Планирование воспитательно-образовательной деятельности: небольшие методические подсказки для молодого педагога дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шилина, Н. В. Планирование воспитательно-образовательной деятельности: небольшие методические подсказки для молодого педагога дошкольной образовательной организации / Н. В. Шилина, О. В. Вартанян, Л. Ю. Борохович. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12000/ (дата обращения: 15.11.2024).



Приход в детский сад молодого педагога — радостный и важный день! Это начало долгого, интересного пути в становлении современного педагога, как профессионала своего дела. В этот день не хочется думать о трудностях. Со стороны старшего воспитателя и заведующего ДОО необходимо дать время на профессиональную адаптацию молодого педагога, особенно если функционирует система наставничества, так несправедливо забытая в современной дошкольной педагогике.

С чего начать молодому педагогу?

  1. Познакомиться с коллективом, детьми, родителями своей группы.
  2. Познакомиться с образовательной программой детского сада.
  3. Изучить особенности детей своей группы.
  4. Спланировать вместе со старшим воспитателем программу самообразования (первой темой может выступать следующая: «Организация планирования в детском саду»).

Далее вам помогут следующие методические подсказки.

Подсказка 1. Что такое план воспитательно-образовательной работы?

Это обязательный документ воспитателя ДОО. По плану работают сменные воспитатели, поэтому и планирование должно быть совместным. Таким образом, вы сможете вместе со своей напарницей не только составить, спланировать деятельность с детьми, но и обсудить предстоящие события и направления для реализации программных задач ДОО.

Подсказка 2. Что необходимо учитывать при планировании?

Есть несколько важных позиций, которые необходимо учесть молодому педагогу при подготовке этого документа:

− Объективно оценить уровень своей подготовки в момент планирования (для этого не стесняйтесь обращаться к старшему воспитателю и более опытным педагогам. Посещайте «Школу молодого педагога» если она функционирует в вашем детском саду. В МАДОУ МО г. Краснодар «Центр — детский сад № 182» проходят творческие встречи для молодых педагогов «Солнечный круг», которые организованы в рамках функционирования методического объединения педагогов МАДОУ).

− Уметь выделять цель и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями всего образовательного процесса ДОО (цель — одна; задачи — три: образовательная, развивающая, воспитательная. Необходимо учитывать программные задачи, которые отражены в авторской программе, с учетом которой разработана образовательная программа детского сада).

− Четко представлять результаты своей работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода (учитываем целевые ориентиры, которые выступают как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте);

− Выбирать оптимальные пути, средства, методы, помогающие добиться поставленных цели и задач (в тексте закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ ст. 48. п. 5 отмечается: «педагогический работник обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания». На сегодняшний день в сфере дошкольного образования существует большое количество педагогических технологий. Необходимо выбрать те. Которые будут оптимальны в реализации конкретно для детей вашей группы).

Подсказка 3. Какие виды детской деятельности необходимо учитывать при планировании?

Согласно п. 2.7. ФГОС ДО, необходимо учитывать следующие виды деятельности как сквозных механизмах развития ребенка (табл. 1):

Таблица 1

Виды деятельности детей по ФГОС ДО

Возраст детей

Виды деятельности

Младенческий возраст (2 месяца — 1 год)

− Непосредственное эмоциональное общение со взрослым;

− Манипулирование с предметами;

− Познавательно-исследовательские действия;

− Восприятие музыки, детских песен и стихов;

− Двигательная активность;

− Тактильно-двигательные игры.

Ранний возраст (1 год — 3 года)

− Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

− Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и пр.);

− Общение со взрослым;

− Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

− Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка);

− Восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

− Рассматривание картинок;

− Двигательная активность.

Дошкольный возраст (3 года — 8 лет)

− Игровая;

− Коммуникативная;

− Познавательно-исследовательская;

− Восприятие художественной литературы и фольклора;

− Самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице;

− Конструирование;

− Изобразительная;

− Музыкальная;

− Двигательная.

Необходимо помнить о возрасте детей вашей группы. Виды детской деятельности, соответствующие возрасту являются основой грамотного планирования, вы сможете подобрать «правильные» игры, творческие задания, игровые образовательные ситуации, объекты для наблюдения и т. д.

Подсказка 4. Каким требованиям должен отвечать план?

− Соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей группы (интеграция, как педагогическое явление способствует всестороннему усвоению представлений и особенностей предметов и явлений).

− Содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики (можно повторить некоторые аспекты курса «Дошкольная психология»).

− Учет местных условий детского сада (климат, культурные и региональные особенности, полоролевой состав группы: больше мальчиков или, наоборот, больше девочек, реальная обстановка, в которой осуществляется образовательная деятельность и т. д.).

− Учет игры как ведущего вида деятельности дошкольника (присутствие в плане многообразие игр: сюжетно-ролевых, дидактических, сенсорных, подвижных и т. д., а также игровых образовательных ситуаций, которые стимулируют познавательно-исследовательскую, экспериментальную деятельность).

Подсказка 5. Какой должна быть форма плана?

Жестких требований к оформлению и ведению этого документа не существует, поэтому он может существовать в любой удобной для педагога форме. Ниже в таблице представлена форма плана, разработанная в МАДОУ МО г.Краснодар «Центр — детский сад № 182» (табл.2).

Выбор формы планирования конечно важен. Он должен быть не только удобным, но и эффективным для организации образовательного процесса. План должен быть «живым».

Таблица 2

Планирование воспитательно-образовательной деятельности (дата – день недели – группа)

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого идетей (форма)

Поддержка детской инициативы и самостоятельности вкультурных практиках (подгрупповая работа)

Поддержка индивидуальности ребенка (индивидуальная работа)

утро вгруппе

«круг творческих иинтересных занятий»

Организованная образовательная деятельность (занятия)

утренняя прогулка

прогулка после сна

вечер вгруппе

Подсказка 6. Как правильно спланировать работу сдетьми на день?

Полезные вопросы для организации планирования:

  1. Какие особенности есть у детей моей группы?
  2. Что им интересно больше всего?
  3. В каком виде деятельности дети наиболее активны?
  4. Кто из детей нуждается в педагогической поддержке?
  5. Как поддержать инициативу и самостоятельность в культурных практиках?

Таблица 3

Планирование воспитательно-образовательной деятельности (с примерными формулировками) (дата – день недели – группа)

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого идетей (формы иих количество взависимости от возраста детей)

Поддержка детской инициативы и самостоятельности вкультурных практиках (подгрупповая работа)

Поддержка индивидуальности ребенка (индивидуальная работа)

Утро вгруппе

Беседы.

Сюжетно-ролевые игры.

Развивающие игры.

Наблюдения в уголке природы.

Практические упражнения по формированию КГН.

Знакомство с произведениями искусства.

Игры малой подвижности.

Дидактические и настольно-печатные игры.

Работа с картинками.

Работа по ППД или ОБЖ

Побуждать детей играть в…через создание…

Создавать условия для …

Обогащать опыт детей (чем?)

Способствовать развитию детской инициативы через создание…

Поддерживать детей в стремлении…

Создавать условия и помогать организовать игру и т. д. Создавать разные по сложности конструкции, рисунки и т. д. для самостоятельного воспроизведения.

Самостоятельная деятельность в центрах активности

Обозначаются те виды деятельности, в которых ребенок испытывает трудности.

Прописывается тема игрового задания, содержание.

Поддержка индивидуальности заключается не только в поддержке ребенка в трудных ситуациях развития, а в построении взаимодействия с ребенком в «зоне его ближайшего развития», создается его ситуация успеха в освоении культурных практик и видов деятельности.

Такие данные можно получить исходя из педагогического наблюдения (индивидуальной диагностики ребенка), которое необходимо для построения индивидуальной траектории его развития.

Для групп компенсирующей направленности прописываются индивидуальная работа по рекомендации специалистов (например, учителя-логопеда)

«круг творческих иинтересных занятий»

Организованная образовательная деятельность (занятия):

1.

2.

3.

Утренняя прогулка

Наблюдения.

Трудовые поручения.

Дидактические игры.

Подвижные игры.

Спортивные упражнения.

Сюжетно-ролевые игры.

Экспериментирование.

Подвижные игры.

Оздоровительные пробежки.

Прогулка после сна

Народные игры.

Наблюдения.

Музыкальные игры.

Игровые физические упражнения.

Вечер вгруппе

Чтение и рассказывание произведений литературы и фольклора.

Труд в уголке природы.

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры.

Развлечения.

Слушание музыкальных произведений.

Театральная деятельность.

Подвижные игры малой и средней подвижности.

Подсказка 7. Где брать дополнительный материал?

− Мероприятия МКУ «Краснодарский научно-методический центр»;

− Методические пособия;

− Материалы курсов повышения квалификации;

− Семинары, конференции, вебинары.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Планы и программы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в редакции на 01.09.2015 г. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 192 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, игра, молодой педагог, вид деятельности, возраст детей, детская инициатива, индивидуальная работа, подсказка, ребенок, старший воспитатель.

Похожие статьи

Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы)

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Методические рекомендации молодому педагогу-воспитателю по реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» в дошкольной образовательной организации

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Формирование командного типа культуры в дошкольной образовательной организации

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Похожие статьи

Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы)

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Методические рекомендации молодому педагогу-воспитателю по реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» в дошкольной образовательной организации

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Формирование командного типа культуры в дошкольной образовательной организации

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)