Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 07.03.2017

Статья просмотрена: 705 раз

Библиографическое описание:

Гладуняк, Ю. О. Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Ю. О. Гладуняк. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12020/ (дата обращения: 15.11.2024).



Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом современной действительности. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровья. Состояние здоровья детей на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе и педагогов дополнительного образования.

Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые. В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному и школьному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка. «Постановку здоровьесберегающего образования следует начинать с овладения определенным объемом знаний в этой области с обязательной опорой на жизненный опыт индивида, а затем уже осуществляется формирование мотивов, убеждений и потребностей в здоровом образе жизни» [10, с. 213].

Модернизация содержания образования сопровождается внедрением различных образовательных программ и технологий воспитания и обучения» [8, с. 59]. К сожалению, в настоящее время не проводится оценка безопасности образовательной среды, в том числе условий, программ, методик и режимов обучения, оказывающих влияние на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья обучающихся. В то же время, Закон РФ «Об образовании» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения и воспитания, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения.

В соответствии с действующим законодательством РФ образовательные учреждения или их учредители должны проводить работы по обоснованию безопасности для детей и подростков новых образовательных программ и технологий. Согласно Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию в образовательной деятельности только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Для того чтобы оценить уровень безопасности и безвредности условий обучения, а также образовательных технологий, реализуемых в учреждении, необходимы научно обоснованные методические рекомендации по объективной оценке влияния комплекса факторов образовательной среды на изменение функциональных резервов и состояние организма воспитанников и обучающихся в динамике учебного года.

Разработка методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения должна строиться на соответствующей методологической основе, основными положениями которой являются:

– комплексный характер оценки, отражающих влияние условий и факторов учебного процесса на основные физиологические системы организма, обеспечивающие умственную деятельность обучающихся,

– исследование влияния факторов образовательной среды, в том числе технологий обучения и воспитания, должно проводится при полном соответствии факторов внешней среды существующим гигиеническим требованиям,

– адекватность методов исследования состоянию оцениваемых физиологических систем растущего организма,

– унификация методических приемов исследования и оценки полученных результатов и стандартизация протоколов исследования,

– результативность алгоритмов оценки должна основываться на объективности, информативности и чувствительности методических подходов к исследованию динамики функциональных параметров организма в течение учебного года,

– динамический характер исследований, поскольку информативность изменений показателей физиологических систем организма детей выявляется только в условиях сравнительного анализа оцениваемых показателей на начальном и конечном этапе наблюдения (в начале и в конце учебного года),

– сравнение результатов исследований в начале и в конце учебного года должно основываться на статистических методах анализа с учетом количества наблюдаемых детей и направленности изменений показателей их функционального состояния организма и состояния здоровья,

– влияние образовательной среды на детских организм не может быть признано безопасным, если отмечается статистически достоверное ухудшение хотя бы одного из показателей функционального состояния организма или состояния здоровья.

В основе оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений должны лежать результаты комплексных гигиенических исследований по изучению влияния факторов образовательного среды на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся.

Алгоритм оценки должен включать:

а) оценку факторов внешней среды,

б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в начале учебного года, результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния их организма,

в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года, результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма,

г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей,

д) оценку здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

В качестве критериев оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения принимаются две группы критериев.

К первой группе критериев относятся соответствия нормативным документам гигиенических требований к факторам внешней среды:

– зданию,

– площадям групповых и классных помещений,

– воздушно-тепловому режиму,

– уровням естественного и искусственного освещения,

– ученической мебели и ее расстановке.

Ко второй группе критериев относится статистически достоверное отсутствие ухудшения хотя бы одного из функциональных показателей или положительная динамика показателей функционального состояния организма, физического развития и состояния здоровья, таких как:

– умственная работоспособность (например, по данным корректурного теста и критической частоты слияния мельканий),

– физическая работоспособность (например, PWC170 по данным степ-теста),

– функциональные возможности (например, по уровню адаптационного потенциала),

– физиометрические показатели (такие как жизненная емкость легких, мышечная сила кисти),

– физическая подготовленность (результаты тестирования по специальным тестам),

– психо-эмоциональное состояние (выраженность психо-эмоционального напряжения и стресса, уровень тревожности),

– физическое развитие (длина и масса тела),

– состояние здоровья (например, по данным острой заболеваемости, индексу здоровья, количеству часто болеющих детей).

Существует большое количество мониторингов, каждый из которых решает свою, часто локальную задачу, например, отслеживание санитарно-гигиенической обстановки, психологического состояния или соматического здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий предполагает, как правило, воздействие на все сферы развития обучающегося, именно поэтому оценка их эффективности должна носить комплексный характер. Подобный поход позволяет получить не просто оценку эффективности здоровьесберегающих технологий, но и оценить их вклад в развитие той или иной составляющей здоровья обучающихся.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. — 2005. — № 2. — С.21–28.
  2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1997. — 103 с.
  3. Банникова, Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: метод. пособие / Л. П. Банникова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 48 с.
  4. Баранов, А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательном учреждении / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, JI. M. Сухарева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 424 с.
  5. Гордеев, В. И. Методы исследования ребенка: качество жизни (QOL) — новый инструмент оценки развития детей / В. И. Гордеев, Ю. С. Александрович. — СПб: Речь, 2001.
  6. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. — РнД.: Феникс, 2011. — 215 с.
  7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / под. общ. ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 224 с.
  8. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.
  9. Сухарев, А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. — 2000. — № 2. С. 29–34.
  10. Щеголь, В. И. Творческое саморазвитие студента в процессе формирования проектно-деятельностных компетенций; практико-ориентированная монография / В. И. Щеголь, Г. М. Клочкова; Под ред. В. А. Сластенина. — Москва — Тольятти: ТГУ, 2011. — 670с.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональное состояние организма, образовательная среда, состояние здоровья, внешняя среда, группа критериев, образовательное учреждение, состояние здоровья воспитанников, исходный уровень состояния, сравнительный анализ, физическое развитие.

Похожие статьи

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Здоровьесберегающие основы образовательной деятельности

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Формы и методы государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Особенности деятельности учителя во внешкольных учреждениях

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Похожие статьи

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Здоровьесберегающие основы образовательной деятельности

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Формы и методы государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Особенности деятельности учителя во внешкольных учреждениях

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы