Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 27.02.2017

Статья просмотрена: 4226 раз

Библиографическое описание:

Осипьянц, Т. С. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления / Т. С. Осипьянц. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 138-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11996/ (дата обращения: 19.12.2024).



«Вся жизнь человека — это поход за профессиональным мастерством» — эти слова академика В. П. Беспалько высвечивают путь становления человека в профессии. Для этого нужна вся жизнь и постоянное движение к мастерству.

Но путь у каждого свой. Казалось бы, против этой аксиомы никто не спорит. Более того, усилилась частота повторения сочетаний «образовательная траектория», «образовательный маршрут», «образовательная программа» причем с обязательным определением «индивидуальный». И с этого момента начинаются трудности.

Индивидуализация в образовании провозглашается и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОС и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.

Парадокс заключается в том, что долгое время педагогическая общественность говорила о необходимости индивидуализации образовательного процесса, а сегодня, когда сложились необходимые условия (работодатели формулируют требования к подготовке специалистов и рабочих, исходя из особенностей деятельности своих предприятий, студенты явно обозначают свои образовательные потребности, образовательные учреждения получили относительную свободу в разработке ОПОП и возможность вести обучение по индивидуальным образовательным программам), педагогическая практика оказалась не готова к этому шагу. И хотя во многих образовательных учреждениях вводится новая должность — тьютор, рассматривающаяся как панацея в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса, для всех очевидно, что без четкого ответа на вопросы: — что представляет собой индивидуальная траектория студента колледжа, — на каких принципах она выстраивается, — какие условия нужно создать в СПО для ее реализации (на уровне освоения студентом отдельных дисциплин, профессиональных модулей, всей основной профессиональной образовательной программы) введение данной должности останется неэффективным (но модным) нововведением.

Известно, что потребность продвигает науку быстрей десятка университетов. И эти вопросы, которые задает практика, свидетельствуют об актуализации потребности понять, что же такое индивидуальная образовательная траектория и как её выстроить для студентов колледжей, училищ.

Непреложным законом развития каждого человека является осознание себя субъектом деятельности, автором собственной биографии. Это осознание не всегда совпадает с определенным возрастом, иногда оно приходит слишком рано («рано повзрослел» — говорят про таких), а иногда неопределенно затягивается. И тогда мы имеем дело с инфантильностью и безответственностью.

Годы обучения в колледже, училище по периодизации, предложенной в психолого-педагогических исследованиях (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцева, А. К. Маркова, Н. С. Пряников и др.) совпадают с периодом профессионального становления человека.

Если в целом этот процесс занимает 15–20 лет — от зарождения профессионально-ориентированных интересов до профессионального мастерства, то на этапе профессиональной подготовки главной задачей становится обретение новой социальной роли и овладение основами профессии.

Однако, при выходе в профессиональный мир выпускник СПО сталкивается с рядом системных трудностей.

Во-первых, у молодых людей нет опыта трудовой деятельности, трудовой репутации, и работодатель не имеет представления о качестве рабочей силы.

Во-вторых, существует проблема явно недостаточной квалификации выпускников, что делает их неконкурентоспособными со старшим поколением: время, когда у нас образование будет заменять опыт еще не пришло.

В-третьих, модернизируемое образование только приступило через разработку и внедрение новых ФГОС к преодолению разрыва между динамичными технологическими изменениями в производстве и уровнем подготовки студентов в колледжах и училищах.

В-четвертых, молодые люди в большинстве своем не включаются в профессиональные социальные сети, что блокирует их возможность получить доступ к рабочим местам [1].

Этот контекст требует усиления социально-педагогической поддержки личностно-профессионального становления студентов в колледже, в училище. И здесь подключаются идеи модульно-компетентностного подхода, личностно-ориентированного обучения и самое главное, персонифицированного образования, т. е. естественного, природосообразного, «скроенного по индивидуальным меркам».

Цель индивидуализации в системе СПО — адресно подготовить каждого студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его природными задатками и склонностями. Эту идею можно реализовать через разработку индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента.

Следует отметить, что массовость обращения педагогов колледжей к личностно-ориентированному обучению в 90-х не смогла сделать процесс профессионального обучения индивидуализированным.

На сегодняшний день педагогические коллективы училищ, колледжей, формулируя стратегические цели своего развития, ориентируются на становление многофункциональных, многопрофильных, многоуровневых образовательных учреждений и комплексов, создающих образовательное многообразие, на создание открытой образовательной среды, обеспечивающей условия для максимального профессионального и личностного развития студентов, реализации ими индивидуальных образовательных траекторий.

Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного образования.

В системе СПО принято опираться на ясную и емкую формулировку этого явления, которую дал А. В. Хуторской:

«Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании». Из определения следует, что путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в большей степени личностным потенциалом обучающегося, т. е. его задатками и способностями.

При «определении» траектории выбору сегодня может подлежать:

– уровень освоения профессиональной образовательной программы;

– предметное поле, включающее как многообразие программ дисциплин и профессиональных модулей вариативной части, так и выбор программ дополнительного образования;

– методы и формы обучения, формы самостоятельной работы студентов;

– формы контроля результатов обучения;

– темп обучения;

– количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.);

– информационные ресурсы, отражающие содержание осваиваемой ОПОП;

– место прохождения практик;

– тематика исследовательских и проектных работ;

– тематика итоговой квалификационной работы и др.

Возможно, студентам СПО в скором времени представится возможность выбора педагога, реализующего как свою авторскую программу, так и обычную рабочую программу дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса; возможность выстраивать свой образовательный маршрут, используя ресурсы нескольких образовательных учреждений. На сегодняшний день все эти вопросы активно обсуждаются в научных исследованиях, осуществляемых в рамках профильной подготовки учащихся общеобразовательной школы, дистанционного образования, организации индивидуального обучения.

Одновременно с размышлениями об индивидуальных образовательной траектории возникает необходимость проектировать индивидуальные образовательные программы.

Индивидуальную образовательную программу (ИОП) рассматривают как документ, формализирующий индивидуальную образовательную траекторию и отражающий результат выбора студента в многообразии имеющихся образовательных возможностей.

Исходя из данного понимания ИОП должна отвечать следующим требованиям:

– должна быть адресной и гибкой;

– обеспечивать возможность достижения обучающимся уровня образования, востребованного им и необходимого для реализации социального заказа;

– соответствовать ФГОС;

– способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся (проектной, исследовательской, самостоятельного обучения, творческой);

– способствовать интеграции содержания профессионального образования;

– отражать технологии, отвечающие индивидуальным образовательным запросам и особенностям студентов;

– соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям колледжа и санитарно-гигиеническим требованиям;

– обеспечивать максимально возможное привлечение ресурсов для развития обучающегося;

– давать студенту исчерпывающую информацию об организации образовательного процесса.

Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения.

Ее корректная разработка позволяет педагогам формировать учебные группы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

Проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Однако ИОП не может быть сформирована раз и навсегда. Меняются запросы обучаемых, изменяются и внешние условия организации образовательного процесса, появляются новые образовательные ресурсы. Нормативно-методическое обеспечение ИОП должно предусматривать механизмы ее коррекции и механизмы ее сопровождения.

Проведённый анализ (интернет-ресурсы) возможностей организации обучения в училищах и колледжах по индивидуальным образовательным программам позволил выделить множество проблемных точек.

Как отдельные блоки можно сформулировать трудности руководителей образовательных учреждений, педагогов, обучающихся, трудности различных по типу образовательных учреждений. Основная проблема руководителей образовательных учреждений, блокирующая введение индивидуальных образовательных программ — финансовое обеспечение ОУ. Как правило, в образовательных учреждениях средств не хватает даже на организацию деления групп на подгруппы и микро группы. В этой связи необходимо уточнить и дополнить финансовые механизмы организации обучения на основе ИОП.

Возможные риски реализации ИОП связаны и с недостаточным нормативно-правовым обеспечением процесса индивидуализации обучения, сетевого взаимодействия образовательных учреждений в использовании имеющихся ресурсов для реализации ИОП студентов.

Среди педагогических работников большое количество сложностей фиксируется в освоении тьюторской позиции. Педагогические кадры необходимо специально готовить к тому, чтобы помощь студентам в проектировании и реализации ИОП была эффективной. В системе СПО должен появиться тьютор — как специалист по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий.

В среде студентов фиксируется малый процент обучающихся, готовый взять на себя ответственность в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов. Наиболее ярко это проявляется при комментарии ими своих учебных неудач. Среди наиболее типичных причин, выделяемых ими это отсутствие везения, предвзятость преподавателя («не повезло на экзамене», «преподаватель был слишком строг или в плохом настроении»). Процент студентов, фиксирующих недостаточность собственных усилий при подготовке к зачетным процедурам в училищах и колледжах традиционно мал.

Общей проблемной точкой в контексте развития открытости образовательного пространства учреждений СПО становится стремление колледжей максимально расширить спектр образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением, оперативно отреагировав на особые образовательные потребности каждого обучающегося. Худшим воплощением этой идеи может стать большой перечень реализуемых вариативных и дополнительных программ сомнительного качества.

Училище или колледж при этом может стать похож, по меткому выражению М. П. Черемных, «на супермаркет», в котором студенты будут хаотически двигаться между полок с изобилием товаров. Для того чтобы студент смог сделать выбор, он должен уметь хорошо ориентироваться в открытом образовательном пространстве или иметь сопровождающего, помогающего ему выстроить оптимальную образовательную траекторию маршрут — профессионального тьютора.

Эти проблемы должны уже сегодня быть осознанны педагогическими коллективами СПО для того чтобы выстроить планомерную работу по переходу к обучению на основе ИОП, созданию условий для её эффективного использования.

Анализ научных исследований [2] показывает, что ведущими условиями для реализации ИОП в СПО должны стать:

– разработка и реализация в воспитательно-образовательном процессе колледжа образовательных программ разного уровня и направленности, создание избыточной среды ресурсов (образовательных программ);

– обеспечение преемственности содержания начального, среднего и высшего профессионального образования, позволяющего выпускам программ успешно реализовывать;

– развитие механизмов взаимодействия с другими учреждениями СПО, ресурсными центрами, вузами, работодателями, социальными партнерами;

– реализация моделей психолого-педагогической и тьюторской поддержки индивидуальных образовательных траекторий студентов;

– информационное и технологическое развитие образовательной среды, развитие разноуровневых информационных ресурсов;

– развитие системы мониторинга личностного продвижения студента.

Литература:

  1. Гордиенко, Н. В. Об особенностях эмпирического исследования профессиональной деформации в практике современного образовательного маршрута личности педагога /Humanitarian approaches to the Periodic Law // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. September-October, 2014, № 9–10 — p. 168–171
  2. Тимошина, Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. ст. 2-й Междунар. науч.-прак. кон. (Рязань, 7–9 окт. 2010 г.). Рязань, 2010. С. 315–320.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, индивидуальная образовательная траектория, студент, учреждение, колледж, личностно-ориентированное обучение, программа, профессиональное мастерство, уровень освоения.

Похожие статьи

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Комплексная диагностика воспитательной среды образовательного учреждения как инструмент управления его развитием

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Похожие статьи

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Комплексная диагностика воспитательной среды образовательного учреждения как инструмент управления его развитием

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода