Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций
Автор: Айол Алексей Андреевич
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 27.03.2017
Статья просмотрена: 246 раз
Библиографическое описание:
Айол, А. А. Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций / А. А. Айол. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12124/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается организация подготовки должностных лиц органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: органы управления гражданской обороны, органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка в системах гражданской обороны и РСЧС, единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Эффективность решения любой из возникающих перед человечеством проблемы или задачи напрямую будет зависеть от того, насколько имеющиеся в наличии органы управления в состоянии выполнять свои обязанности по предназначению.
Для защиты населения и территории Российской Федерации на сегодняшний день созданы и функционируют гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). Для эффективной реализации возложенных на эти системы задач в них созданы системы управления.
Система управления гражданской обороной является составной частью системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в масштабах одной организации, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].
В единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются органы управления [2]. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления. На объектовом уровне координационными органами управления являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, постоянно действующими органами управления единой системы являются структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и органами повседневного управления единой системы являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) [3].
Обучение населения в области гражданской обороны, в том числе граждан, входящих в состав органов управления гражданской обороны и РСЧС, осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [4].
В целях качественной подготовки органов управления на современном этапе определена главная задача их подготовки. Этой задачей является совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.
Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и гражданской обороны сегодня определены в том числе командно-штабные учения (далее — КШУ) и командно-штабные тренировки (далее — КШТ) или штабные тренировки (далее — ШТ), тренировки Национального центра управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.
Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе вызванных террористическими актами, сегодня необходимо организовывать и проводить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказом МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Участие организаций в двухстепенных или многостепенных учениях и тренировках должны засчитываться как проведенные в текущем году КШУ (КШТ).
При проведении учений (тренировок) особое внимание необходимо уделять оценке реальности имеющихся планов:
− гражданской обороны организации;
− действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
− основных мероприятий организации на год;
− финансового обеспечения спланированных мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий;
− организации взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
− выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений (тренировок) должно быть предусмотрено выполнение мероприятий:
− по приведению органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования,
− по переводу гражданской обороны на работу в условиях военного времени,
− по защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Темы учений (тренировок) определяются исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых функциональными и территориальными подсистемами РСЧС.
В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводятся:
− для руководителей организаций — показные занятия с аварийно- спасательными формированиями (далее — АСФ) по ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации эвакуации рабочих и служащих;
− для руководителей предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности — занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям чрезвычайных ситуаций. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.
При проведении практических мероприятий должно быть обеспечено соблюдение мер безопасности.
Для органов управления, сил гражданской и РСЧС началом учебного года считается первый рабочий день января, окончанием учебного года считается последний рабочий день ноября.
В ходе подготовки органов повседневного управления РСЧС основные усилия должны быть сосредоточены на:
- Внедрении и развитии аппаратно-программных комплексов «Безопасный город»;
- Повышении оперативности действий по повседневному управлению силами РСЧС, взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти, организациями системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, органами управления и силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС, формированиями гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушении пожаров;
- Совершенствовании системы мониторинга и прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций на основе рисков их возникновения на объектах функциональных и территориальных подсистем РСЧС, своевременном доведении прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;
Подготовку специалистов дежурно-диспетчерских служб сегодня осуществляется:
− в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, учебных центрах и учебных пунктах Федеральной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;
− в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке — один день в месяц по 6–8 часов, причем тематика определяется, исходя из решаемых вопросов и характерных чрезвычайных ситуаций, а также личной подготовленности специалистов;
− в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;
− в ходе проведения тренировок со сменами дежурно-диспетчерских служб, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются дежурно-диспетчерские службы.
В ходе подготовки персонала дежурно-диспетчерских служб особое внимание необходимо сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения гражданской обороны.
Не реже одного раза в полгода должны приниматься зачеты, по результатам которых принимаются решения о допуске специалистов дежурно-диспетчерские службы к работе [5].
Организация подготовки органов управления гражданской обороны и РСЧС по совершенствованию знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволит существенно повысить эффективность решения возлагаемых на эти органы управления задач, что в свою очередь серьезно повысит защищенность населения Российской Федерации как в военное, так и в мирное время.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями на 30 декабря 2015 года).
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями на 23 июня 2016 года).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями на 26 января 2017 года).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями на 9 апреля 2015 года).
- «Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2017 год» № 2–4-71–67–14 от 23 ноября 2016 года.
Ключевые слова
органы управления гражданской обороны, органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка в системах гражданской обороны и РСЧС, единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераПохожие статьи
К вопросу о необходимости разработки критериев и анализа проблем определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание локальных систем оповещения
В данной статье рассматриваются вопросы разработки критериев и проблем определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание локальных систем оповещения, для обеспечения своевременного доведения до органов управления, сил гражданской обор...
Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методичес...
Организационная деятельность рабочей группы правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
В статье рассмотрены состав, структура, задачи и содержание деятельности Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и создаваемой при ней рабочей группы.
Государственные закупки при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в Оренбургской области
В статье рассматриваются вопросы совершенствования государственных закупок при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В работе исследуется государственные закупки при обеспечении гражданской обороны ...
Формы и направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности
В рамках настоящей статьи проводится анализ центральных форм деятельности органов внутренних дел в сфере осуществления охраны общественного порядка, а также в рамках обеспечения безопасности общества. Представлены разные формы деятельности, которые т...
Особенности квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
В статье анализируются проблемы квалификации преступлений против государственной власти и государственной и муниципальной службы. Данный вид преступлений закреплен в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Особо подчеркивается, что данный в...
О некоторых проблемах оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах
В статье рассмотрены организационные и правовые аспекты оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Основное внимание уделено проблемным вопросам организации оперативно-розыскных...
Пути совершенствования практикоорентированных занятий с должностными лицами и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций образовательных организаций
В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС.
Характеристика системы и анализ основных направлений деятельности по планированию и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии РФ (на примере Уральского округа войск национальной гвардии РФ)
В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...
Автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России как один из видов автоматизации контрольно-надзорной деятельности МЧС России
Рассмотрена нормативная правовая база, регламентирующая процессы эксплуатации автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России. Обозначен основной функционал и аспекты работы в автоматизированн...
Похожие статьи
К вопросу о необходимости разработки критериев и анализа проблем определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание локальных систем оповещения
В данной статье рассматриваются вопросы разработки критериев и проблем определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание локальных систем оповещения, для обеспечения своевременного доведения до органов управления, сил гражданской обор...
Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методичес...
Организационная деятельность рабочей группы правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
В статье рассмотрены состав, структура, задачи и содержание деятельности Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и создаваемой при ней рабочей группы.
Государственные закупки при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в Оренбургской области
В статье рассматриваются вопросы совершенствования государственных закупок при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В работе исследуется государственные закупки при обеспечении гражданской обороны ...
Формы и направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности
В рамках настоящей статьи проводится анализ центральных форм деятельности органов внутренних дел в сфере осуществления охраны общественного порядка, а также в рамках обеспечения безопасности общества. Представлены разные формы деятельности, которые т...
Особенности квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
В статье анализируются проблемы квалификации преступлений против государственной власти и государственной и муниципальной службы. Данный вид преступлений закреплен в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Особо подчеркивается, что данный в...
О некоторых проблемах оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах
В статье рассмотрены организационные и правовые аспекты оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Основное внимание уделено проблемным вопросам организации оперативно-розыскных...
Пути совершенствования практикоорентированных занятий с должностными лицами и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций образовательных организаций
В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС.
Характеристика системы и анализ основных направлений деятельности по планированию и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии РФ (на примере Уральского округа войск национальной гвардии РФ)
В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...
Автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России как один из видов автоматизации контрольно-надзорной деятельности МЧС России
Рассмотрена нормативная правовая база, регламентирующая процессы эксплуатации автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России. Обозначен основной функционал и аспекты работы в автоматизированн...