Использование здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации пятиклассников
Авторы: Красильников Юрий Юрьевич, Домащенко Ольга Ивановна, Слезкова Татьяна Ильинична, Щукина Елена Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 05.03.2017
Статья просмотрена: 139 раз
Библиографическое описание:
Красильников, Ю. Ю. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации пятиклассников / Ю. Ю. Красильников, О. И. Домащенко, Т. И. Слезкова, Е. И. Щукина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12026/ (дата обращения: 16.11.2024).
Не секрет, что показателем уровня развития общества является не финансовая и экономическое благополучие, а динамика образовательного движения. Ключевым аспектом образования является идея развития личности ребенка. Эффективность решения образовательных задач, стоящих перед современной школой, определяется качеством образовательных услуг и преследует наивысшую цель — создание условий для воспитания и развития личности. Но нет никакого смысла в образовании, если наносится вред здоровью, если ребенок лишается самого значимого в жизни. Неслучайно сегодня в обществе говорят о здоровьесберегающей образовательной технологии. Это обусловлено негативным влиянием традиционных подходов и форм организации учебной деятельности.
Возникает особый вопрос о непосредственном влиянии здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации пятиклассников. Необходимо помнить, что своевременная адаптация учащихся к быстро меняющимся условиям учебной деятельности и повышенному объему, а также интенсивности психологических нагрузок в процессе учебного труда помогает сберечь здоровье.
Адаптация — один из сложных этапов в жизни каждого человека, от которой зависит дальнейшее его личностное развитие Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-ом классе происходит резкое изменение условий обучения.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы. Не составляет исключения и переход из начальной школы в основную. Изменившиеся условия обучения предъявляют высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию. Однако не стоит забывать и о кризисе переходного возраста. В этот период происходят изменения в психике ребенка. Переход в 5 класс, стимулирует процесс формирования отношения к учению, но далеко не все дети оказываются готовыми к нему.
Каждый переходный период характеризуется изменениями во внутренней позиции жизнедеятельности школьника, которые вызывают сильные эмоциональные переживания (как положительные, так и отрицательные), дискомфорт.
Данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется отношение к себе как члену общества. Резко возрастает количество негативных самооценок, появляется потребность в необходимости положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов. Однако в этом возрасте эта потребность выражена сильнее. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы — все это может стать стимулом к развитию самовоспитания, а может негативно отразиться на самоуважении, стать препятствием на пути формирования личности. Большинство проблем, трудностей вызывается недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе из начальной школы в среднюю является адаптация детей к новым учителям (сопровождаются конфликтами и недовольством учителей и учеников друг другом). Иногда появляются конфликтные ситуации у классного руководителя с родителями. Причины школьной дезадаптации могут скрываться как в семье, так и в школе. Возникшая школьная дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы.
Подводя итог, можно охарактеризовать переходный период с двух сторон: негативные и положительные проявления.
Положительные проявления:
- Изменяется психика ребенка (развитие теоретического мышления)
- Овладение самостоятельными формами работы
- Выработка собственных взглядов и мнения
- Изменяется социальное окружение и деятельность
- Разнообразные отношения с детьми и одноклассниками
- Расширение сфер деятельности
- Формирование себя как члена общества
Негативные проявления:
- Предъявляются высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, без учета возрастных особенностей
- Дисгармоничность в строении личности
- Снижение интересов к учебе, процессу обучения
- Конфликтные ситуации с учителями, родителями, одноклассниками
- Нарушение дисциплины
- Не желание выполнять учебные задания
Для обеспечения успешной адаптации школьников при переходе из начальной школы в основную школу грамотно построенное психолого-педагогическое сопровождение класса, позволит добиться динамики развития класса — как коллектива, формирования класса — как команды.
Необходимо провести:
– работу с родителями (проведение родительских собраний по ознакомлению с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации;
– работу с учителями (разработать программы адаптационного периода с учетом индивидуальных особенностей детей, обеспечение условий для проведения адаптационного периода — создание атмосферы доброжелательности;
– работу с детьми: 5 класс (разработка собственных правил — интеллектуальных, творческих, трудовых и их применение; сплочение коллектива.)
Внедрение своевременной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся определяет и дальнейшее обеспечение сохранения здоровья ребенка. Использование в процессе адаптации здоровьесберегающих и здоровьеобразующих технологий позволяет реализовать потенциал учащегося, расположить разнообразные нагрузочные элементы для труда, отдыха, спортивных и оздоровительных мероприятий в оптимальном соотношении.
Личностно-ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности ребенка, использование здоровьесберегающих технологий снижает риск дезадаптации.
Литература:
- Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации в школе // Школа и психологическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.:Просвещение,1991
- Битянова М. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство,1998
- Бондаренко А. Из четвертого в пятый: как начальная школа готовится к средней? Журнал «Начальная школа»,2004, № 8,с.21
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997
- Давыдов В. В. Психологическое развитие младших школьников.М.,2005
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.,1984
- Сорокина В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М., Генезис, 2005
- Шибаева Л. В. Программы психологической реабилитации школьников. М.: Роспедагентство, 1996, с. 163