Содержание экспериментальной программы по формированию коммуникативной компетентности на примере студенческого регби | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 03.03.2017

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Ногина, Е. В. Содержание экспериментальной программы по формированию коммуникативной компетентности на примере студенческого регби / Е. В. Ногина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11998/ (дата обращения: 15.11.2024).



Анализ материалов исследования показал, что для повышения эффективности педагогического руководства в спортивной команде необходима ориентация как следующие принципы:

− приобщение регбисток к деятельности по формированию коммуникативной компетентности должно служить одним из способов повышения качества спортивной подготовки;

− приобретение практических коммуникативных навыков регбисток следует базировать на усвоении ими теоретических основ деятельности по формированию коммуникативных навыков;

− обучение коммуникативным навыкам предполагает формирование у спортсменок умений использовать свой опыт коммуникативной деятельности и теоретические знания во взаимодействии друг с другом;

− обеспечение осознания коммуникативной компетентности как фактора успешности спортивной деятельности — необходимая составная часть подготовки регбисток;

− при разработке содержания коммуникативной компетентности регбисток важно учитывать особенности коммуникаций спортсменов-игровиков;

− следует обеспечить опыт применения разнообразных форм коммуникативной компетентности (от индивидуального до коллективного),обуславливающих более эффективное развитие компетентности спортсменок женских регбийных команд;

− коммуникативную деятельность регбисток и их теоретические знания по ее формированию необходимо стимулировать, включая последние в содержание СПТ (социально-психологических тренинговых) — занятий.

Эти принципы, как выявлено в нашем исследовании, наиболее полно реализуются при организации специального курса «Формирование коммуникативной компетентности регбисток»: разъяснение спортсменкам роли компетентности в их тренировочно-соревновательной деятельности; усвоение спортсменками основных теоретических положений и понятий по формированию коммуникативной компетентности, формирование практических навыков по применению средств и методов КК (осмысление регбистками сущности их компетентности в спортивной деятельности), выявление различий и понятий средств, методов и приемов компетентности; формирование умений осознать особенности своего поведения как проявление личностных качеств и свойств, формирование умений определять пути и средства коммуникативных навыков.

К основным методам и приемам обучения, использованным в специальном курсе следует отнести: лекции, беседы, иллюстрации, СПТ, учебные дискуссии, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, создание эффекта познавательной новизны. Разработанная методика по формированию коммуникативной компетентности регбисток оказалась достаточно эффективной, о чем свидетельствуют результаты эксперимента.

Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности спортивно-педагогической деятельности.

Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания, свойства личности (характера и темперамента), психические состояния субъекта в процессе общения (рис. 1).

Психологические знания включают в себя тот необходимый уровень и комплекс знаний о проявлениях психики человека, позволяющий наиболее эффективно строить процесс общения.

Полнота психологических знаний позволяет спортсмену, развивать у себя необходимые коммуникативные способности и умения, оказывает влияние на характер психического состояния (своего и партнера) и на воспитание отдельных свойств личности, способствующих протеканию оптимальных психических состояний. Быть коммуникативно компетентным — это еще не значит иметь «что сказать», т. е. одних психологических знаний еще недостаточно для эффективного общения. Зачастую, находясь в неблагоприятном психическом состоянии (подавленном или чрезмерно возбужденном), человек знает, как себя вести в той или иной ситуации, а на самом деле поступает иным образом. В таком состоянии происходит «захлестывание» знаний эмоциями, управление своими мыслями, чувствами, действиями затруднено, и как крайний вариант — проявляется неспособность управлять собой.

Коммуникативные способности включают в себя свойства личности, обуславливающие формирование коммуникативных умений и успешное протекание коммуникативной деятельности, а также проявление того или иного психического состояния. В свою очередь на развитии коммуникативных способностей сказываются свойства характера, темперамента и психологические знания.

Коммуникативные умения — это проявление в общении психологических знаний и коммуникативных способностей.

Основными коммуникативными умениями являются: установление психологического контакта с людьми различного возраста и пола, предвидение назревающего конфликта и предотвращение его, использование устной речи в общении, понимание психического состояния собеседника, управление своим поведением при общении с людьми, умение убеждать других людей и др.

Формирование коммуникативных умений и уровень их проявления в общении зависит от свойств личности (характера и темперамента) и психического состояния, в котором находятся общающиеся. Как и психическое состояние, коммуникативные умения — это самая динамическая составляющая коммуникативной компетентности. Так, излишне возбужденное состояние, обусловленное свойствами темперамента, сказывается отрицательно на проявлении коммуникативных умений в общении. Аналогичным образом на проявление коммуникативных умений сказывается и угнетенное, безразличное отношение к собеседнику. В результате процесс общения осложняется. Цель общения может быть не достигнута.

Свойства личности (характер и темперамент) является одним из важных и консервативных компонентов коммуникативной компетентности: одни свойства способствуют проявлению высокого уровня КК, другие — снижают этот уровень. Такое влияние осуществляется опосредованно — через психическое состояние. Между психическими состояниями и психологическими свойствами личности существует определенная взаимосвязь: доминирующие связи ведущих свойств личности обусловливают специфику психических состояний — их модальность, качество, устойчивость (А. О. Прохоров, 1992 г.)

Первую группу таких свойств составляют: доброжелательность, отзывчивость, общительность, внимательность к собеседнику, эмоциональная устойчивость, экстравертированность и т. п. При проявлении этих свойств процесс общения протекает в спокойной деловой обстановке, состояние обоих собеседников способствует реализации функций общения.

Вторая группа свойств личности (агрессивность, тревожность, недоверчивость, напряженность, импульсивность, ригидность и т. п.) способствует возникновению неблагоприятных психических состояний у собеседников и влияет отрицательно на процесс общения, на использование психологических знаний в общении. Ярко выраженные подобные свойства личности делают невозможным продуктивное общение.

Возникновение неблагоприятного психического состояния (как у себя, так и у собеседника) можно предотвратить, зная выраженность своих свойств характера и темперамента и причин, способствующих их усилению в общении.

Психическое состояние, проявляющееся в общении (называют его коммуникативным состоянием) — это реакция человека на коммуникативный стимул собеседника. Подобную реакцию принято называть «трансакцией» по Э. Берну. При проявлении, например, грубости с одной стороны, вторая сторона также начинает проявлять грубость. В данном случае «трансакция» состоялась, у обоих собеседников повышается эмоциональное возбуждение, снижающее качество проявления коммуникативных умений. В таком состоянии происходит пренебрежение субъектов психологическими знаниями. В результате уровень КК снижается.

Проявление того или иного психического состояния в общении обусловлено наличием у субъекта определенных психологических знаний о закономерностях проявления психики, наличия отдельных свойств личности (перечисленных выше) и коммуникативных способностей. Лишь нормальное, адекватное ситуативное психическое состояние позволяет в полной мере реализовать в общении коммуникативное умение и знание. (См. рис. 1).

Управление коммуникацией в команде.

В общем виде организацию желаемых взаимных влияний в команде можно представить как процесс управления характером, направленность и интенсивность межличностного общения с учетом специфики требований и условий совместной деятельности.

Наставнику спортивного коллектива необходимо предупреждать и снимать агрессивные реакции, возникающие во время учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, и помочь взаимодействующим игрокам установить коммуникационные связи.

Следовательно, необходимо исключать нежелательные формы общения и поведения, не директивно подавляя активность спортсмена, а направляя ее в другом, более желательном направлении.

В любом отношении к другому человеку можно выделить три основных компонента:

1) познавательный (оценка компетентности и деловых качеств партнера);

2) эмоциональный (симпатия — антипатия);

3) поведенческий (конкретная программа действия и поведения по отношению к конкретному человеку в определенной ситуации).

Самым управляемым и наиболее подвижным является поведенческий компонент. Чтобы изменить поведение человека надо предложить ему определенную программу действий. В соответствии с этим мы использовали разработанную нами методику.

Рис. 1. Формирование коммуникативной компетентности регбисток

Классификация психологических тренингов.

Каждое занятие, проведенное методом социально-психологического тренинга, включает четыре этапа:

  1. Организацию единого психологического пространства, а также обратной связи «отдельный участник — вся группа», и наоборот;
  2. Проведение дискуссии, игры или интервьюирования для создания педагогической рефлексии;
  3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или корректировочных целей;
  4. Релаксационно-восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.

Основными видами игровых средств для тренера, работающего с женской командой, являются:

− Психотехнические игры, цель которых — снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил конкретного человека;

− Игровые методы разрешения конфликтов.

Регулярное выполнение каждым членом команды психотехнических упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать и эффективно управлять собой. Среди основных типов психотехнических игр можно выделить игры-релаксации, адаптационные игры.

Игровые методы разрешения конфликтов основываются на всемерном развитии способностей обучаемых рефлексии, т. е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств партнера по общению (хотя бы конфликтному), а так же эмпатии, представляющей из себя технику проникновения во внутренние переживания другого человека. Цели социально-психологических тренингов:

1) индивидуальная психокоррекция (для каждой спортсменки в отдельности);

2) улучшение социально-психологического климата в коллективе (спортивной команде).

Литература:

  1. Родионов В., Родионов А. Психология детско-юношеского спорта. М.: «Физическая культура», 2013.
  2. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 2013.
  3. Валуев В. А., Ногина Е. В. Организация и методика обучения студентов в процессе занятий физической культурой. Учебно-методическое пособие. М.: Российская таможенная академия, 2014.
  4. Ногина Е. В., Резенова М. В. Средства формирования социально-психологического климата у студентов Российской таможенной академии на занятиях по физической культуре. М.: Российская таможенная академия, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, психическое состояние, процесс общения, знание, общение, свойство личности, умение, коммуникативная деятельность, проявление, формирование.

Похожие статьи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Похожие статьи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку