Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кудрина, Л. В. Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. И. Панфиленко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12190/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников.

Итак, вас приветствуют воспитатели группы компенсирующей направленности.

Развивающее пространство нашей группы организовано так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, играть, наблюдать. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности.

Создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление участия детей во всех видах деятельности (игровой, познавательной, театральной)

Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально.

Интерьер группового помещения оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиям. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей, промаркирована. Мебель нашей группы укреплена к стенам или полу. Так же интерьер соответствует пожарной безопасности, во всех помещениях нашей группы есть противопожарные датчики.

Игрушки соответствуют не только педагогическим, но и санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.

В группе выделены различные центры, которые доступны детям. а в зоне образовательной деятельности используются мебельные комплекты — столы и стулья, доска, на которой можно при помощи магнитов расположить различные наглядные пособия. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Столы, стульчики можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей.

Потребность в движении для детей нашей группы является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого в раздевалке был создан физкультурный центр, которыйпользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности. Здесь дошкольники могут выполнять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель. В этом центре имеется различное оборудование: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, массажные коврики, разноцветные ленточки с колечками, атрибуты для проведения подвижных игр. Некоторые пособия, сделаны руками воспитателей и родителей.

Создание мини-музея «В гостях усказки» — сталo неотъемлемой частью развивающей среды нашей группы. Он помогает детям более подробно узнавать мир сказок, знакомиться с русским фольклором, способствует развитию речи, воображению, мышлению, творческих способностей, коммуникабельности детей. В мини музее происходит знакомство детей с различными видами театра, (пальчиковый театр, театр на руке, театр-пирамидка, настольный театр, театр игрушек). Каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. А встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Центр науки иприроды состоит из 2 уголков:

уголка природы (для развития экологически грамотного, бережного отношения к живой и неживойприроде. В уголке природы ухоженные растения по возрасту. Здесь представлены календарь природы, дидактические игры, тематические альбомы по временам года, красная книга, альбом домашние и дикие животные).

и уголка познавательно-исследовательской деятельности (для проведения элементарных опытов, экспериментов). Для развертывания этой деятельности предложено оборудование — мерные кружки, песочные часы, пробирки, формочки, нестандартные мерки; различный природный и бросовый материал, деревянные палочки. Представлены материалы для проведения опытов с водой, воздухом, магнитами, есть коллекция бабочек, семян, камней, полезных ископаемых Белгородской области.

Центр «Учимся конструировать» содержит различные виды конструкторов (пластмассовые, деревянные, магнитные), способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Любой конструктор дети легко перемещают в удобное для них место: на ковер, на стол. Дети, особенно мальчики, с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Центр «Здоровье ибезопасность» очень привлекает наших мальчиков. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. В наличии есть много настольных игр, для закрепления дорожных знаков, для изучения правил дорожного движения, для разрешений ситуаций на дороге.

Центр «Будем говорить правильно». Речевая развивающая среда — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей. В этом центре используются: настольно — печатные игры для формирования фонематического слуха, для обучения грамоте. Очень много дидактического материала для развития мелкой моторики: это буквы и кубики, сделанные из различных материалов для тактильной чувствительности; фасоль, крупа, камни, ракушки, пуговицы для ощупывания, для выкладывания букв и рисунков из них, различные виды мозаики, представляющие возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

У нас накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

В центре представлены картотека словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику; картинки по лексическим темам, разрезные картинки, сюжетные картинки для составления рассказов; игры на развитие мелкой моторики, шнуровки, печатные игры, кубики, пособия для развития дыхания.

Центр художественного творчества оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, трафареты, пластилин, доска для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды). В распоряжении детей находятся также акварель, гуашь. Все доступно и безопасно, дети свободно пользуются названным материалом. Здесь они в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.

Центр «Наша библиотека» Здесь находятся необходимые материалы, стимулирующие развитие социальных интересов и познавательной активности детей. Детские энциклопедии, книги стоят на полке и доступны для детей. Иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, детские журналы, альбомы — доступны для рассматривания, для раскрашивания, для игр.

Книжный уголок — это ступень к знаниям, объединению семьи, а также развивает: речевое общение, литературную речь; учит добру, дружбе, сопереживанию, взаимопомощи. Знакомит детей с детскими писателями, с народным устным творчеством.

Центр «Учимся строить» Внашей группе уголок строительного конструирования пользуется наибольшим спросом у наших мальчиков, в нем представлены разные виды конструкторов, крупногабаритный деревянный конструктор, большой конструктор лего, мелкий конструктор лего. Этот уголок позволяет детям нашей группы комфортно чувствовать себя, радостно и интересно проводить время в любимом уголке.

Центр математического развития: интеллектуально — познавательная зона дает пищу для ума и эмоций. Логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Палочки Кюзейнера», лото, разрезные картинки — помогают интеллектуальному развитию внимания, памяти, мышления, развивают пространственные представления. В центре имеется раздаточный счетный материал, комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски, набор объемных геометрических фигур, счетные палочки.

Центр «Наша Родина— Россия» создан для формирования чувства любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, своему народу. Детям доступны для рассматривания, для удовлетворения познавательных интересов следующие предметы центра: портрет президента России, российский флаг, флаг города Старого Оскола, куклы в русском костюме, глиняные игрушки местных мастеров, изделия народных промыслов России, Старого Оскола, альбомы и наборы открыток с видами родного города, города Белгорода, глобус, карта мира, альбомы «Наш город».

Центр сюжетно-ролевой игры. Враспоряжении детей находятся такие игры, как «Фабрика игрушек», «Мы фермеры», «Библиотека», «Консервный завод», «Поход в лес», «Стадион», «Дог-шоу», «Путешествие на батискафе», «Полет в космос» и др. Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и современность материалов вызывают у детей желание играть, позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Организованная таким образом предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Литература:

  1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.
  2. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Нищева Н. В. — СПб, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, центр, группа, развитие, вид деятельности, дорожное движение, мелкая моторика, развивающая предметно-пространственная среда, Россия.

Похожие статьи

Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Теремок на новый лад». Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по формированию предпосылок к учебной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Турнир всезнаек»

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Похожие статьи

Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Теремок на новый лад». Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по формированию предпосылок к учебной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Турнир всезнаек»

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи