Способы компьютерной обработки экспериментальных данных для их визуального анализа на занятиях по физике
Автор: Данилов Олег Евгеньевич
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 21.03.2017
Статья просмотрена: 430 раз
Библиографическое описание:
Данилов, О. Е. Способы компьютерной обработки экспериментальных данных для их визуального анализа на занятиях по физике / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12108/ (дата обращения: 15.11.2024).
Приводится пример использования компьютерной визуализации для достижения образовательных целей. Рассматриваются два вида учебных экспериментальных установок для изучения полей физических величин, позволяющие получать визуальное представление распределения физической величины вдоль отрезка прямой и на плоскости.
Ключевые слова: компьютерная визуализация, поле физической величины, визуализация полей, обучение физике
Существует два понимания визуализации. В первом случае под визуализацией понимают генерацию изображений по входному сигналу. Например, по тексту требуется построить изображение. Во втором случае визуализация предполагает изображение элементов сигнала, либо структур, извлеченных из сигнала, для образовательных или аналитических нужд. В этой статье нас будет интересовать только второй вариант понимания этого термина.
Современные электронные датчики регистрируют различные процессы, причем многие полученные с их помощью данные сохраняются с большой степенью детализации. Эта информация представляет определенную ценность. Она может содержать в себе скрытые знания и закономерности, которые могут быть использованы при соответствующем анализе в различных областях человеческой деятельности [1, с. 11–13; 5, с. 11–12].
Существует много способов поиска машиной скрытых закономерностей в данных, но не стоит пренебрегать возможностями человека по анализу данных. Можно сочетать огромные вычислительные ресурсы современных компьютеров с творческим и гибким человеческим мышлением. Особенно это важно в обучении. Визуальный анализ данных человеком вовлекает его в процесс отыскания знаний в этих данных. Основная идея при этом заключается в том, чтобы представить большие объемы данных в удобной для восприятия обучающимся форме, где он смог бы увидеть то, что трудно или невозможно разглядеть в других ситуациях. Обучающийся, анализируя полученные данные, работает не непосредственно с ними, а с их визуальным представлением, старается с помощью этого представления понять их суть и сделать выводы.
Рис. 1. Экспериментальная установка для исследования распределения поля физической величины вдоль отрезка прямой
В связи с этим возникает необходимость в учебных компьютерных средствах отображения информации и результатов анализа (рис. 1). С помощью новых технологий обучающиеся будут способны оценивать полученную информацию. Визуальный анализ данных особенно полезен, когда о самих данных обучающемуся мало что известно и цели исследования ему до конца не понятны. За счет того, что обучающийся работает с данными, представленными в виде визуальных образов, которые он может рассматривать с разных сторон и под любыми углами зрения, в прямом смысле этого слова, он может получить дополнительную информацию, которая, в свою очередь, поможет ему получить новые знания [3]. Прямое вовлечение обучающегося в визуальный анализ имеет два основных преимущества перед автоматическими методами:
‒ визуальный анализ данных позволяет работать с неоднородными и зашумленными данными, в то время как не все автоматические методы позволяют работать с такими данными и давать удовлетворительные результаты;
‒ визуальный анализ данных интуитивно понятен и не требует применения сложных математических или статистических алгоритмов.
Рис. 2. Экспериментальная установка для исследования распределения поля физической величины на плоскости
На наш взгляд, метод компьютерной визуализации необходимо применять систематически для учебных экспериментальных исследований полей физических величин, так как он является универсальным методом и позволяет изучать любые поля [3; 4]. Для этого могут быть использованы учебные компьютерные установки, которые включают датчик физической величины (аналоговый или цифровой), подключенный к компьютеру [2]. Экран компьютера является в этом случае визуализирующим устройством (рис. 1 и 2). При изучении одномерных полей используются направляющие, вдоль которых перемещается датчик (рис. 1) [4]. В случае двумерного поля датчик перемещается на плоскости (рис. 2). Трехмерные варианты учебных исследований, на наш взгляд, пока являются нецелесообразными в связи со сложностью восприятия обучающимися получающейся при этом картины распределения физической величины в пространстве.
Литература:
- Грегори Р. Л. Разумный глаз / Р. Л. Грегори. Пер. с англ. Изд. 2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 240 с.
- Данилов О. Е. Автоматизация учебных экспериментальных исследований / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2014. — № 12. — С. 43–49.
- Данилов О. Е. Компьютерная визуализация как наглядный метод теоретического изучения полей физических величин / О. Е. Данилов // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 168–171.
- Данилов О. Е. Экспериментальное изучение стоячей звуковой волны с помощью компьютерных технологий / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2014. — № 9. — С. 53–58.
- Морозов А. Д. Визуализация и анализ инвариантных множеств динамических систем / А. Д. Морозов, Т. Н. Драгунов. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. — 304 с.
Ключевые слова
поле физической величины, обучение физике, компьютерная визуализация, визуализация полейПохожие статьи
Компьютерное моделирование поперечных механических волн в обучении физике
В статье представлена обучающая компьютерная программа, моделирующая распространение поперечных механических волн. Она представляет собой учебную компьютерную модель, то есть такую визуализирующую программу, с помощью которой обучение строится на осн...
Компьютерное моделирование как инструмент реализации межпредметных связей
В статье раскрываются особенности обучения учащихся старших классов компьютерному моделированию на уроках информатики. Представлены примеры выполнения заданий, направленных на овладение учащимися умениями построения компьютерно-математических моделей...
Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики
В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...
Учебная компьютерная модель физического маятника
В статье приводится описание компьютерного приложения, моделирующего движение физического маятника. Данное приложение может быть использовано при изучении теории колебаний в учебных заведениях.
Абстрагирование в процессе обучения физике
Абстрагирование позволяет изучать различные разделы физики и получать информацию для решения конкретных технических задач. В статье рассмотрены некоторые элементы метода абстрагирования на примере различных физических идеализаций.
Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»
Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...
Компьютерная визуализация как наглядный метод теоретического изучения полей физических величин
В статье рассмотрены элементы дидактической модели формирования понятия поля физической величины с помощью метода компьютерной визуализации. Методика применения компьютерной визуализации, предлагаемая автором, рекомендована для использования учителям...
Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся
В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.
Математическое моделирование на занятиях по физике
В статье авторы рассматривают важность построения математических моделей для понимания основных положений физики на занятиях со студентами.
Применение методов фотоакустической и термоакустической визуализации в медицинской диагностике
В статье описываются физические основы двух смежных методов — фотоакустической визуализации и термоакустической визуализации, их функциональные схемы и возможные применения в медицинской диагностике.
Похожие статьи
Компьютерное моделирование поперечных механических волн в обучении физике
В статье представлена обучающая компьютерная программа, моделирующая распространение поперечных механических волн. Она представляет собой учебную компьютерную модель, то есть такую визуализирующую программу, с помощью которой обучение строится на осн...
Компьютерное моделирование как инструмент реализации межпредметных связей
В статье раскрываются особенности обучения учащихся старших классов компьютерному моделированию на уроках информатики. Представлены примеры выполнения заданий, направленных на овладение учащимися умениями построения компьютерно-математических моделей...
Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики
В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...
Учебная компьютерная модель физического маятника
В статье приводится описание компьютерного приложения, моделирующего движение физического маятника. Данное приложение может быть использовано при изучении теории колебаний в учебных заведениях.
Абстрагирование в процессе обучения физике
Абстрагирование позволяет изучать различные разделы физики и получать информацию для решения конкретных технических задач. В статье рассмотрены некоторые элементы метода абстрагирования на примере различных физических идеализаций.
Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»
Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...
Компьютерная визуализация как наглядный метод теоретического изучения полей физических величин
В статье рассмотрены элементы дидактической модели формирования понятия поля физической величины с помощью метода компьютерной визуализации. Методика применения компьютерной визуализации, предлагаемая автором, рекомендована для использования учителям...
Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся
В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.
Математическое моделирование на занятиях по физике
В статье авторы рассматривают важность построения математических моделей для понимания основных положений физики на занятиях со студентами.
Применение методов фотоакустической и термоакустической визуализации в медицинской диагностике
В статье описываются физические основы двух смежных методов — фотоакустической визуализации и термоакустической визуализации, их функциональные схемы и возможные применения в медицинской диагностике.