Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе формирования нравственных качеств личности
Авторы: Некрасова Елена Леонидовна, Бурцев Андрей Дмитриевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 02.03.2017
Статья просмотрена: 2719 раз
Библиографическое описание:
Некрасова, Е. Л. Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе формирования нравственных качеств личности / Е. Л. Некрасова, А. Д. Бурцев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11986/ (дата обращения: 15.11.2024).
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
Лафатер
При изучении курс ОРКСЭ, модуля «Православная культура», у ребенка постепенно происходит переоценка ценностей. Меняется отношение к себе, родителям, школе, образованию, нравственным категориям.
Очень важно поддержать ребёнка в этот сложный для него период, потому что он создаёт собственную систему новых ценностей. Если он это делает, имея ясное представление о высших проявлениях этих качеств, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Сегодня на уроке от ученика требуется не столько умение пользоваться полученными знаниями для решения проблем, сколько умение самостоятельно приобретать эти знания. Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в уроки Православной культуры притч фрагментов художественных и музыкальных произведений помогает организовать дискуссию по теме урока.
Различные произведения духовно-нравственного содержания (стихи, сказки, притчи, отрывки из художественных произведений, мультфильмы, песни) имеют большое воспитательное значение. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. Доказательная сила художественного образа вызывает у школьников сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.
Учебный диалог — это субъект — субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся. Л. В. Занков высоко оценивал способность учителя организовывать коллективный процесс познания, подчёркивая, что при этом «учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринуждённости и в то же время высокой дисциплины, которая создаётся уважением к учителю и товарищам, увлечённостью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке».
Включаясь в учебные диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные и литературные явления прошлого. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения.
Необходимыми условиями организации диалога являются:
а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
– ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
– учебный диалог ограничен во времени;
– если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
– учебный диалог требует полных ответов;
– учебный диалог требует предварительной подготовки.
Существуют различные формы учебных диалогов, которые можно использовать в общении с учащимися на уроках:
- Мотивационный — интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения.
- Критический — критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.
- Рефлексивный — обратная связь между учителем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.
- Конфликтный — противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.
- Автономный — размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.
- Самопредъявляющий — дает возможность производить желаемое впечатление.
- Самореализующий — личность утверждает себя не только в глазах других, но и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.
- Смыслотворческий — связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей
- Духовный — отличается высоким уровнем духовности, проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.
Конструируя ситуацию диалога, необходимо принимать во внимание диалогический опыт учащихся, в котором выделяются три этапа развития:
- Сюжетно-познавательный.
- Чувственно-аналитический.
- Личностно-рефлексивный.
Остановимся подробнее на характеристике духовного диалога, который имеет место на третьем этапе (личностно — рефлексивном). Это этап готовности к поиску смысла ценностей, когда у учащихся формируются способности их духовного осмысления, определяется система жизненных смыслов, умение передавать друг другу личностно — значимые ценности. К данному моменту должны выработаться определенная система знаний по предмету, умение самостоятельно творчески выявлять проблемы в учебном материале.
Цель духовного диалога — рассмотрение проблем на языке эстетических, философских категорий, размышление с позиций общечеловеческих непреходящих истин о жизни, человеке, его предназначении, судьбе.
Отбор содержания для духовного диалога происходит на основе выявлений единой темы (духовной составляющей), единой проблемы, единых принципов изображения в разных произведениях, с тем, чтобы увидеть тенденции развития решений отдельных проблем.
Вопросы чаще всего носят обобщающий характер, отражают глубину постановки проблем, требуют глубокого проникновения как в текст произведения, так и в самого себя. Например: 1) Жертвенная любовь. 2) Может ли безответная любовь осчастливить человека?
В русской литературе, православной культуре масса имен, которые учат на примере своих произведений мудрости, развивают нравственную зоркость.
Обратимся к творчеству писателей 20 столетия, к такому имени, как А.Платонов и его сказке — были «Неизвестный цветок». Учащиеся знакомятся с текстом, разрешают проблемный вопрос: можно ли назвать сказку-быль продолжением разговора о прекрасном, о не предполагаемом, но уже заложенном в человеке чувстве прекрасного, о неожиданно проявляющихся в нем чувствах доброты, справедливости, страдания, любви. Разговор по сказке — были «Неизвестный цветок» можно начать со слов Ф. И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…». Очень важно донести до учащихся мысль о том, что это утверждение кажется очевидным, мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех.
Для проведения учебного диалога есть ряд вопросов. Необходимо отметить, что данные вопросы зачастую подойдут ко многим жанрам произведений и они помогут организовать учебный диалог.
вопросы |
ответы- клише |
-О чем это произведение? (притча, исторический факт, биографическая статья, рассказ из жизни.) — О чем автор хотел поведать? (работа с контекстом)
— Как ты это понял? (почувствовал, услышал, догадался) —Как же звучит основная мысль? —Какие чувства вызывают у вас поступки героя? — А как бы ты поступил на месте героя? (Почему?) —Чему учит это произведение? —Зачем написан этот текст? |
-Это произведение о….(одно- два слова) —Я считаю, что автор хотел рассказать о…. — Я почувствовал, услышал, догадался…. — Думается, что основная мысль может звучать так… — Мне кажется, что я смог порадоваться за героя, погрустить вместе с ним, посочувствовать ему… — Я поступил… — Это произведение учит…. — Этот текст написан для того, чтобы мы смогли (научились, поняли, почувствовали, оценили)… |
Подводя итог, важно отметить: нельзя измерить чувство, уложить в графики степень духовности, но наблюдать отношение к искусству, литературе, привлекать к участию в прекрасном — возможно. И именно диалог способен создать ситуацию поиска смысла ценностей, закрепить их в переживаниях, потому что он является основой бытия и мышления современного человека.
Литература:
- Вороницына, Е. В. Диалог как средство организации учебной деятельности / Е. В. Вороницына // Практика образования. — 2010. — № 4
- Саяпина Наталия Николаевна. Организация учебного диалога в образовательном процессе: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Саратов, 2000 197 c.
- archive.is/www.zankov.ru ЗАНКОВ.RU — официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. Обмен опытом