Дополнительные технологии диагностики в работе логопеда | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Билетина, Т. А. Дополнительные технологии диагностики в работе логопеда / Т. А. Билетина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12114/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время специалисты — логопеды должны владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и корригирующих современных методик, разработка и внедрение их в практику становится приоритетным направлением. На фоне данной задачи в коррекционной педагогике и логопедии продолжает оставаться актуальной проблема выявления, предупреждения и коррекции нарушений речевой деятельности у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. []

Работая на протяжении значительного времени с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения, мы пришли к выводу, что традиционное логопедическое обследование (Приложение 2. Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000) недостаточно информативно для долговременной коррекционной работы. Проведение интегральной диагностики, конечной целью которой является оказание практической помощи конкретному ученику, создаёт более широкое представление о системе базовых предпосылок психического развития ребёнка.

Диагностический инструментарий.

Инструмент 1

Методика оценки функционального развития и раннего прогнозирования школьного трудностей у детей 6–7 лет. []

Методика включает:

– анализ раннего развития и состояния здоровья ребёнка;

– анализ показателей организации деятельности общего развития;

– анализ «школьно-значимых» показателей функционального развития.

Основная цель обследования — выявление тех детей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, письму, математике; выявление слабых звеньев в развитии, которые требуют специфической и неспецифической коррекции. []

С целью пропедевтики нарушений чтения и письма мы проводим эту диагностику с детьми 6,5–7 лет с осложнённым неврологическим анамнезом и субнормальным уровнем развития речи.

Инструмент 2

Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. []

Проведение нейропсихологической диагностики позволяет:

– получить описание и анализ клинической картины нарушений психической деятельности ребёнка;

– определить основной фактор (механизм), являющийся причиной нарушений тех или других ВПФ;

– определить зону поражения коры головного мозга;

– вычленить и провести анализ сохранных высших психических функций;

– получить рекомендации по проведению адекватной коррекционно-воспитательной работы. []

Особую ценность для нас эта диагностика представляет в работе детьми младшего школьного возраста V — VII видов обучения, имеющих парциальную несформированность ВПФ (тип «недостаточного развития»).

Известно, что речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет определённую операцию речевой деятельности. Поэтому, несмотря на некоторую схожесть особенностей отдельных типов «недостаточного» развития, требуется различный подход к построению коррекционно-развивающей работы.

Учитывая законы гетерохронии и асинхронии, предложенная методика открывает возможность для составления индивидуального «профиля развития» ребёнка, указывает направление коррекционной работы, позволяет за счёт сохранных (сильных) психических функций «взрастить» слабые — в течение первых 2–3лет обучения в школе.

Инструмент 3

Составление индивидуального латерального профиля учащихся с недостаточным развитием.

ШАГ 1

– определение ведущего полушария с помощью комплексного метода (Л. В. Яссман, В. Н. Данюков, 1999).

ШАГ 2

– составление профиля латеральной организации (сочетания функциональной ассимметрии полушарий, моторной и сенсорной й).

ШАГ 3

– использование классификации латеральной организации по П. Деннисову для описания индивидуального латерального профиля учащихся.

Известно, что учащиеся различаются определёнными особенностями стратегий познавательных процессов («когнитивными стилями»).

Проведение указанной диагностики помогает определить «стратегию и тактику» коррекционной работы и выявить:

– тип восприятия, понимания и усвоения информации учащимися;

– особенности обучения правополушарных и левополушарных детей;

– психофизиологические особенности детей в стрессовой ситуации;

– индивидуальный показатель стрессустойчивости.

С позиции когнитивной психологии организация обучения предполагает внимательное отношение к индивидуальным познавательным стилям, а не к поиску совершенных методических приёмов.

Инструмент 4

«Диагностика состояния готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи».

Задачи диагностики:

– анализ особенностей самостоятельных письменных высказываний учащихся;

– описание типологии ошибок;

– выявление причин затруднений и нарушений в порождении письменного текста;

– сравнение уровня готовности школьников во 2–4 классах к овладению письменно-речевой деятельности учащихся мы проводим в конце 2 класса (диагностический этап) и 4 класса (сравнительный этап).

Инструмент 5

Методика раннего выявлениядислексии(МРВД) []

Проведение этой диагностики в сочетании с традиционным психолого-логопедическим обследованием позволяет выбрать оптимальный вариант обучения (программа, режим) детей, поступающих в школу.

Психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т. е. психологически-ориентированное обучение.

Таким образом, комплексное использование диагностического инструментария является отправной точкой в разработке индивидуального маршрута развития, текущих наблюдений и сравнений результатов работы.

Литература:

  1. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. — М. Айрис-пресс, 2004.
  2. Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Психофизиология ребёнка. — М., 2005.
  3. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб.: Речь.2003.
  4. Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. — СПб, Речь, 2004.
  5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.- М.:АРКТИ, 2003.
  6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: «Академия», 2002.
  7. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Скворцов И. А., Адашинская Г. А., Нефёдова И. В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. М., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): VII, диагностический инструментарий, индивидуальный латеральный профиль, инструмент, коррекционная работа, латеральная организация, нейропсихологическая диагностика, ребенок, речевая деятельность, учащийся, функциональное развитие.