Самообразование как одно из условий повышения уровня квалификации педагога
Авторы: Мендыбаева Майра Магазовна, Жумабекова Самал Сериковна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 02.03.2017
Статья просмотрена: 76 раз
Библиографическое описание:
Мендыбаева, М. М. Самообразование как одно из условий повышения уровня квалификации педагога / М. М. Мендыбаева, С. С. Жумабекова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11988/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современная система образования требует от педагога непрерывного самосовершенствования. Педагогу необходимо не только владеть информацией и быть мобильным, но обладать навыком трансформации новых знаний для эффективного применения в предлагаемых условиях. Постоянное самообразование педагога — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет быть востребованным профессионалом.
Развивать устную связную речь умственно отсталого ребёнка дело многотрудное, обучая учащихся данной категории нельзя уложиться во временные рамки, ручаться за полное овладение им общеречевыми умениями и навыками. Сложность структуры дефекта, индивидуальные особенности, типологическая группа играют не последнюю роль в формировании навыка письма и речи.
Чтение — это целенаправленная речевая деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, организовывает его, воссоздаёт опыт, стимулирует интеллектуальное развитие, влияет на поведение, может изменять и совершенствовать личность, именно через чтение человек познаёт окружающий его мир. Известно, что успешное усвоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой базе, поэтому так важно прививать ребенку читательский интерес. Развитие устной связной речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому каждый учитель, сообщая новый материал, опирается на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усвоенные лучше понимались и сохранялись в памяти. Работа дефектолога строится на развитии и коррекции потенциальных возможностей детей, где определяется актуальная и ближайшая зона развития.
Актуальность выбранной темы самообразования продиктована особенностью психофизиологии детей с ОВР: замедленным протеканием мыслительных процессов, в недостаточном понимании учащимися смысла прочитанного, большим количеством ошибок при чтении.
2015–2016 гг. явился первым годом работы над темой самообразования: «Особенности читательской деятельности учащихся с нарушением интеллекта и некоторые приёмы преодоления негативизма к чтению». Были изучены научно-методические работы по данной проблеме, было проведено диагностирование учащихся, выявлены особенности читательской деятельности учащихся с ОВР. Большая часть специальных исследований, в которых изучались особенности развития навыка чтения учащихся с нарушениями интеллекта, посвящены методике совершенствования навыков связной устной и письменной речи (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, С. Ю. Ильина, И. Ю. Свиридович). В опубликованных работах указывается на низкий уровень владения умственно отсталыми учащимися всеми сторонами речи.
В 2016–2017учебном году планируется продолжение работы над темой самообразования по совершенствованию навыка чтения и усвоению прочитанного. Второй год работы над темой определил практические шаги — разработка дидактического материала: мини-тесты, опорные схемы, алгоритмы, кластер сравнительные таблицы, наглядно-иллюстрационный материал.
В процессе изучения произведений применяются различные тренировочные упражнения, например: упражнение «Голова и хвост» учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают, что позволяет расширить поле чтения, закрепить оперативную память и отработать технику.
Одна из главных задач данного года обучения — формирование устной связной речи и развитие осмысленного беглого чтения.Для преодоления негативизма к чтению, учитель подбирает упражнение «продолжим мысль автора», которое в ненавязчивой форме обязывает обратиться к тексту. Такое упражнение выполняется с долей интереса, потому что присутствует элемент поиска.Проработка трудных и незнакомых слов играетбольшую роль не только для совершенствования механизма чтения, предупреждения различных ошибок при чтении, но также и в смысле введения новых слов в будущий диалог школьников, для развития коммуникативной функции речи. Важность этой работы в том, что обсуждаются проблемные вопросы, так при изучении рассказа И.Тургенева «Муму»: — С чем можно сравнить уход Герасима за собакой? — С уходом за ребёнком. Спасение собаки пробуждает в нём лучшие человеческие качества, перечислите их.
— Как вы думаете, почему автор выбрал собаку, а не кошку в качестве питомца главного героя? Собака — самое преданное животное, лишённое лжи. Как Муму относилась к Герасиму? Как зовут собаку? Почему? Герасим — немой, его речь — одно сплошное мычание («промычал»). Почему рассказ назван кличкой собаки? Потому что крепостные не имели никаких прав.
Вывод: немота — отсутствие речи. Немота физическая = немоте социальной. У Герасима нет права голоса! По замыслу рассказа ему не нужна речь, т. к. к его мнению никто не будет прислушиваться. Его обязанность — исполнять.Непростые вопросы решаются в совместной деятельности. Важно, чтобы учитель в доступной форме, аргументируя текстом смог донести до сознания учащихся характерные особенности портрета героя: на его внутренние переживания, поступки, решения. Для ребенка с ОВР осмысление прочитанного — это самый проблемный пункт в работе над процессом овладения чтением. Системное недоразвитие всех высших психических функций делают данную работу многотрудной. Для развития вдумчивого чтения существует много упражнений одно из таких «Узнай героев по их словам и поступкам». Данное упражнение активизирует мыслительные процессы: соотнести слова и поступки, что дает возможность вдумчиво прочитать и указать стрелкой кому они относятся. Работа с деформированным текстом доступна учащимся 2 –го уровня, располагают предложения в соответствии с последовательностью событий. При изучении «Кавказского пленника» Л.Толстого учащиеся не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречают в произведениях, не всегда связно и достоверно передают содержание прочитанного отрывка. В классе единицы владеют навыком составления сравнительной характеристики героев, поэтому готовая таблица помогает учащимся 3- уровня в составлении характеристики героев.
Сравнительная характеристика Жилина иКостылина
Жилин смелый, решительный |
Костылин нарушил уговор |
Добрый, думает о матери |
Способен на предательство |
Великодушно простил Костылина |
Не принимает других людей |
Надеется на себя |
Ленивый |
Не может сидеть без дела |
Не верит в свои силы |
Всем помогает, даже врагам |
Упал духом |
При изучении повести «Слепой музыкант» В. Короленко перед учащимися встают сложные вопросы: Кто сыграл большую роль в возмужании и взрослении слепого? Какую цель преследовал дядя Максим?— Приблизить мир. Желание закалить его душу, сердце … и не только слепого. Мудрый, потому что его воспитание и знание жизни и не прошли для слепого даром. Разноликий мир приблизился к Петру, к Эвелине. Встретиться лицом к лицу с жизнью, с новым, жёстким, ярким, беспощадным, разным миром. Можем ли мы утверждать, что Максим — ключевой персонаж? Что делать слепому в этом большом мире? Носиться со своим горем? Или найти себе применение? Жить только для себя? Как найти своё место в жизни? Как стать полезным для себя, для людей? Максим не только сумел подвести Петра к данным вопросам, но и предоставил возможность решить это самому. На контрольно-обобщающем уроке учащимся 3 уровня предлагается составить краткий пересказ повести, опираясь на упражнение «Закончи мысль», а учащимся 2-го предлагается деформированный текст.
На юго-западе Украины родился …. Мать безутешно ….
Отец воспринял это известие как удар ….Дядя Максим стал для слепого ….
Слепой мальчик познакомился с девочкой …Дружба Петра и Эвелины росла и …
Максим считал, что надо дать душе Петра окрепнуть, чтобы встретить ….
Приезд молодёжи в усадьбу внёс ….Пётр задумался над тем, как жить ….
Теперь не просто дружба связывала их, а настоящая …. Игра слепого произвела сильное впечатление на ….Слепой музыкант нашёл дело, которому можно ….
Словарь: слепой мальчик, дальше, любовь, гостей, оживление, жизненные трудности, учителем, Эвелиной, страдала, судьбы, крепла, Петра, служить.
Уроки чтения и развития речи призваны воспитывать личность ребенка, формировать его мировоззрение, обучать жизненно важным умениям и навыкам, которые необходимы в социуме. Учащиеся с ОВР на уровне чувств остро ощущают несправедливость, фальшь, чужое горе, страдания, потому что многие из ребят видят больше сердцем. Педагог должен помочь учащимся понять героя, найти ключ к осмыслению слов и поступков, подготовить их к формулированию вывода. Задача педагога учить жизни и для жизни, максимально приблизить литературную ситуацию к реальности, формировать жизненно важные компетенции.
Каждая деятельность продуктивна, если есть результат. Как результат деятельности работы по теме самообразования планируется выпуск методического пособия по чтению и развитию речи для учащихся 7–8 классов.
Литература:
- Аксёнова, А. К. Формирование навыка беглого чтения у умственно отсталых учащихся / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 1. — С. 30–33.
- Блинова, Л. Н. Дидактический материал по отработке навыков чтения и развития логического мышления /
- Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.