Сущность и особенности военно-педагогического процесса
Авторы: Выдра Ольга Владимировна, Полякова Елена Петровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 01.04.2017
Статья просмотрена: 8515 раз
Библиографическое описание:
Выдра, О. В. Сущность и особенности военно-педагогического процесса / О. В. Выдра, Е. П. Полякова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12189/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье раскрывается такое понятия, как военно-педагогический процесс, его сущность и содержание. Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.
Обучение российских военнослужащих является на сегодняшний день важной задачей, стоящей перед органами военного управления. Для выполнения этой задачи необходимо грамотно и качественно организовать военно-педагогический процесс. Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению [3].
Таким образом, военно-педагогический процесс, как и любой процесс обучения, реализует четыре функции:
1) образовательную — формирует у военнослужащих систему знаний, навыков, умений; развивает логическое мышление, самостоятельность в решении учебных задач; вырабатывает определенное мировоззрение и пр.
2) воспитательную — формирует такие качества у военнослужащих, как патриотизм, нравственность, способность следовать социальным нормам поведения и пр.
3) развивающую — развивает интеллектуальные и физические качества военнослужащих; формирует умения мыслить творчески при решении задач.
4) психологической подготовки — формирует у военнослужащих внутреннюю психологическую готовность и устойчивость к решению боевых, учебных и служебных задач.
Путем реализации вышеперечисленных функций решается главная цель военно-педагогического процесса, а именно: обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по защите Родины. Необходимо отметить, что все четыре функции взаимообусловлены и связаны между собой, но основной является образовательная функция [3]. Как в воинском коллективе в целом, так и в каждом отдельном военнослужащем необходимо сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и, опираясь на данные качества, выработать боевое мастерство, духовную стойкость и волю к победе.
Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы. Руководящая роль принадлежит командиру части или подразделения, именно он отвечает не только за качество военно-педагогического процесса, но и за весь коллектив военнослужащих, проходящих обучение. С точки зрения субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения — это субъекты военно-педагогического процесса.
Основными задачами военно-педагогического процесса являются:
- Целенаправленное формирование военнослужащего как гражданин и воина-профессионала;
- Вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действий в любой обстановке;
- Обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
- Выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
- Осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы [4].
Также необходимо отметить циклический характер военно-педагогического процесса. В связи с этим, военно-педагогический процесс подразделяют на этапы, которые представляют собой последовательность решения задач этого процесса.
- Подготовительный этап — организация военно-педагогического процесса (целеполагание, диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование).
На данном этапе создаются условия для осуществления военно-педагогического процесса в заданном направлении и с заданными параметрами.
- Основной этап — осуществление военно-педагогического процесса (педагогическое взаимодействие; обратная связь, диагностика, контроль, регулирование и корректировка деятельности).
Этот этап осуществления военно-педагогического процесса может рассматриваться как относительно самостоятельный процесс. На данном этапе происходит постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие участников военно-педагогического процесса; осуществление разнообразных мер активизации, мотивации и стимулирования педагогической, учебно-познавательной, военно-профессиональной деятельности.
- Заключительный этап — анализ результатов военно-педагогического процесса (выявление возникающих отклонений; установление степени достижения целей, результатов и ошибок; анализ причин достижения отклонений; определение мер по совершенствованию обучения, воспитания, подготовки) [4].
Как отмечалось выше, военно-педагогический процесс — это система и, соответственно, как любая система имеет свои специфические особенности. Рассмотрим некоторые из них.
Первая особенность состоит в том, что овладение воинским мастерством — обязанность каждого военнослужащего, которая закреплена в законодательстве, в соответствии с которым военнослужащий несет юридическую ответственность за качество своего ратного труда.
Вторая особенность связана с тем, что обучение военнослужащих неотрывно от их деятельности и имеет ярко выраженный практический характер. Полученные знания, навыки и умения применяются при решении служебных и учебно-боевых задач.
В качестве третьей особенности необходимо отметить, что военно-педагогический процесс проходит в условиях постоянной боевой готовности и направлен на ее обеспечение. Военно-педагогический процесс, как правило, организуется в процессе непосредственного выполнения учебно-боевых задач, успешное решение которых чаще всего зависит от состояния боевой готовности.
Четвертая особенность заключается в насыщенности военно-педагогического процесса военной техникой и вооружением. Высокий уровень знания боевой техники и умение ее применять необходимы при ведении боевых действий.
Пятая особенность военно-педагогического процесса — его высокая напряженность.
Профессиональная деятельность военнослужащих сопряжена с работой в сложных условиях, в связи с этим идет увеличение психических и физических нагрузок, что в свою очередь приводит к увеличению напряженности военно-педагогического процесса.
В качестве шестой особенности можно выделить коллективный характер процесса обучения и воспитания. В процессе обучения и воспитания решаются задачи подготовки каждого отдельного специалиста, а также формируются подразделения и части как боевые единицы, для которых необходима слаженность и четкое взаимодействие.
Седьмая особенность военно-педагогического процесса — его многоплановость, многоступенчатость, многоаспектность. Субъекты воспитания и обучения имеют дело не только с военнослужащими разных специальностей, но и с различным уровнем их воспитанности и профессиональной подготовленности. Наряду с этим, в ходе военно-педагогического процесса решаются задачи создания полноценного, сплоченного воинского коллектива, обеспечение взаимопонимания и взаимозаменяемости военнослужащих. Особое значение придается заблаговременной замене тех, кто будет увольняться в запас, обеспечению непрерывности военно-педагогического процесса. Кроме того, деятельность военнослужащих протекает в разнообразной обстановке, в часто меняющихся условиях. Это требует формирования психологической готовности к действиям в разнообразных условиях и ситуациях [3].
Перечисленные выше особенности являются основными. Их необходимо учитывать при организации и проведении военно-педагогического процесса.
Необходимо отметить, что офицерским составом должна постоянно проводится работа по совершенствованию военно-педагогического процесса. Рассмотрим основные направления этой деятельности.
- Интенсификация военно-педагогического процесса на основе сочетания традиционных и инновационных подходов, технологий обучения, воспитания, подготовки, внедрения новых технических средств. От офицерского состава требуется рационально планировать боевую подготовку, эффективно использовать служебное и учебное время, применять современные методики обучения и воспитания и пр.
- Оптимизация военно-педагогического процесса, т. е. необходимо выбирать те методы, способы и средства обучения и воспитания, которые обеспечивают максимальную возможную эффективность учебно-воспитательной деятельности при рациональных затратах времени и усилий военнослужащих.
- Гуманизация военно-педагогического процесса — высокое общественное признание каждого военнослужащего, гарантия его социальной защищенности; внимание к внутреннему миру военнослужащего, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
- Демократизация военно-педагогического процесса — создание благоприятных условий для проявления активности, инициативы, творчества военнослужащих; привлечение военнослужащих к планированию и проведению конкретных учебно-воспитательных мероприятий; решение вопросов, связанных с прохождением службы и др. [3].
Подводя итог, необходимо отметить, что военно-педагогический процесс представляет собой целенаправленное, организованное, взаимообусловленное взаимодействие обучаемых-военнослужащих и командиров, органов воспитательной работы, штабов и служб. Задача обучаемых сформировать у обучающихся знания, умения, навыки, личные качества, необходимые для выполнения военно-профессиональных обязанностей. Военно-педагогический процесс является динамичным, развивающимся процессом. Данный процесс требует от командиров, органов воспитательной работы, штабов и служб непрерывного работы по его совершенствованию.
Литература:
- Военная педагогика / Под ред. В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1997.
- Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998.
- Интернет-ресурс www. arsenal-info.ru
- Интернет-ресурс www. pedagogikafine.ru
- Ситаров В. А. Дидактика. М., 2004.
- Ситаров В. А. Дидактика. М.: Академия, 2004.
Похожие статьи
Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку
В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.
Классное руководство как целенаправленная система воспитания
Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.
Теоретические основы формирования производственной стратегии предприятия
Целью исследования в данной статье является определение теоретических основ, необходимых для разработки производственной стратегии предприятия. В рамках достижения цели были решены следующие задачи: приведено понятие производственной стратегии предпр...
Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы
В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...
Формирование и развитие норм международного экологического права как самостоятельной отрасли международного публичного права
В статье выделены этапы формирования и развития международного экологического права как отрасли международного публичного права, определены особенности каждого из этапов, сформулирована важность данной отрасли на современном этапе развития мирового с...
Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания
В данной статье проанализированы личностные профессиональные качества и индивидуально-социальные особенности преподавателей физического воспитания. Раскрыта роль данных качеств в процессе успешного осуществления их профессиональной деятельности, а та...
Вещественные доказательства в гражданском процессе: вопросы теории и практики
В статье проводится анализ правового регулирования вещественных доказательств в гражданском процессе, в том числе в такой его разновидности, как арбитражный процесс. Анализируются понятие, значение данного вида доказательства, его использование в про...
Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции
В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.
Исторические источники воспитания преданности Родине
В статье раскрыты сущность и содержание, исторические основы воспитания чувства национальной гордости. В ней излагаются педагогические взгляды и анализ исследовательских работ, проведенных по данной проблеме.
Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации
В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...
Похожие статьи
Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку
В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.
Классное руководство как целенаправленная система воспитания
Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.
Теоретические основы формирования производственной стратегии предприятия
Целью исследования в данной статье является определение теоретических основ, необходимых для разработки производственной стратегии предприятия. В рамках достижения цели были решены следующие задачи: приведено понятие производственной стратегии предпр...
Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы
В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...
Формирование и развитие норм международного экологического права как самостоятельной отрасли международного публичного права
В статье выделены этапы формирования и развития международного экологического права как отрасли международного публичного права, определены особенности каждого из этапов, сформулирована важность данной отрасли на современном этапе развития мирового с...
Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания
В данной статье проанализированы личностные профессиональные качества и индивидуально-социальные особенности преподавателей физического воспитания. Раскрыта роль данных качеств в процессе успешного осуществления их профессиональной деятельности, а та...
Вещественные доказательства в гражданском процессе: вопросы теории и практики
В статье проводится анализ правового регулирования вещественных доказательств в гражданском процессе, в том числе в такой его разновидности, как арбитражный процесс. Анализируются понятие, значение данного вида доказательства, его использование в про...
Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции
В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.
Исторические источники воспитания преданности Родине
В статье раскрыты сущность и содержание, исторические основы воспитания чувства национальной гордости. В ней излагаются педагогические взгляды и анализ исследовательских работ, проведенных по данной проблеме.
Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации
В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...