Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьёй
Авторы: Губанихина Елена Владимировна, Ибраева Анна Юрьевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 02.04.2017
Статья просмотрена: 3585 раз
Библиографическое описание:
Губанихина, Е. В. Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьёй / Е. В. Губанихина, А. Ю. Ибраева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12209/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматриваются возможности установления продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в ходе формирования представлений ребенка дошкольного возраста о семье и роде, раскрывается содержание и особенности организации генеалогической работы с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: семья, генеалогическая работа, родословная, взаимодействие, детский сад, семья, дошкольник.
Требованиями современности определена важность ориентации личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритет семьи и детей. На основании этого можно заключить, что познавать историю собственной семьи необходимо, именно она помогает воспитать уважение к старшим и гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших традиций и семейных ценностей. Отмечается это и Федерального государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где в качестве основной цели образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделяется позитивная социализация детей на основе приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества. Согласно положениям ФГОС ДО в настоящее время важно уделять особое внимание формированию у дошкольников основ личностной культуры будущего семьянина и гражданина. Это объясняется тем, что сложившаяся в дошкольный период картина мира определяет отчасти все дальнейшее развитие ребенка. Стандарт провозглашает, что в дошкольном возрасте важно формировать представления воспитанников о своей семье, ее традициях и устоях, чувства принадлежности к семье, гордости за достижения и успехи своих родных, уважение к своим родственникам и предкам [5].
Пути решения поставленных задач конкретизированы в современных программах дошкольного образования, разработанных в соответствии с ФГОС ДО. В программных документах уделяется внимание расширению и углублению представлений ребенка о себе в настоящем, прошлом и будущем, знаний о семье и истории семьи. Обращается внимание и на формирование умений по созданию простейшего генеалогического древа с опорой на историю семьи. [4].
К сожалению сегодня практически утрачен опыт изучения родословной, который позволял передавать семейные ценности и традиции, устанавливать связь между различными поколениями рода. Современные дети зачастую не владеют полной информацией даже о самых близких людях – родителях, бабушках и дедушках. Общение между представителями рода минимально и резко ограничено и это касается как дальних, так и близких родственников. Возрастание же заинтересованности в изучении родословной семьи закономерно ведет к тому, что общение между родственниками становится более частым, конструктивным и привлекательным для них самих. Постепенно расширяется интерес к изучению семейной истории, укрепляются духовные ценности, повышается культурный уровень семьи.
Организацию генеалогической работы рассматривают как одно из наиболее важных направлений коллективной проектной деятельности, направленной на изучение истории рода и семьи. Эта деятельность в некотором роде связана с наукой генеалогией, основное назначение которой заключается в изучении и составлении родословных, выяснении происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлении их родственных связей в соответствии с установленными биографическими фактами и данными о деятельности, социальном статусе и собственности.
В своем первостепенном значении данная наука сложна для детей дошкольного возраста, но отдельные ее направления могут помочь ребенку осознать свою родовую принадлежность, расширить знания о представителях своего рода и семьи, ощутить принадлежность к определенному роду.
С точки зрения Е.К. Ривиной, понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, в котом обозначены особенности происхождения и степень родства, указаны какие-то особенности каждого из членов рода. Есть два разных способа составления родословной - по восходящей и нисходящей линиям. В первом случае она строится от конкретного лица (ребенка) к его предкам, во втором случае – начинается с предков (о которых есть какие-то данные, сведения, записи). Родословные могут быть мужскими, женскими, смешанными. Составление родословной с дошкольниками целесообразно начинать со смешанной (включающей родственников по мужской и женской линии) восходящей родословной. Это более понятно и доступно детям в силу их психологических особенностей. Родословную можно изобразить в виде дерева. Тот, от кого строится родословная, будет располагаться на его стволе, а его родственники – на ветвях. Однако такое оформление совсем не обязательно – можно использовать таблицы, схемы, рисунки. Дошкольникам более близки родословные с фотографиями, содержащие не более двух-трех поколений родственников [7].
Генеалогическая работа с дошкольниками позволяет решать целый комплекс задач, основные из которых представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Задачи генеалогической работы
Особую важность эта работа приобретает в контексте взаимодействия детского сада с семьями воспитанников [1]. Изучение родословной и выстраивание генеалогического древа предполагает тесный контакт педагога с родителями, так как ребенок дошкольного возраста самостоятельно получить необходимую информацию и систематизировать её не может. Это позволяет обеспечить полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. При этом ведущая роль отводится педагогу – он координирует и направляет реализацию генеалогической работы, оказывает поддержку родителям [3].
Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи. Родители и другие родственники активно включаются в такую работу, подбирают материалы, сопоставляют факты, вспоминают истории своего взросления, изучают и систематизируют имеющие документы, семейный архив, фотографии и т.д. Общее дело позволяет сблизить членов семьи, дает возможность посмотреть друг на друга под иным углом зрения. Дошкольники открывают для себя какие-то моменты из жизни своих мам, пап, бабушек и дедушек, других членов рода. Они начинают гордиться родными и с удовольствием рассказывают о том, что удалось узнать.
Т.В. Прохорова отмечает, что очень важно, чтобы дошкольники осознали, что все семьи разные, что каждая из них уникальна и замечательна. Объяснить это можно, применяя разнообразные наглядные пособия: репродукции произведений живописи и графики, относящиеся к жанру семейного портрета, модель кукольной семьи, плоскостные изображения для магнитной доски. После того как педагог показал разные варианты состава семьи, у дошкольников обычно и появляется потребность рассказать о собственной семье, отобразить ее генеалогию. Это может стать мотивом к организации проектной работы с дошкольниками и их семьями [6].
Изучение родословной начинается с получения и систематизации знаний о своей семье. Результатом этой работы может быть оформление семейных альбомов «Наша семья», «Наша родословная», в которых представлена подборка фотографий ближайших и дальних родственников, принадлежащих разным поколениям. Можно организовать выставки фотографий и семейных реликвий и т.д. Параллельно с составлением генеалогического древа можно также создать герб семьи.
Технология построения древа семьи предполагает поэтапный сбор информации от самого ребенка к более ранним поколениям. Для этого используются различного рода источники получения информации: семейный архив, документы, письма, дневники, фотографии и подписи на них, газетные и интернет-статьи. Ключевое значение для составления родословной, прежде всего, представляют даты, имена, родственные связи. Информацию можно получить и из официальных источников: свидетельство о рождении (время и место рождения, имена, отчества и фамилии родителей и других родственников); свидетельство о браке (время и место заключения брака, девичья фамилия матери, дата рождения); свидетельство о смерти (время, место, причина); паспорт (место жительства, сведения о супруге, детях); трудовая книжка (место работы, занимаемые должности, образование). Дополнительную информацию можно получить в свидетельствах, аттестатах, грамотах, дипломах, орденских книжках и т.д. Перечисленных документов будет достаточно для получения информации о 4-5 поколениях.
Самым надежным и ценным источником получения информации являются родственники ребенка. В процессе общения с ними, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных родственников, отдельных поколений, о семейных ценностях и традициях, преемственности поколений, семейных легендах и преданиях.
Непосредственно построение генеалогического древа может происходить по-разному. Например, с использованием фотографий представителей рода, которые располагаются на нарисованном самим ребенком дереве. Для облегчения понимания родственной принадлежности они располагаются следующим образом – вверху сам ребенок (листочек), от него отходят ветви (родители), ствол дерева – родители родителей (бабушки, дедушки), а корни (прабабушки, прадедушки). Такое дерево не перегружено родственными связями, оно доступно пониманию ребенка. Он, как правило, не знаком лично только с представителями четвертного поколения, информацию о котором получает от родителей и бабушек с дедушками.
Иногда дети, сами предлагают родителям вариант оформления древа семьи – это может быть виноградная гроздь, где все родственники находятся рядом; зайчик в лапах у которого воздушные шарики, расположенные на разной высоте; корзина с фруктами; цветы на поляне; облака в небе; солнышко с лучиками и другие. Такого рода творческие проявления ребенка делают процесс выполнения проекта более живым и интересным, при условии, что достигается основная цель – получение максимальной информации о семейных и родственных связях.
Важным компонентом работы в данном направлении являются публичные защиты родословных семьи и их семейного герба, когда родители вместе с ребенком имеют возможность представить отдельные наиболее интересные ценности, документа, письма, реликвии, фотографии. Это усиливает ценность проделанной работы и позволяет формировать у ребенка чувство гордости за своих родственников, осознать сою родовую принадлежность [2].
С целью поддержания интереса к родословной семьи детям предлагаются тематические задания типа: «Родители моих родителей», «Профессии моих родственников», «Наши семейные имена» и др. Можно предложить родителям вместе с детьми изготовить «семейную газету», в которой будут представлены самые значимые события из жизни семьи, герб и девиз, история происхождения фамилии.
В результате совместной работы детского сада с семьей, у ребенка формируется собственный «образ семьи», который представляет собой отражение знаний о семье в сознании дошкольника, своеобразное семейное самосознание, одной из важнейших функций которого является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов [8].
Совместные усилия педагогов и родителей позволяют постепенно подвести ребенка к элементарному осознанию роли семьи в жизни человека и прежде всего, его самого, сформировать первые представления о системе семейных и родственных отношений, помочь понять своё место в этой системе, сформировать понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к своим близким, научить любить свою семью.
Литература:
- Губанихина Е.В. Новая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи/ Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – С.43..
- Губанихина Е.В. Семейная педагогика: учебное пособие / Е.В. Губанихина. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 154 с.
- Губанихина Е.В., Игнатьева О.А. Родительский клуб как форма поддержки образовательных инициатив семьи. / Детский сад: теория и практика. – 2016. - №6 (68). – С.80-85.
- Демидова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н.И. Демидова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.- С. 79 – 83.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: www.consultant.ru
- Прохорова Т.В. Освоение ребенком дошкольного возраста семейных традиций через изучение родословной семьи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2013. - № 2.
- Ривина Е. Родословная в детском саду. История и образ семьи //Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 37-42.
- Сергеева Р.Н., Головенко В.Э., Гильманова Л.В. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч.конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: Асгард, 2015. – URL http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/202/8610/
Похожие статьи
Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания
В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников
Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях
В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований
В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста
В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...
Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ
В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...
Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...
Формы взаимодействии семьи и школы в воспитании младшего школьника
В статье автор обосновывает важность и необходимость организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника, приводит примеры разных форм такого взаимодействия.
Преемственность в социальном развитии, воспитании и обучении дошкольников и младших школьников
В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны этапы преемственности, а также выявлены противоречия в социальном воспитании детей дошкольного и младшего...
Похожие статьи
Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания
В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников
Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях
В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований
В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста
В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...
Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ
В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...
Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...
Формы взаимодействии семьи и школы в воспитании младшего школьника
В статье автор обосновывает важность и необходимость организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника, приводит примеры разных форм такого взаимодействия.
Преемственность в социальном развитии, воспитании и обучении дошкольников и младших школьников
В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны этапы преемственности, а также выявлены противоречия в социальном воспитании детей дошкольного и младшего...