Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования
Автор: Новикова Татьяна Валерьевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 06.03.2017
Статья просмотрена: 3504 раза
Библиографическое описание:
Новикова, Т. В. Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования / Т. В. Новикова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12017/ (дата обращения: 15.11.2024).
Учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности способствуют формированию здорового образа жизни у детей и молодежи, а также являются важным звеном в физическом воспитании подрастающего поколения.
В последнее время одной из актуальных проблем человечества стало плохое состояние здоровья населения, и в первую очередь детей. На заседаниях рабочих групп, Советов Министерств здравоохранения, Министерства спорта, Министерства образования приводятся статистические данные, свидетельствующие о низком уровне здоровья и физического развития подрастающего поколения. В отчетах звучит, что дети, поступая в школу, уже имеют недостатки в физическом развитии, а к концу 1 класса, в связи с интенсификацией процесса обучения, показатели здоровья у некоторых детей значительно снижается.
В связи с этим, необходимо особое внимание педагогов, медиков, тренеров на физическое воспитание детей именно дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Поэтому так важно заниматься физическим воспитанием детей именно с дошкольного возраста.
Мы понимаем, что во многих дошкольных образовательных учреждениях недостаточно условий (материально-технических, кадровых, финансовых и др.) для нормального развития двигательной активности детей. Но в тоже время всеми этими ресурсами обладают учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮСШОР). Каковы же эти условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования.
Понятие «физическое воспитание» предполагает процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса, в том числе организацией деятельности в соответствии с педагогическими принципами [2, с.128]. Образование дошкольников в области физической культуры строится на определенных принципах, которые условно можно объединить в три группы (Г. Н. Пономарев, С. О. Филиппова):
- Общие принципы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры.
- Принципы организации педагогического процесса
- Принципы построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
- Общие принципы образования дошкольников в области физической культуры: принцип гуманизации образования дошкольников в области физической культуры. Реализация принципа гуманизации — это построение содержания, методов и форм занятий в учреждении дополнительного образования (УДО) в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений детей, направленностью их личности, структурой их интересов. Вся работа по физической культуре строится на основе создания положительных эмоций от общения со сверстниками, физических упражнений (чувство «мышечной радости»), победы над своим неумением; понимания того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья.
Принцип демократизации образования дошкольников в области физической культуры обеспечивает педагогу право свободного выбора средств, форм и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать адекватность избранных форм, методов и средств физическому состоянию детей и задачам образования дошкольников в области физической культуры.
Принцип гуманитаризации образования нацеливает педагогов и родителей на формирование у дошкольников в ходе двигательной деятельности понимания роли и места человека в мире движений; на приобщение их к ценностям физической культуры и создание условий для познания своих возможностей в мире движений; на поддержание чувства справедливости при оценке результатов соревнований.
Принцип развивающего характера обучения. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности дошкольника, он является полноценным субъектом деятельности.
- Принципы организации педагогического процесса.
Принцип оздоровительной направленности. Педагоги и тренеры-преподаватели несут ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Они обязаны обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. Педагоги должны так организовывать занятия физическими упражнениями, чтобы реализовать и профилактическую, и развивающую функции: во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности детей, возникающий в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма детей, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.
Принцип социализации ребенка. Ребенок, как член общества, вне общества жить не может, основная его потребность — жить вместе с окружающими людьми. Поэтому процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы дошкольник был постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, в совместное решение двигательных задач, чтобы его двигательное поведение в процессе занятий было составной частью системы двигательных действий всей группы.
Принцип всестороннего развития личности. При решении специфических задач образования дошкольников в области физической культуры решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На любом занятии физическими упражнениями педагог должен стремиться активизировать мыслительную деятельность детей, создавать условия, в которых ребенок самостоятельно ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки, эмоционально воспринимает музыку.
Принцип единства с семьей. Правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования со стороны педагогов и родителей в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, формирования культурно-гигиенических навыков, развития движений детей. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях, повышать физкультурную грамотность родителей.
- Принципами построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками являются: принцип научности, принцип доступности, принцип постепенности, принцип систематичности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип прочности, принцип индивидуализации обучения. [1, с. 29–37]
Отличительные особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность. Физическое воспитание ставит своей целью всестороннее развитие личности, выработку ценностных ориентаций, убеждений, привычек, наклонностей у подрастающего поколения.
Многие исследователи (В. Г. Алямовская, Ю. Ф. Змановский, Т. И. Осокина) отмечают, что потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Еще одним из эффективных методов повышения уровня работы по физическому воспитанию детей, по мнению В. Г. Алямовской, К. К. Утробиной является внедрение новых педагогических технологий.
Сегодня разработка и внедрение технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности. Это связано не только с увеличением числа детей с функциональными отклонениями в здоровье и попытками общества противостоять негативному влиянию на здоровье подрастающего поколения социально-экономических потрясений и экологических катастроф. Скорее, здоровьесберегающая деятельность в настоящее время становится основой для интеграции образовательных областей.
В учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности широко применяются современные здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, подвижные и спортивные игры, стретчинг, дыхательная гимнастика, релаксация и др.); технологии обучения здоровому образу жизни (занятия, беседы, проблемно-игровые занятия, самомассаж); коррекционные технологии (психогимнастика, сенсорное воспитание, технологии воздействия цветом).
Одно из необходимых педагогических условий является включение всех субъектов воспитательно-образовательного процесса для конструктивного взаимодействия с целью достижения формирования социальной значимости здоровья.
Организация данного взаимодействия в образовательном пространстве происходит на трех уровнях:
– самого ребенка (создание гармонии его психического, физического и нравственного здоровья);
– межличностных отношений в образовательном пространстве (организация взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений как условий сохранения и укрепления здоровья);
– организации деятельности образовательного учреждения (создание системы диагностики и объективного контроля здоровья ребенка; формирование у всех участников воспитательно-образовательного процесса знаний, представлений о сохранении и укреплении детского здоровья; создание положительной эмоциональной атмосферы, целостной системы требований к осуществлению воспитательно-оздоровительной работы и контроля над ее результатами) [3].
Таким образом, в период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Чтобы осуществлять физическое воспитание детей, необходимо:
– уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
– формулировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;
– организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
– сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;
– владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Только при таких условиях физическое воспитание дошкольников будет принимать глобальную задачу всестороннего формирования человека.
Становится совершенно очевидным тот факт, что процесс физического воспитания личности в дошкольном возрасте очень сложный, многогранный и длительный, требующий не только кадровой, материально-технической, методической и диагностической обеспеченности, сотрудничества УДО и ДОУ, но и научной обоснованности и разработанности.
Литература:
- Варфоломеева, З. С. Формирование физической культуры личности старших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания: теория и практика [Текст]: монография / З. С. Варфоломеева, Е. В. Максимихина, С. Е. Шивринская — 2-е изд.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. — 191 с.
- Менеджмент физической культуры и спорта [Текст] / Т. В. Састамойнен, Т. Э. Круглова, Т. С. Чернецкая. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с.
- Столяров, В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы) [Текст] / В. И. Столяров. — М.: «Автор», 2013. — 307 с.