Вставки о здоровье на уроках в начальной школе как методический приём сохранения здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панкова, О. М. Вставки о здоровье на уроках в начальной школе как методический приём сохранения здоровья / О. М. Панкова, И. В. Бондаренко, В. И. Куриленко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12008/ (дата обращения: 16.10.2024).



Одной из важнейших задач учителя начальной школы станoвится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорoвого образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Практика показала, лишь малую часть выпускников начальной школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необхoдимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.

Учитель начальных классoв может активно формировать здoровый oбраз жизни учащихся непосредственно на уроках математики и русского языка, на уроках изобразительного искусства и музыки, трудового обучения, а не только на уроках физической куль туры и окружающего мира. Так одним из методически приёмов являются вставки о здоровье на уроках.

Русский язык. Вставка 1.Орфографическая минутка

—Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

—Самый кислый он, друзья,

Утверждаю это я.

Нужно сахара вагон,

Чтоб с улыбкой съесть…(Лимон)

— На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы-коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

Ты красная?

— Нет, черная.

— А почему же белая?

— Потому что зеленая? (Смородина)

(После того, как дети отгадают слово, демонстрируется слайд, подготовленный ученик делает сообщение)

—В лимоне, шиповнике, сладком перце, смородине, укропе содержится много витамина С, который укрепляет наш организм.

— Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

—Малина — лучшее средство при простуде. Горячий малиновый чай помогает быстрее выздороветь и набраться сил.

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?

Ароматная... (душица)

—Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

— Что объединяет эти слова? (Называют лекарственные растения)

—Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Вставка 2. Вежливые слова и здоровье. Учитель предлагает правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи.

Подумайте, что общего между этими словами, и продолжат список.

—Что можно сказать о человеке, который говорит такие слова? (Он вежливый, культурный, воспитанный. С ним приятно общаться.)

Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

— Я хочу быть здоровым!

— Я могу быть здоровым!

— Я буду здоровым!

Вставка3.Письмо текстов. Например: «С водой надо дружить. Вода — доктор. Без воды не может жить человек».

Вставка 4. На уроках развития речи говорим о том, что люди всегда боялись грозы, урагана, то же время посвящали этим явлениям природы стихи и картины. Посмотрите на картину К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Дети не рады грозе, они её боятся. Лицо девочки встревожено.

—Как выдумаете, почему? Какая опасность подстерегает человека во время грозы? Приходилось ли вам бывать на улице во время грозы?

Повторяем правила поведения пригрозе.

Вставка 5. При составлении предложений о весне прочитать детям стихотворение «Где воробей?» Р. Фархади

Тает снег. Журчит ручей.

Где же прыткий воробей?

Воробей крикливый где?

Он лежит в своем гнезде.

Рядом капли и микстура, —

У него температура.

Воробей скакал по лужам

И теперь лежит простужен.

—Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение? (Надо заботиться о своем здоровье).

Уроки чтения. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать выводы о здоровом образе жизни, о безопасном поведении.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

—Для питья можно использовать только чистую воду. В открытых водоёмах вода не может быть чистой, её надо кипятить. В воде могут быть невидимые глазом организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

—Вспомните пословицы или поговорки о чистоте.

—Кто аккуратен, тот людям приятен!

— Мойте руки перед едой — будете здоровы!

—Чистота-залог здоровья!

Математика. Решение задач с последующей, соответствующей здоровьесбережения беседой.

Вставка 1. Задача. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 70 % витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями-60 %, а порезанный кусками- 35 %. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, чем в картофеле, очищенном и порезанном кусками?

— Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

Вставка 2. Русские народные пословицы — кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им. Предлагаем математический разбор пословицы: «Вставай в 5,завтракай в 9,обедай в 5,ложись в 9 — проживёшь 99»

Вопрос. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?

Ответ: 9 часов вечера=21 часу; 24–21=3; 3+5=8.

Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть10 часов. Если выспался, не надо залёживаться в постели.

Данная вставка в урок напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, к соблюдению которых нужно стремиться.

Такие вставки на уроках будут способствовать детям быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Литература:

  1. Гордеева В. В. Система воспитательной работы в группе продленного дня. — Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Обухова Л. О., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). — М.: ВАКО,2011.- (Мастерская учителя).
  3. ЛаптевА. К. Тайны пирамиды здоровья.-СПб..1998.
  4. Тверская С. С. «Вставки о здоровье на уроках в начальных классах». «Начальная школа», № 11,1996г.
  5. Тихомиров О. Открытие. Файндворд // Филя.2006.№ 2.
Основные термины (генерируются автоматически): вставка, ребенок, витамин С, время грозы, здоровый образ жизни, здоровье, Картофель, начальная школа, русский язык, слово, урок.

Похожие статьи

Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство эстетического воспитания младших школьников

Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте

Роль медсестры в организации медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Песенный материал на уроках английского языка в старшей школе как фактор мотивации изучения иностранного языка

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Похожие статьи

Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство эстетического воспитания младших школьников

Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте

Роль медсестры в организации медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Песенный материал на уроках английского языка в старшей школе как фактор мотивации изучения иностранного языка

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей