русского языка в многонациональных классах средней школы
Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах средней школы практически не разработана, поэтому учителям самостоятельно приходится решать трудные задачи. В статье рассматриваются психологические особенности обучения русскому языку ...
Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве
В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...