Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 05.03.2017

Статья просмотрена: 2418 раз

Библиографическое описание:

Каратыгина, Е. В. Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников / Е. В. Каратыгина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12016/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема формирования мировоззрения личности ставилась во главу угла в советской педагогике. Система образования была призвана формировать коммунистическое мировоззрение и воспитывать гармонически развитую личность, имеющую ясные цели и программу на будущее. Уже в школе дети мечтали стать врачами, космонавтами, а образ учителя для многих становился определяющим в выборе профессии. Этому способствовала и система ценностей и идеологическая пропаганда.

На современном этапе мы оказались в условиях системного кризиса во всех сферах нашей жизни, в образовании и идеологии в том числе. Поэтому мировоззренческие проблемы и вопросы Бытия, которые обостряются в подростковом возрасте, а особенно в старшей школе, никуда не исчезли, и современный школьник решает их уже без давления идеологии, но и подчас без всякой педагогической поддержки вообще. На этом этапе перед старшеклассниками встает вопрос определения будущей профессии, подготовки к поступлению в вуз, и этот выбор зачастую является жизнеопределяющим. Поэтому в новом законе об образовании особое место занимает профильное образование старшеклассников 10–11 классов. Но прежде чем говорить о всех за и против этого нововведения определимся какие цели стоят перед школой в вопросе воспитания и обучения.

Стратегическая цель образования — создание принципиально нового общества, новой этики и новой наднациональной, общемировой системы ценностей, преодоление дифференцированного видения мира. [3]

Современное образование, основанное на интеграции различных методов и различных наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности, а также обусловливает нравственные принципы гармонизации человека, природы и общества. Эффективность обучения и поиск оптимальных путей интеграции знаний реализуется за счет отхода от предметной дифференциации и гуманитаризации обучения. Дифференцированное знание формирует репродуктивное мышление. Специфика методологии междисциплинарного знания заключается в главенстве интегративных, синтезирующих тенденций. [3]

Образование — способ «взращивания» человеческого в человеке, это средство сохранения жизнеспособности общества; только с помощью системы образования человечество окажется способным преодолеть тот кризис, с которым столкнулось в настоящее время. Только соединяя в себе воспитание, обучение и развитие личности каждого человека, создавая условия, разрабатывая методы формирования мировоззрения личности, отвечающего сложным реалиям социума, оно способно вывести общество на качественно новый уровень его развития.

В. А. Сластёнин понимает образование как «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны». [4]

Но прежде чем мы обратимся к вопросу профильного образования дадим определение, что же такое мировоззрение и из каких компонентов оно состоит

Базовым определением понятия «Мировоззрение личности»будем считать систему знаний о мире, о своем месте в этом мире, выраженное в аксиологических установках, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира, своей будущей профессиональной деятельности. Или же другое определение мировоззрения — это комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, — способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В нем накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, отчего-то решительно отказываясь.

В структуре мировоззрения по-разному проявляются интеллектуальный и эмоциональный опыт людей и в нем выделяют следующие элементы:

Миропониманиепознавательно-интеллектуальный аспект;

Мироощущениеценностно-идеологический аспект;

Мировосприятиенаглядно-образный (опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений), следовательно, центральная проблема мировоззрения — вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросы.

Итак, уже в начальной школе опытные педагоги могут определить наклонности ученика, способ его мышления, методы освоения новой информации. У кого-то это эмоционально-образные представления, у кого-то причинно-следственные логические выводы. Мы привыкли разделять учеников на гуманитариев и технарей. Очевидно, что в зависимости от врожденных способностей какие-то предметы «даются» легко, какие-то с большими усилиями, и вероятно ученик подсознательно «любит» те уроки, где ему все понятно и легко. Мы уже знаем особенности функционирования человеческого мозга, правое и левое полушария, как они определяют способности ребенка с момента рождения и в процессе обучения и познания. И это один из основных аргументов в пользу профильного обучения в старших классах, где для опытного преподавателя и внимательного родителя эти способности становятся очевидными.

Я, как учитель истории, слушая ответы моих учеников часто замечаю, что и письменные и устные ответы детей с математическими способностями более краткие, четкие, информативные, практически лишенные личностного эмоционального отношения, а ученики с гуманитарным складом, дают более эмоциональные, субъективные ответы, аргументируя личностное отношение к историческим событиям.

Нельзя не отметить роль общественных наук в процессе формирования мировоззрения школьников. Уроки истории говорят на о том, как мировоззрение поколений меняло ход исторических событий, так как на мировоззрение человека оказывают большое влияние достижения науки, религия, существующее устройство общества. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т. е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение, повышая уровень образованности, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

Без всякого преувеличения нужно отметить значимость курса обществознания и введение его в образовательный процесс не в 9-ом классе, а уже в 5-ом. Грамотная подача учителем материала, заставляет задуматься, порассуждать и выразить свою оценку на такие важные темы как дружба, семья, жизненные ценности, культура. А старшим школьникам уже приходится рассматривать вопросы политической, социальной сферы, экономики государства. И именно на дискуссионных уроках по обществоведению отчетливо проявляются наклонности учеников, их лидерские качества, неординарные подходы к решению предлагаемой проблемы. Увлечение политикой, общественной жизнью, организаторские и ораторские способности, определяют для многих школьников сферу их будущих профессиональных интересов, а профильное образование дает возможность более углубленно изучать любимые и так нужные для поступления в вуз предметы. В рамках гуманитаризации и гуманизации высшего образования, интеграционных процессов в мире появляется необходимость в фундаментальных знаниях в первую очередь истории, законов развития общества, иностранных языков, культуры

Очевидно, что результаты обучения и его эффективность являются прямым следствием возможности для учеников развиваться и получать знания по профильным предметам, но уже имея сформированное в средней школе мировоззрение, как предельно обобщенный взгляд на окружающий мир, на явления природы, общества и самого себя. И задача старшего звена школы заключается в формировании принципов познания и оценки материальных и духовных ценностей, нравственных и эстетических идеалов и самое главное, осознанного выбора не просто направления обучения, а первого этапа в своей будущей профессиональной деятельности. И в этом вопросе будет проявляться футурологическая функция мировоззрения, определение будущей программы развития не только отдельной личности, но и всего общества.

Литература:

  1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Интор, 1996.- 554 с.
  2. Давыдова Г. А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии. — 1988. — № 2. — С. 40–53.
  3. Сиземская И. Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин // Педагогика. — 2001. № 1. — С. 63 -67.
  4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. — 5-е изд., стер. — Москва: Академия, 2006. — 566с.
  5. Тебиева С. А. Становление личности в техническом вузе. // Педагогика и психология: Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2010. — № 3, С. 184–189.
  6. Формирование мировоззрения старшеклассников: современные проблемы и тенденции: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ общ. пробл. Воспитания / Отв. ред. Р. М. Рогова. — М.: АПН СССР, 1989. — 160 с.
  7. Формирование мировоззрения нового человека / М. А. Панюк, С. Н. Баранович, И. В. Вально и др. — Киев: Политиздат Украины, 1977. — 246 с.
  8. Формирование мировоззрения учащихся восьмилетней школы в процессе обучения и труда / Под ред. Э. И. Моносзона. — М: Просвещение, 1966.-256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессиональная деятельность, мировоззрение, образование, общество, профильное образование, развитие общества, уж, ученик.