Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 07.03.2017

Статья просмотрена: 1716 раз

Библиографическое описание:

Олейникова, А. А. Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А. А. Олейникова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11985/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации в настоящее время является образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одной из важнейших задач образования является обеспечение условий для индивидуального развития каждого обучающегося, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ОВЗ.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС ОУО). ФГОС НОО ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Планируется последовательное введение ФГОС НОО ОВЗ:

2016-2017 учебный год - первые классы;

2017-2018 учебный год – первые и вторые классы;

2018-2019 учебный год – первые, вторые и третьи классы;

2019-2020 учебный год – первые, вторые, третьи и четвёртые классы.

Таким образом, дети с ОВЗ могут получать образование в обычной школе, адаптироваться к жизнивместе со своими сверстниками, по месту жительства, в массовой общеобразовательной школе, где детям с особыми образовательными потребностямибудетоказывается необходимая специальная поддержка.

По новым стандартам, каждый учитель должен уметь работать с особенными детьми. Уже разработан «Стандарт инклюзивного образования», где под инклюзией подразумевается процесс развития максимально доступного образования для каждого в массовых школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников, процесс ликвидации разнообразных барьеров для наибольшей поддержки каждого школьника и более полного раскрытия его потенциала.

В настоящий момент «Стандарт инклюзивного образования» проходит апробацию и может быть внедрен в 2017 году.

В связи с новыми нормативными документами, наметилась тенденция к тому, что развитие оптимальных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в регионах далеко не всегда носит спланированный, последовательный характер, а зачастую не сопровождается созданием необходимых условий. [2] То есть, инклюзивное образование, во многих регионах страны, реализуется как перевод детей с ОВЗ в обычное учреждение, которое не может обеспечить требуемые для обучения таких детей специальные условия.

Следует учитывать, что детям с ОВЗ, которым по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, требуются специальные условия обучения. [3]

Таким детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учётом различных потребностей и индивидуальных возможностей. Должна быть разработана адаптированная программа, которая учитывает особенности развития ребенка. Её основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является образовательный стандарт.

На этом этапе учитель встречается с проблемой специфики прогнозирования успешности обучения детей с ОВЗ.

Сложность заключается в том, что в повседневной практике педагоги, обучающие детей с ОВЗ, часто сталкиваются с вопросом: как оценивать успешность обучения школьника с ограниченными возможностями здоровья. К тому же происходит подмена понятий «успешность обучения» и «успеваемость».

Стоить заметить, что эти понятия не равнозначны.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что успеваемость - степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными.

Успешность обучения гораздо более ёмкое понятие, которое складывается из внешней оценки педагогами и родителями результатов учебной деятельности ребенка с ОВЗ, эффективности используемых специалистом способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности обучающихся учебным процессом и результатами обучения.

Школьная не успешность детерминирована рядом внешних и внутренних факторов. Поэтому нужно учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребёнку, с его возможностями.

Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа помогают уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребёнка

а) психосоматических,

б) нервно-психических расстройств,

в) различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.

Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения смог преодолеть свой страх, растерянность, неорганизованность, различного рода затруднения. Такой ребёнок испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью.

И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих школьник с ОВЗ, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, потому что учёба не приносит ему удовлетворения, радости, всего того, что входит в понятие успешность.

Современная ситуация в образовании свидетельствует о том, что проблема успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья активизировалась. Это связано с тем, что:

- произошло изменение представлений о содержании и качестве образования: содержание образования рассматривается не как совокупность предметных областей, а как комплекс сфер жизнедеятельности человека;

- принципиально меняется направление результатов педагогической деятельности и ориентир образовательного процесса;

- основу государственной политики в области образования составляет личностно-ориентированный подход к образовательному процессу;

- ориентир на динамику личностного развития обучающегося с ОВЗ.

Еще одной проблемой образования является ориентация в обучении ребенка с ОВЗ на результат, а не на процесс. От ребенка подсознательно ожидают, что он «выздоровеет», исправится. Это является изначально неверно заданными целями образования. Поэтому важную роль играет прогнозирование успешности освоения ребенком с ОВЗ академических знаний и социальных навыков.

Учителю, который планирует обучение ребенка с ОВЗ, необходимо сначала сформулировать педагогическую задачу для себя, лишь затем формулировать её для обучающихся и включать их в её решение.

Квалифицированно проведенные педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса.

Технология психолого-педагогического прогнозирования успешности позволяет определить зону ближайшего развития школьников на основе психологического прогноза (российский подход) и определения ожидаемых результатов в каждом виде внешних и внутренних образовательных экспертиз (международный подход).

Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий сопровождения их образовательной деятельности, верного прогнозирования успешности обучения. [4]

Таким образом, прогнозирование успешности обучения детей с ОВЗ является малоизученной проблемой, не смотря на высокую актуальность данной темы в рамках повышенного внимания, уделяемого проблеме успешного инклюзивного образования и прогнозирования успешности обучения детей с ОВЗ.

Совместное обучение детей с различными потребностями - это отличный способ воспитания у современных школьников толерантности, желания помочь и принять посильное участия в жизни тех детей, которым, в силу их особенностей, труднее жить, чем другим.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  3. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 20-24 с.
  4. Перепёлкина Н.А. Проблема интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы в свете гуманистических традиций современного российского образования - Материалы VI Международной научно-практической конференции «Проблемы теории и практики современной науки»: Сборник научных трудов. Таганрог, ООО «НОУ «Вектор науки». 2016. - С. 93-97.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок, инклюзивное образование, образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт, начальное общее образование, образовательная деятельность, обычная школа, специальное условие обучения.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников