Эвристическое мышление на уроках математики и его влияние на учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 22.03.2017

Статья просмотрена: 1384 раза

Библиографическое описание:

Качнов, В. А. Эвристическое мышление на уроках математики и его влияние на учащихся / В. А. Качнов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12061/ (дата обращения: 17.10.2024).



Современная педагогика давно уже отошла от стереотипных и так называемых «шаблонных» уроков, где учитель является субъектом образовательного процесса и предлагает учащимся готовые данные, с малой частью анализа и синтеза теории учащимися. Успешность учащихся и достижение учебных целей напрямую зависят от заинтересованности и понимании ребенком предмета. Соответственно он должен воспринимать предмет и новые знания не как заучивание формул и правил, а на уровне метапознания. Об организации и формирования такого мышления поговорим в этой статье.

Характерные черты мышления учащегося напрямую оказывают непосредственное влияние на развитие человеческой индивидуальности.

Логическое мышление, как известно, взаимосвязано со следующими мыслительными процессами: конкретизация и обобщение, дедукция и индукция, синтез и анализ. В настоящее время нововведения в производстве, науке и технике, требуют от человека способность в мышлении для создания чего-либо нового, ранее неизвестного в любой области деятельности человека. А следовательно, необходимо сформировать у школьников более эффективные виды мышления. К примеру особенный интерес уделяется критическому, творческому и эвристическому мышлению.

Критическим мышлением называют мышление, при котором каждая идея и факт подвергается критическому обдумыванию.

Что касается, творческого мышления, ее особенностью можно считать создание или открытие новейшего субъективного продукта, с генерацией собственных уникальных идей.

Творчество — это поиск, открывающий человеку еще не известное, способствующий расширению границ познания. Продукт творчества непременно индивидуален и оригинален. Важен и тот факт, что элементы творчества возможно повстречать в любой области человеческой деятельности, в том числе и при изучении разных образовательных дисциплин [1].

Эвристическое мышление (эвристика), несмотря на то что считается составляющей частью творческого мышления, однако имеет свои характерные черты.

Эвристика (с древнегреческого «отыскиваю», «открываю») — это наука о методах и процессах открытия нового. Целью эвристики можно считать исследование правил и методов, ведущие к изобретениям и открытиям [2]. Целью эвристического рассуждения является найти решение для определенной задачи.

Эвристическое мышление содержит потенциальные возможности для развития школьного предмета, как, математика. В данной науке весьма высокий уровень абстракции, математические понятия концентрируют внимание лишь на формах и отношения между реальными предметами. На уроках математики, учащиеся пользуется всеми видами мышления, при котором овладевают средствами логического заключения.

Из вышесказанного понятно, что особенность школьного предмета математики, выражается в высокой степени обобщенности понятий, следовательно, теоретическая и практическая части математики предлагают возможность учащимся, по сравнению с другими предметами, быстрее изучить процесс обобщения понятий. Но невзирая на высокую степень обобщенности, свойства, законы, формулы, проявленные в символической форме, считается, в основном, недоступными для самостоятельного обдумывания учащимися.

В ходе осмысления любой математической задачи учащийся самостоятельно находит способ решения задач, при котором с учетом интересов и склонностей, собственных возможностей, опыта и знаний находит свой путь решения, этим самым развивает эвристический способ мышления.

Действительно, развитие и формирование эвристического мышления у учащихся в ходе изучения математики считается наиболее актуальной задачей, возникающей перед преподавателями в нынешних школах. Основным методом данного развития и формирования математических способностей учащихся считаются нестандартные задачи. Не спроста знаменитый методист и математик Д. Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, при этом не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла изобретательности и оригинальности» [2].

Эвристическое мышление –это психологический процесс, нацеленных в формирование новых моделей и выявление закономерностей, своеобразие решений, оригинальность и переход от одного действия к другому.

Оно непосредственно влияет на становление и саморазвитие индивидуальности учащегося, раскрытие творческих задатков. Поэтому эвристическое мышление школьников следует формировать, так как оно является неотъемлемой составляющей характеристики индивидуальности человека [3].

Кроме того, эвристическое мышление дает возможность сосредоточить собственную поисковую деятельность ребенка на оптимальное решение задачи. В случае, если у учащегося сразу нет успешного решения поставленной задачи, главное для педагога-это организация эвристической деятельности, где учащийся учится, может воспользоваться своей индивидуальной особенностью, эвристически мыслить.

Значимость эвристического мышления на уроках математики, заключается в том, что учащиеся сам добывают новые знания, которые в дальнейшем применяет исходя из уже своего имеющегося опыта, преподаватель только подводит их верному решению. Эвристическое мышление на уроке математики содействует формированию своей индивидуальной точки зрения, своей позиции, и даже своего математического и не только миропонимания.

Литература:

  1. Казанцева В. Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Дис. …канд пед. наук: 13.00.01.Улан –Удэ, 2004.
  2. Д.Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения», М.: «Наука».,1975.
  3. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — С.269.
Основные термины (генерируются автоматически): эвристическое мышление, урок математики, учащийся, творческое мышление.

Похожие статьи

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Мотивация достижения цели как один из способов повышения эффективности профессионального обучения

В статье рассматриваются способы повышения эффективности обучения студентов в учреждениях профессионального образования. Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получени...

Модельный характер представления физических знаний в процессе обучения

В статье рассматривается структура методологического компонента физического учебного знания и модельный характер этого знания. Указывается на проблему, которая возникает при обучении, и заключается в том, что учитель физики получая это учебное знание...

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписанные правила, которые должны определять, как в той или иной ситу...

Великие учителя — мастера своего предмета

Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...

Психофизиологические особенности грамматических навыков чтения

Данная статья посвящена психофизиологическим особенностям становления грамматических навыков у студентов неязыковых факультетов при чтении текстов по специальности на английском языке. На основе научных работ ведущих ученных, посвященных данной пробл...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Сотериологический метод развития навыков управления временем и способности к общему представлению руководства и коллектива о смыслах существования организации

Поскольку в современных условиях социально-экономическая ситуация быстро изменяется, организации нуждаются в эффективных и технологичных методах развития компетенций самоуправления их сотрудников и руководителей. Особенно важны навыки управления врем...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Похожие статьи

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Мотивация достижения цели как один из способов повышения эффективности профессионального обучения

В статье рассматриваются способы повышения эффективности обучения студентов в учреждениях профессионального образования. Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получени...

Модельный характер представления физических знаний в процессе обучения

В статье рассматривается структура методологического компонента физического учебного знания и модельный характер этого знания. Указывается на проблему, которая возникает при обучении, и заключается в том, что учитель физики получая это учебное знание...

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписанные правила, которые должны определять, как в той или иной ситу...

Великие учителя — мастера своего предмета

Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...

Психофизиологические особенности грамматических навыков чтения

Данная статья посвящена психофизиологическим особенностям становления грамматических навыков у студентов неязыковых факультетов при чтении текстов по специальности на английском языке. На основе научных работ ведущих ученных, посвященных данной пробл...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Сотериологический метод развития навыков управления временем и способности к общему представлению руководства и коллектива о смыслах существования организации

Поскольку в современных условиях социально-экономическая ситуация быстро изменяется, организации нуждаются в эффективных и технологичных методах развития компетенций самоуправления их сотрудников и руководителей. Особенно важны навыки управления врем...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...