Характеристики обучающих систем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 1855 раз

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Характеристики обучающих систем / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11968/ (дата обращения: 20.12.2024).



Рассмотрен подход к обучающим системам, заключающийся в рассмотрении их с точки зрения организационных систем. Такой анализ полезен, если необходимо выяснить принципы управления такими системами.

Ключевые слова: обучающийся, обучающая система, преподаватель, система «преподаватель — обучающийся»

Под обучающей системой иногда понимают аппаратно-программный комплекс, предназначенный для обучения [1]. Однако этим термином, наверное, правильнее было бы обозначать любые системы, имеющие обучающее назначение. Такое определение подходит и для всей системы образования в целом, и для отдельных учебных заведений, и для систем «преподаватель — обучающийся». Считается, что основная задача обучающей системы состоит в эффективной передаче знаний, которая зависит, в свою очередь, от степени подготовленности обучающихся и их способности усваивать полученную информацию. Различают автономные и сетевые обучающие системы.

В соответствии с положениями теории организации обучающая система может рассматриваться как любая организационная система, и, как объект управления, характеризуется рядом свойств, которые определяют принципы управления такой системой. Рассмотрим некоторые из них.

Сложность. Обучающие системы обычно представляют собой сложные системы, состоящие из подсистем с большим числом элементов и изменчивых связей между ними.

Нестационарностъ. Взаимодействие между подсистемами обучающей системы и внешней средой характеризуется изменчивостью.

Многомерность. Обучающие системы обладают большим числом входов и выходов, а для описания их поведения необходимо учитывать большое количество параметров.

Нелинейность. Зависимости между факторами регуляции поведения и состояниями обучающей системы невозможно представить в аналитическом виде.

Инерционность. Между подачей управляющего воздействия на вход обучающей системы и выходным откликом проходит определенное время, которое иногда может быть очень большим.

Целенаправленность. Важной чертой обучающих систем является активный целенаправленный характер их функционирования. Причем цели подсистем и системы в целом могут не совпадать, что может вызвать их конфликт. Целенаправленность здесь понимается как тенденция, направленная на достижение системой некоторого состояния, либо на усиления (сохранение) некоторого процесса. При этом система оказывается способной противостоять внешнему воздействию, а также использовать внешнюю среду и случайные события.

Неопределенность. Следствием целенаправленности системы является выбор поведения. Сложные системы обладают способностью к выбору поведения, и, следовательно, однозначно предсказать результат их действия невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуации. Из-за постоянного изменения структуры и элементов, а также развития самой системы и наличия активных факторов, влияющих на ее поведение, в нее вносится неопределенность.

Открытость. Это свойство, обладая которым система имеет возможность непрерывно обмениваться информацией с окружающей средой. Также открытость может проявляться в возможности системы управлять своими ресурсами. В результате открытые обучающие системы могут изменять свои функции и структуру.

Самоорганизация. Самоорганизующееся поведение обучающих систем заключается в том, что реакция обучающей системы определяется главным образом не внешними факторами, а ее структурой и связями. Иными словами, система без внешнего воздействия может формировать свою временную и функциональную структуру. Внешняя среда выступает лишь катализатором изменений внутренних состояний, которые реализуются рекурсивно (изменения происходят на основе принципа структурно-функционального единства).

Структура обучающей системы сама является самоорганизующейся системой в виде замкнутой сети операций. Ее функционирование осуществляется автономно и направлено на поддержку этой автономии. Постоянство структуры свойственно только для относительно простых обучающих систем. В сложных системах необходимо учитывать изменения их структур. При этом система может функционировать, не только уменьшая неблагоприятные изменения, но и увеличивая благоприятные с помощью положительной обратной связи.

Свойства активности, открытости и самоорганизации обусловливают поведение обучающей системы, существенно отличающее их от технических систем.

В теории организационных систем принципом их построения является требование наибольшей эффективности управления. Для этого управление направлено на установление четких взаимосвязей между отдельными подсистемами, на распределение между ними прав и ответственности. Это позволяет системе взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы на достижение целей. При этом под системой управления понимают упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие системы как единого целого.

В саморазвивающихся системах структура непрерывно меняется. В процессе организации структура упорядочивается, усложняется, включаются новые связи и развиваются существующие связи. В процессе дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, целостность системы нарушается.

Литература:

  1. Данилов О. Е. Эргономика обучающих человеко-машинных систем / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — № 8. — С. 25–31.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающая система, система, внешняя среда, внешнее воздействие, выбор поведения, принцип управления, структура.

Ключевые слова

преподаватель, обучающийся, обучающая система, система «преподаватель — обучающийся»

Похожие статьи

К вопросу о понятии «методическая система»

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

К вопросу об использовании информационно-коммуникационной технологии «систем оценивания ответов»

В статье рассматриваются преимущества автоматизированных систем оценивания ответов учащихся для получения измеримых результатов обучения.

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Модульное обучение-преимущества и недостатки

В статье рассматриваются вопросы модульного обучения, предлагаются пути усовершенствования некоторых аспектов, в частности воспитательного аспекта при модульном обучении.

Проблема управления качеством образования

В данной статье с целью совершенствования системы управления рассматриваются различные теоретические подходы к характеристике понятия «качество образования».

Кадровый менеджмент. Проблемы обучения торгового персонала

В статье авторы рассматривают такой сложный социальный процесс как обучение персонала, выделяя основные проблемы, возникающие в ходе него. Особое внимание уделяется проблемам обучения торгового персонала крупной сети продовольственных магазинов в Рос...

Подходы к развитию персонала организации

В данной статье анализируются подходы к развитию персонала в организации, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Рассматривается вопрос различия терминов «развитие персонала» и «профессиональное развитие».

Управление адаптацией персонала в период проведения изменений

В данной статье рассматриваются понятие и методы адаптации персонала, а также типы организаций по принципу внимания к системе адаптации. На примере Томского государственного университета анализируются проблемы и даются рекомендации по усовершенствова...

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Похожие статьи

К вопросу о понятии «методическая система»

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

К вопросу об использовании информационно-коммуникационной технологии «систем оценивания ответов»

В статье рассматриваются преимущества автоматизированных систем оценивания ответов учащихся для получения измеримых результатов обучения.

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Модульное обучение-преимущества и недостатки

В статье рассматриваются вопросы модульного обучения, предлагаются пути усовершенствования некоторых аспектов, в частности воспитательного аспекта при модульном обучении.

Проблема управления качеством образования

В данной статье с целью совершенствования системы управления рассматриваются различные теоретические подходы к характеристике понятия «качество образования».

Кадровый менеджмент. Проблемы обучения торгового персонала

В статье авторы рассматривают такой сложный социальный процесс как обучение персонала, выделяя основные проблемы, возникающие в ходе него. Особое внимание уделяется проблемам обучения торгового персонала крупной сети продовольственных магазинов в Рос...

Подходы к развитию персонала организации

В данной статье анализируются подходы к развитию персонала в организации, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Рассматривается вопрос различия терминов «развитие персонала» и «профессиональное развитие».

Управление адаптацией персонала в период проведения изменений

В данной статье рассматриваются понятие и методы адаптации персонала, а также типы организаций по принципу внимания к системе адаптации. На примере Томского государственного университета анализируются проблемы и даются рекомендации по усовершенствова...

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.