Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Авторы: Кичаева Ольга Степановна, Калинина Светлана Александровна, Зотова Ольга Владимировна, Никифорова Роза Рафиковна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 31.03.2017
Статья просмотрена: 1093 раза
Библиографическое описание:
Кичаева, О. С. Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка / О. С. Кичаева, С. А. Калинина, О. В. Зотова, Р. Р. Никифорова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12162/ (дата обращения: 16.11.2024).
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т. к. она учит мыслить логически, нестандартно, творчески, и учителя школы начали активно применять некоторые ее техники: кластер, синквейн, фишбоун, бортовой журнал на уроках русского языка.
При организации урока с применением данной технологии необходимо знать и в дальнейшем помнить, что она базируется на модели из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать для чего понадобятся полученные знания и, наконец, как их можно применить. Рассмотрим подробнее применение данной технологии на уроке русского языка в начальном блоке школе.
Первая стадия — вызов, и ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызов используется техника «Кластер». Кластер — это графический систематизатор знаний по той или иной теме. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик или учитель на доске записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Ученики с удовольствием используют «кластеры». Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью. «Кластер» используют также для организации индивидуальной и групповой работы.
«Кластер» может быть использован на самых разных стадиях урока. К примеру, на стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления — для структурирования учебного материала, а на стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Перед изучением темы «Имя существительное» в 3-ем классе, ребята вспомнили и обобщили знания об имени существительном, составив кластер, представленный на рисунке 1.
Техника «Кластер» помогает развитию личностных и познавательных УУД: умение вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.
У детей есть возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Рис. 1. Кластер «Имя существительное»
Вторая стадия — осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления используем технику «Фишбоун» — «Рыбий скелет».
Суть данной техники в том, что содержание темы урока должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему-рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты исследований, наблюдений). На верхних — ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению).
Записи в данной схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть изучаемого материала. При работе с данной техникой ребята могут работать как индивидуально, так в парах, в группах.
Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное» в 3-ем классе, ученикам предлагается провести исследование, в ходе которого они дают ответ на вопрос: как определить род имени существительного? По ходу исследования они заполняют схему, представленную на рисунке 2.
Рис. 2. Схема «Рыбий скелет»
После заполнения схемы «Рыбий скелет» дети делают вывод: чтобы определить род имен существительных нужно подставить слова-помощники: мужской род — он (мой), женский род — она (моя), средний род — оно (мое). Учащиеся, овладевающие техникой «Фишбоун» — «Рыбий скелет», приобретают такие навыки, как: критическое мышление, взаимодействие в группе, планирование и осуществление исследовательской деятельности.
Третья стадия — рефлексия, которая является наиболее значимым этапом, т. к. здесь формируются регулятивные и личностные УУД: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, происходит творческое развитие. На стадии рефлексии используем техники «Бортовой журнал», «Синквейн». Техника ведения «Бортового журнала» (дневника) включает различные приемы обучающего письма. Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли. Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Мы на своих уроках используем самую простую — таблица из двух колонок: в левую — учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую — при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали. Пример такой таблицы представлен ниже в таблице 3.
Таблица 3
Форма «Бортового журнала»
Что мне известно по данной теме? |
Что нового я узнал? |
Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? и обозначает предмет. Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным, Имя существительное может быть собственным и нарицательным. Имя существительное изменяется по числам. |
Имя существительное имеет род: Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками он (мой) — мужского рода. Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками она (моя) — женского рода. Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками оно(мое) — среднего рода. |
Учитель, излагая материал, должен делать паузы, чтобы учащиеся успевали заполнять таблицы. Педагог может организовать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи.
На стадии рефлексии, учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом.
При изучении темы «Имя существительное» в 3-ем классе дети вели «бортовой журнал», где в первой колонке записали все, что они знают про имя существительное, а дальше в ходе исследования заполнили вторую колонку и на стадии рефлексии обобщили свои знания по данной теме (таблица 4).
Таблица 4
Пример заполнения «Бортового журнала» младшими школьниками
Что я знаю по теме |
Что нового я узнал по теме |
Часть речи |
Имя существительное изменяется по родам |
Предмет |
Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания: м. р.- нулевое, -а,-я. ж. р.- нулевое, — а,-я. ср. р.- -о, -е. |
Вопросы |
|
Изменяется по числам |
Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе надо поставить его в начальную форму (ед. ч, И.П.). Птицы-птица (ж. р.).,на окне — окно (ср. р.). |
Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы.
Техника Синквейн с французского языка означает «пять» — это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.
Алгоритм написания синквейна представлен в таблице 5.
Таблица 5
Алгоритм написания синквейна
Строка |
Вопрос |
Слова |
1-я строка |
Кто? Что? |
одно существительное |
2-я строка |
Какой? Какая? Какое? Какие? |
два прилагательных |
3-я строка |
Что делает? |
три глагола |
4-я строка |
Что автор думает о теме? |
фраза из четырёх слов |
5-я строка |
Кто? Что? (Новое звучание темы) |
одно существительное |
На уроках русского языка в 3-ем классе после написания сочинений по теме «Как я провел лето» ребятам было предложено составить синквейн на тему «Каникулы». Также детям было предложено составить синквейн на любое насекомое, которое есть летом, дети выбрали бабочку.
Эффективность и значимость техники «Синквейн» в его простоте. Эта техника помогает ребенку реализовать свои интеллектуальные возможности, помогает пополнить словарный запас, помогает развивать речь и мышление, учит краткому пересказу, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Приведем примеры:
- Каникулы.
- Весенние, летние.
- Отдыхать, гулять, рисовать.
- Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течении учебного года.
- Отдых.
- Бабочка.
- Оранжевая, голубая, разноцветная.
- Размножается, питается, улетает.
- Преображаясь из обычной гусеницы, появляется на свет.
- Насекомое.
Использование приведенных выше техник учения в технологии критического мышления через чтение и письмо предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности.
В условиях работы ФГОС НОО необходима реализация различных направлений проектной и исследовательской деятельности как в ходе учебного процесса, так и вне учебных занятий, во внеурочной деятельности учащихся. Важно для реализации всех требований, задач, целей в условиях ФГОС НОО педагогам работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую работу, отстаивать и обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к позиции коллег, принимать ответственность за себя и за команду.
Только совместными усилиями всех педагогов, в процессе слаженной работы и в режиме диалога можно поставить деятельность педагога в новых условиях ФГОС НОО на высокий уровень, способствующую повышению эффективности и качества образования, удовлетворяющую потребности всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — № 12. — 2010.
- Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. — СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003. — 407 с.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. — М.: Просвещение, 2004. — 305 с.
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2004. — 298 с.
- Иванов С. В., Евдокимова А. О., М. И. Кузнецова. Русский язык: 3 класс: в двух частях. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 176 с.
- Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. — 2004. — № 2. — С. 3–10.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — М., Тюмень, 1994. — 207 с.