Патриотическое воспитание дошкольников
Авторы: Шахрай Татьяна Ивановна, Виноход Валентина Леонидовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 02.03.2017
Статья просмотрена: 79 раз
Библиографическое описание:
Шахрай, Т. И. Патриотическое воспитание дошкольников / Т. И. Шахрай, В. Л. Виноход. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11992/ (дата обращения: 15.11.2024).
Стране необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим.
В. В. Путин. 23.01.2012
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9). Главный момент в контексте «Детский сад — семья» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка, в том числе и в вопросах патриотического воспитания.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности. Поэтому начало такой работы в нашем саду было положено с большой выставки «Семейные ценности», на которой семьи представили предметы старины: прялки, утюги, вышитые скатерти, памятные сувениры, творческие работы, такие как «генеалогическое древо рода», фотоальбомы, семейные реликвии. Посещая выставку совместно с родителями, дети визуализировали жизнь и устои предков, проникаясь культурой русского народа.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, и любовь к родным местам Семья — это маленькое государство. А у каждого государства существует своя, не похожая на другие символика. И следующим этапом стало создание «Семейного герба», как часть формирования патриотизма, развитие воображения, привлечение всех членов семьи к совместной деятельности.
Заинтересовав детей историей нашей страны, мы организовали акции «Внуки помнят героев» и «На встречу к звездам». К памятным для страны датам, дети готовят подарки ветеранам ВОВ, делают поделки и дарят их ветеранам, участвуют в различных конкурсах. Данные акции способствуют зарождению в ребенке великого чувства — быть гражданином своей страны; свято хранить и передавать истории о героическом прошлом выдающихся людей страны, героев ВОВ и своих предков.
Перед воспитателями, стоит нелёгкая задача — донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. Расширить кругозор ребенка и обратить его внимание на красоту родной Земли, показав ему картины или слайды недостаточно. Чтобы понятия и названия запомнились ребенку надолго необходимо закреплять информацию через творчество, так, например, говоря о столице нашей Родины, и в частности о Красной площади в Москве, мы с детьми подготовительной группы написали картину маслом — Собор Василия Блаженного, которая стала украшением нашей группы.
Формировать у детей черты характера, прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу» возможно через сюжетно-ролевые игры «Госпиталь», «На границе», спортивные эстафеты «Быстрее, выше, сильнее», чтение книг: Юрий Коваль «Алый»,Аркадий Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», Дмиртий Пентегов «Паровоз-овечка».
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Воспитание детей через формирование у них патриотических чувств, любви к своей Родине — задача особенно актуальная сегодня. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться своей малой Родиной.
Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Если народ теряет связь с прошлым, он теряет свою силу, свое будущее. Мы должны знать об этом, ведь все дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших предков. Используя в работе с детьми хакасские народные игры, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. В играх отражается быт, труд, национальные устои, представления о нравственности.
Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает: «… формирование Первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…».
С этой целью, для реализации задач внедрена авторская программа «Хакасия — земля родная» по этнической культуре. В связи с введением новых образовательных стандартов в 2015 году разработан перспективный план ознакомления детей с культурой Хакасии для старших дошкольников.
В тематике регионального содержания большое внимание уделяется устному народному творчеству: сказкам, играм, поговоркам, обычаям, традициям, декоративно-прикладному искусству, ознакомлению детей с природой родного края, прошлому и настоящему республики Хакасия.
Во время творческих отчетов, совместно с родителями изготавливаем национальные блюда, играем в подвижные игры коренного населения: «Игра в кольцо и ленту», «Спрячь рукавицу», «Медведь и пень».
В свободном для детей доступе находятся национальные куклы Тарина и Саяна, с которыми дети могут поиграть, рассмотреть элементы национальной одежды, украшения. Разучиваем пальчиковые игры на хакасском языке. Знакомимся со стихотворениями о Хакасии.
«Хакасия моя! Под щедрым солнцем небо,
Лазурныйблеск озёр, духмяные луга,
Колышутся волной в полях колосья хлеба,
И дикий Енисей штурмует берега». Светлана Ромашина.
Рассказываем детям хакасские легенды и читаем хакасские сказки, прослушиваем национальную музыку. Раскрашиваем хакасские узоры, лепим национальные украшения Пого. Знакомимся с хакасскими народными поговорками и загадками. В последнюю субботу сентября отмечаем праздник «День Енисея», устраиваем выставки «Батюшка- Енисей».
В оформленном центре «Моя Хакасия» имеются авторские настольно-печатные игры для старших дошкольников о растительном и животном мире республики Хакасия. С помощью этих игр дети узнают природные зоны родного края, запоминают лекарственные травы республики.
С помощью авторского экологического календаря Хакасии, дошкольники рассматривают фотографии с местными достопримечательностями. Больше узнают о редчайших животных нашего края, запоминают месяца года и учатся показывать театр теней.
Таким образом, воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный, но, как сказал Сергей Михалков «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».