Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кичаева, О. С. Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка / О. С. Кичаева, С. А. Калинина, О. В. Зотова, Р. Р. Никифорова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12162/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т. к. она учит мыслить логически, нестандартно, творчески, и учителя школы начали активно применять некоторые ее техники: кластер, синквейн, фишбоун, бортовой журнал на уроках русского языка.

При организации урока с применением данной технологии необходимо знать и в дальнейшем помнить, что она базируется на модели из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать для чего понадобятся полученные знания и, наконец, как их можно применить. Рассмотрим подробнее применение данной технологии на уроке русского языка в начальном блоке школе.

Первая стадия — вызов, и ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызов используется техника «Кластер». Кластер — это графический систематизатор знаний по той или иной теме. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик или учитель на доске записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Ученики с удовольствием используют «кластеры». Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью. «Кластер» используют также для организации индивидуальной и групповой работы.

«Кластер» может быть использован на самых разных стадиях урока. К примеру, на стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления — для структурирования учебного материала, а на стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Перед изучением темы «Имя существительное» в 3-ем классе, ребята вспомнили и обобщили знания об имени существительном, составив кластер, представленный на рисунке 1.

Техника «Кластер» помогает развитию личностных и познавательных УУД: умение вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.

У детей есть возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Рис. 1. Кластер «Имя существительное»

Вторая стадия — осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления используем технику «Фишбоун» — «Рыбий скелет».

Суть данной техники в том, что содержание темы урока должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему-рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты исследований, наблюдений). На верхних — ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению).

Записи в данной схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть изучаемого материала. При работе с данной техникой ребята могут работать как индивидуально, так в парах, в группах.

Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное» в 3-ем классе, ученикам предлагается провести исследование, в ходе которого они дают ответ на вопрос: как определить род имени существительного? По ходу исследования они заполняют схему, представленную на рисунке 2.

Рис. 2. Схема «Рыбий скелет»

После заполнения схемы «Рыбий скелет» дети делают вывод: чтобы определить род имен существительных нужно подставить слова-помощники: мужской род — он (мой), женский род — она (моя), средний род — оно (мое). Учащиеся, овладевающие техникой «Фишбоун» — «Рыбий скелет», приобретают такие навыки, как: критическое мышление, взаимодействие в группе, планирование и осуществление исследовательской деятельности.

Третья стадия — рефлексия, которая является наиболее значимым этапом, т. к. здесь формируются регулятивные и личностные УУД: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, происходит творческое развитие. На стадии рефлексии используем техники «Бортовой журнал», «Синквейн». Техника ведения «Бортового журнала» (дневника) включает различные приемы обучающего письма. Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли. Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Мы на своих уроках используем самую простую — таблица из двух колонок: в левую — учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую — при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали. Пример такой таблицы представлен ниже в таблице 3.

Таблица 3

Форма «Бортового журнала»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? и обозначает предмет.

Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным,

Имя существительное может быть собственным и нарицательным.

Имя существительное изменяется по числам.

Имя существительное имеет род:

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками он (мой) — мужского рода.

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками она (моя) — женского рода.

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками оно(мое) — среднего рода.

Учитель, излагая материал, должен делать паузы, чтобы учащиеся успевали заполнять таблицы. Педагог может организовать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи.

На стадии рефлексии, учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом.

При изучении темы «Имя существительное» в 3-ем классе дети вели «бортовой журнал», где в первой колонке записали все, что они знают про имя существительное, а дальше в ходе исследования заполнили вторую колонку и на стадии рефлексии обобщили свои знания по данной теме (таблица 4).

Таблица 4

Пример заполнения «Бортового журнала» младшими школьниками

Что я знаю по теме

Что нового я узнал по теме

Часть речи

Имя существительное изменяется по родам

Предмет

Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания:

м. р.- нулевое, -а,-я.

ж. р.- нулевое, — а,-я.

ср. р.- -о, -е.

Вопросы

Изменяется по числам

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе надо поставить его в начальную форму (ед. ч, И.П.).

Птицы-птица (ж. р.).,на окне — окно (ср. р.).

Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы.

Техника Синквейн с французского языка означает «пять» — это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.

Алгоритм написания синквейна представлен в таблице 5.

Таблица 5

Алгоритм написания синквейна

Строка

Вопрос

Слова

1-я строка

Кто? Что?

одно существительное

2-я строка

Какой? Какая? Какое? Какие?

два прилагательных

3-я строка

Что делает?

три глагола

4-я строка

Что автор думает о теме?

фраза из четырёх слов

5-я строка

Кто? Что? (Новое звучание темы)

одно существительное

На уроках русского языка в 3-ем классе после написания сочинений по теме «Как я провел лето» ребятам было предложено составить синквейн на тему «Каникулы». Также детям было предложено составить синквейн на любое насекомое, которое есть летом, дети выбрали бабочку.

Эффективность и значимость техники «Синквейн» в его простоте. Эта техника помогает ребенку реализовать свои интеллектуальные возможности, помогает пополнить словарный запас, помогает развивать речь и мышление, учит краткому пересказу, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Приведем примеры:

  1. Каникулы.
  2. Весенние, летние.
  3. Отдыхать, гулять, рисовать.
  4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течении учебного года.
  5. Отдых.
  1. Бабочка.
  2. Оранжевая, голубая, разноцветная.
  3. Размножается, питается, улетает.
  4. Преображаясь из обычной гусеницы, появляется на свет.
  5. Насекомое.

Использование приведенных выше техник учения в технологии критического мышления через чтение и письмо предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности.

В условиях работы ФГОС НОО необходима реализация различных направлений проектной и исследовательской деятельности как в ходе учебного процесса, так и вне учебных занятий, во внеурочной деятельности учащихся. Важно для реализации всех требований, задач, целей в условиях ФГОС НОО педагогам работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую работу, отстаивать и обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к позиции коллег, принимать ответственность за себя и за команду.

Только совместными усилиями всех педагогов, в процессе слаженной работы и в режиме диалога можно поставить деятельность педагога в новых условиях ФГОС НОО на высокий уровень, способствующую повышению эффективности и качества образования, удовлетворяющую потребности всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — № 12. — 2010.
  2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. — СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003. — 407 с.
  3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. — М.: Просвещение, 2004. — 305 с.
  4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2004. — 298 с.
  5. Иванов С. В., Евдокимова А. О., М. И. Кузнецова. Русский язык: 3 класс: в двух частях. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 176 с.
  6. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. — 2004. — № 2. — С. 3–10.
  7. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — М., Тюмень, 1994. — 207 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имя, существительное, критическое мышление, русский язык, стадий рефлексии, учащийся, таблица, техник, урок, женский род.

Похожие статьи

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Развитие критического мышления на уроках английского языка

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование технологий анализа ситуаций на уроках обществознания

Применение проектного метода в учебном процессе учителями русского языка

Похожие статьи

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Развитие критического мышления на уроках английского языка

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование технологий анализа ситуаций на уроках обществознания

Применение проектного метода в учебном процессе учителями русского языка