Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей с расщелинами губы и нёба»
Автор: Гришина Анна Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 02.03.2017
Статья просмотрена: 484 раза
Библиографическое описание:
Гришина, А. А. Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей с расщелинами губы и нёба» / А. А. Гришина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 112-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12010/ (дата обращения: 15.11.2024).
Адаптация выступает серьезным испытанием для детей с челюстно-лицевыми аномалиями. Учитывая симптоматику и проявление коммуникативных, психологических и личностных нарушений данная категория детей встречает на своём пути множественные адаптационные барьеры. Следовательно, необходимо своевременно выявить проблемы в социальной адаптации и разработать систему коррекционных мероприятий. Характеризуя детей с расщелинами губы и нёба, как специфическую категорию лиц с сочетанными психологическими, физиологическими и речевыми нарушениями, Т. Н. Воронцова, А. Г. Ипполитова, И. И. Ермакова, Г. В. Чиркина, Т. В. Волосовец, Н. И. Сереброва, З. А. Репина, отмечают торможение в формировании высших психических функций, а также ограничение когнитивных возможностей у данной категории детей. Данный вывод свидетельствует о наличии большинства факторов, препятствующих процессу социальной адаптации.
Исследования М. Момеску и Э. Алекса доказали, что повседневная разговорная речь детей с челюстно-лицевыми аномалиями содержит в себе только половину необходимой информации в отличие от речевой нормы и процесс передачи вербального сообщения уменьшен почти вдвое. Речевые нарушения в комплексе с психологическими недоразвитиями отражают стереотипность речи, низкий уровень усвоения языковых закономерностей, синтаксической и лексической сочетаемости. Всё это обуславливает сужение коммуникативных и социальных контактов детей в процессе адаптации.
Предлагаем вашему вниманию примерную программу наблюдения, которая может быть использован психологами, педагогами, логопедами в своей исследовательской деятельности и практике.
Возраст детей: дошкольники — школьники.
Диагноз: Дети с расщелинами губы и нёба (послеоперационный период).
Цель: изучить социальный статус ребёнка с расщелинами губы и нёба в коллективе.
Позиции для наблюдения:
- Сохраняет ли ребёнок бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах.
- Частота смены и перепадов настроения.
- Наличие признаков психологического напряжения и невротических проявлений:
− Грызёт ли ребенок ногти.
− Сосёт палец.
− Отсутствие дневного сна.
− Легко пугается.
− Немотивированная злость.
− Озабоченность.
− Тревожность.
− Боязнь находиться в коллективе.
− Страх одиночества.
- Неспособность продолжительно заниматься (игровой, учебной) деятельностью.
- Выявление преобладающего типа эмоций.
- Отношение к своему речевому дефекту.
- Психологические взаимоотношения со сверстниками.
- Проявление неаккуратности и неряшливости.
Таблица 1
Варианты обработки:
Позиции для наблюдения |
Шкала результативности |
|
0 1 2 3 4 5 |
|
0 1 2 3 4 5 |
|
0 1 2 3 4 5 |
|
0 1 2 3 4 5 |
Положительных (0–1) Нейтральных (2–3) Негативных (4–5) |
0 1 2 3 4 5 |
(4–5 Высокая степень негативизма 2–3 Средняя степень негативизма 0–1 нейтральное отношение |
0 1 2 3 4 5 |
|
0 1 2 3 4 5 |
|
0 1 2 3 4 5 |
Обработка:
− 30–40 баллов: Ребёнок испытывает значительные трудности в социальной адаптации.(низкий уровень социальной адаптации).
− 16–24 балла: Ребёнок затрудняется самостоятельно преодолеть адаптационные барьеры.(Средний уровень социальной адаптации).
− 16 баллов: Ребёнок беспрепятственно социализируется в коллективе.
− (Высокий уровень социальной адаптации).
Учет возможных ошибок: Субъективизм в оценке поведения детей.
Литература:
- Абаимова О. И., Николаев Д. Л. Частота рождения детей с расщелиной губы и неба в зависимости от возраста матери // Здравоохранение Беларуси. – 1986. – № 5. С. 35.
- Абдужималова Д. Раннее ортодонтическое лечение детей с двусторонними сквозными расщелинами верхней губы и неба: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1987. — 20 с.
- Аболмасов Н. Г. Этиология, патогенез, диагностика и лечение прогении: дис. д-ра мед. наук. Смоленск, 1982. — 377 с.