Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Автор: Хомякова Светлана Евгеньевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 07.05.2017
Статья просмотрена: 2046 раз
Библиографическое описание:
Хомякова, С. Е. Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи / С. Е. Хомякова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 110-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12230/ (дата обращения: 19.12.2024).
Для повышения эффективности логопедического воздействия необходимо вводить в процесс коррекционного обучения дошкольников с недоразвитием речи комплекс заданий и упражнений, предполагающих развитие кинетических средств общения. Важность такой работы очевидна, так как обеспечивает развитие ориентировки ребенка в чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях. Развитие эмоциональной сферы обеспечивает более высокий уровень осознания ребенком своих чувств и потребностей, что положительно влияет на развитие мышления и речи.
При работе над формированием кинесических возможностей у детей с ОНР необходимо учитывать качественные и количественные характеристики жестового языка. Оптимальное жестикулирование предполагает нахождение наилучшего соотношения жестикуляции и других средств общения. Жестов может быть мало, но необходимо, чтобы они соответствовали мимике, визуальному контакту и прочим невербальным компонентам педагогической техники. Очень важно взаимодействие жеста и слова. Необходим точный выбор того или иного жеста и его соотношение с речью в конкретной психолого-педагогической ситуации. Не менее значимы особенности выполнения отдельных жестов: темп, амплитуда, завершенность рисунка, движения и другие характеристики статики и динамики жеста.
С возрастом происходит увеличение осознанности невербального поведения, расширяется и сфера выразительных возможностей. Каждому этапу в формировании языкового мышления должно соответствовать определенное жестовое выражение, поэтому развитие жестового тезауруса детей должно учитывать их возрастные особенности.
Содержание работы по развитию жестового тезауруса у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, исходя из экспериментального исследования, должно включать задания, направленные на употребление жестов, отражающих различные эмоциональные состояния, а именно: раздумье, сосредоточенность, припоминание, затруднение самовыражения, одобрение, согласие, несогласие, недоверие, сожаление, сочувствие, благодарность, негативная оценка. Также дети должны учиться учатся различать и показывать жесты приветствия, привлечения внимания, поддержания контакта с собеседником. Необходимо формировать способы демонстрации принятия информации, окончания коммуникации, прощания. Также необходимо разработать специальные методические условия усвоения детьми невербальных средств выражения просьбы, примирения и других способов взаимодействия. Непосредственному формированию жестов должна предшествовать подготовительная работа, направленная на развитие всей кинесической системы дошкольников с ОНР.
В зависимости от поставленных задач и этапа работы, в процессе логопедического воздействия должны применяться различные формыработы: обогащенные специальным содержанием фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми, режимные моменты.
Отработка умения выделять и называть эмоцию должно пронизывать все виды детской деятельности. В процессе рисования обращается внимание на средства выражения экспрессии в мимике и пантомимике. При чтении литературных произведений дети подбирают соответствующие настроению героя пиктограммы. Аналогичная работа осуществляется на музыкальных занятиях. В свободное время, на прогулке дети играют в игры, предполагающие закрепление знаний об эмоциях и их наименованиях.
Обучение действиям по подражанию и по словесной инструкции также проводится в процессе проведения игр и упражнений на прогулке, в группе (индивидуально и с группой), в качестве элемента музыкальных и физкультурных занятий, на занятии логопеда. Однако подбор заданий не должен быть бессистемным. Упражнения и игры должны соответствовать определённому этапу.
1. На начальном периоде (4–5 лет) важно научить детей осознавать свои движения, научить их произвольно управлять телом. В 6–7 лет эти умения закрепляются.
а) Развитие двигательных способностей по подражанию.
В упражнениях задействованы все группы мышц. Примером может быть психогимнастический этюд «Силач».
Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что дети: держат в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимают над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимают штангу; удерживают ногой закрывающуюся дверь, раздвигают руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
б) Развитие плавности и пластичности движений. Упражнение «Рыбки и водоросли».
Упражнения со сменой ролей: плавные, легкие движения водорослей — на месте, а рыб — с передвижением в «воде».
в) Не менее важны упражнения, предполагающие невербальное взаимодействие между её участниками и направленные на сокращение эмоциональной дистанции между играющими (упражнение «Солнышко»).
2. Далее проводится обучение выполнению символических движений. Дети учатся выполнять выразительные жесты и движения, имитируя движения людей, животных и т. д.
На начальном этапе выполняются действия по показу педагога. Примером выполнения таких заданий может быть игра «Город мастеров». Педагог с игрушечным топором показывает движения дровосека. Дети выполняют движения с предметом (игрушечный топор), изображая, как дровосек рубит дрова. Педагог показывает движения других мастеров. Затем каждый становится «мастером» и выполняет своё движение самостоятельно.
Игра «Маски» также проводится без опоры на образец движения. При необходимости педагог уточняет движения детей.
Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.
Описание игры. На одного ребёнка, который стоит перед остальными, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, ребёнок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребёнок, который его изображал.
Игра — один из важнейших методов развития невербальных процессов. Для этого с детьми важно играть на правах равного партнёра, показывать образцы взаимодействия, стремиться сделать так, чтобы игра приносила радость и ребёнку, и взрослому. В процессе общения с детьми должны широко использоваться невербальные средства, позволяющие наладить контакт: добрый взгляд, прикосновение к руке, уменьшение физической и психологической дистанции.
На следующем занятии задачи можно усложнить. Детям не раздаются маски животных. Ставится задача — изобразить животное по словесному описанию. Важно формировать умения воспроизводить невербальные комплексы не только по подражанию, но и по словесной инструкции. Закреплять представления о способе невербального выражения эмоций, информации, состояния и отношения, развивать осознанное отношение к мышечным и эмоциональным ощущениям. Дети учатся тому, что мимика, жест, поза — это не просто движение, а сигнал, дающий возможность понять собеседника и выразить своё состояние и отношение.
3. На этом этапе дети учатся понимать эмоциональные состояния людей. Ребёнку предлагается ответить на вопросы. При затруднении педагог обсуждает вместе с ним ситуации, демонстрирует сюжетные картинки.
Например:
а) Когда бывает интересно? Когда человек удивляется? Когда бывает стыдно? Когда человек злится?
б) Далее предлагаются вопросы, когда ребёнок должен сам объяснить свой ответ и показать человека: Что произойдёт с человеком, если он увидит на берёзе груши? Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету? Что почувствует человек, если порвёт одежду?
в) На следующем этапе работы педагог предлагает детям вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
г) Постепенно задания усложняются, ребёнок учится эмоционально изображать различные ситуации. Для формирования этих умений предлагаются следующие задания: ребёнку предлагают продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения; ребёнку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был весёлым, грустным, сердитым, удивлённым; ребёнку предлагают произнести фразу «Во дворе собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивлённо.
4. Мимика рассматривается как отдельный элемент, подлежащий последовательному усвоению.
а) Вначале используются такие игры как «Зеркало», «В королевстве кривых зеркал», «Посмотри иповтори», «Ожившая картина», «Скульптор».
б) Затем в качестве образца выступают модели и схемы. Например, ребёнку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Выясняется, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний.
5. На следующем этапе дети учатся пантомимике и жестам, используя закреплённые мимические позы. Сначала отрабатываются статические движения (поза, мимика), затем динамические (жест, пантомима). Контроль правильности выполнения движений осуществляется зрительно (перед зеркалом). Дети с интересом выполняют задание «Изобрази котёнка». Сначала надо повторить мимику и позу котёнка, изображённого на картинке, а потом его движения.
6. Важным средством формирования определённого эмоционального настроения является музыка. На музыкальных занятиях дети обучаются чётким, точным, плавным движениям. В процессе работы над развитием понимания невербальных средств дети учатся определять настроение по характеру звучания, темпу, ритму, тембру и мелодике. С этой целью прослушанное звучание ассоциируется с двигательными и эмоциональными ощущениями, воспроизводятся невербальные выразительные движения.
а) Обучение выполнению эмоциональных движений под музыку определённого характера («Танец звёздочек»).
б) Музыка способствует эмоциональному раскрепощению детей. Постепенно они учатся самостоятельному выполнению произвольных движений на заданную музыку.
в) Далее важно сформировать у дошкольников стремление к общению и научить детей выражать эмоции, информацию, состояния и отношения невербальными средствами общения с использованием музыки.
Результаты обучения движениям в игре «Город мастеров» на начальном этапе теперь используются в коммуникативных играх с использованием музыки. Такие игры способствуют повышению точности восприятия и воспроизведения движений, создание условий для формирования целостного образа невербального выразительного комплекса. Примером может быть игра «Сапожники».
Задачи: развитие выразительности движений, формирование коммуникативных навыков.
И.п. Дети располагаются парами лицом друг к другу по кругу. Дети внутреннего круга (мальчики) изображают сапожников и сидят на корточках, готовясь к «работе». Дети внешнего круга (девочки) изображают клиентов, выставляя ногу для починки обуви.
1 часть.
«Сапожники» работают, имитируя соответствующие движения в такт музыке. «Клиент» стоит (может выполнять полуобороты туловищем вправо и влево, слегка пружиня ногами).
2 часть.
«Сапожник» и «Клиент» танцуют после «работы», кружась подскоками в парах вправо, затем влево. После кружения они могут поменяться ролями, а могут и остаться на своих местах.
После первого исполнения «Клиент» раскланивается со своим «Сапожником» и переходит к следующему партнёру по кругу. Танец повторяется несколько раз.
г) Во время игр, проводимых на музыкальных занятиях, дети могут использовать музыкальные инструменты. Сценарий игры «Козочки иволк» предусматривает использование дудочки.
Задачи: развитие творческого воображения, выразительности движений.
Описание движений:
В игре участвуют дети — Козочки, а также ведущий — Пастушок (эту роль может исполнять взрослый или старший ребёнок).
Вступление. Выходит «сонный» Пастушок, зевает, тянется. Затем «открывает» сарай и выпускает козочек погулять.
Козочки выбегают.
1 фигура.
Козочки бегут друг за другом, а Пастушок их пересчитывает.
Козочки бегут по кругу в другую сторону.
Пастушок играет на свирели, поворачиваясь корпусом вправо и влево. Козочки (руки у головы, указательные пальцы торчат вперёд, как «рога») вытягивают головы следом за движениями Пастушка (на «Але-и-у»).
Козочки поочерёдно прикладывают руку к правому и левому уху (слушают эхо).
2 фигура.
Козочки двигаются друг за другом по кругу: 4 подскока вперёд — 4 прыжка назад спиной на двух ногах (2 раза по кругу, затем 2 раза к центру и назад).
Пастушок в это время выходит из круга, отходит в сторону и надевает маску Волка.
3 фигура.
Пастушок в маске Волка подходит решительным шагом к козочкам, которые, задрожав, пятятся назад.
Козочки приближаются к Волку (пастушку) — 4 подскока вперёд;
Волк, угрожая, наступает на Козочек, а те пятятся назад.
Далее — движения повторяются. С каждым разом Козочки всё больше «смелеют» и дразнят Волка, так как они разглядели, что это не настоящий Волк, а их знакомый Пастушок, который надел маску Волка, чтобы проверить их «бдительность».
Козочки дразнят Волка, а тот им «грозит» пальцем 3 раза, затем отбегают назад. Повторить всё 2 раза.
На заключительные такты Козочки разбегаются, Пастушок (Волк) их ловит.
д) Речевое сопровождение движений и пение помогает ребёнку осознать отдельные элементы, ощутить разницу в выполнении разнообразных действий. Примером такого приёма может быть игра «Маляры», проводимая на музыкальном занятии.
Задачи: развитие ловкости, чёткости, координации движений, чувства ритма, выразительности, пластики, быстроты реакции.
И.п. — стоя врассыпную, правая рука согнута в локте, кулак у плеча (держит малярную кисть), левая — на поясе.
Вступление. Высокий бег врассыпную. С концом выступления остановиться лицом к зрителям.
1 фигура.
1 куплет.
Запев:
1 предложение: на слова «Мы побелим потолок… … высок» — руки вытянуть вверх, обеими руками имитировать движения «красим потолок».
2 предложение:
И.п. — руки в стороны, ноги врозь.
На слова «В доме каждая стена … должна» — тянуться вправо — влево за руками, перенося вес тела с правой на левую ногу — в соответствии с ритмом музыки на каждый счёт.
На повторение слов «быть» — правая рука вперёд, «дол-…» — левая рука вперёд, «…-жна» — руки на пояс, 2 «пружинки».
Припев:
1 фраза: «Всё-у…». — 2 раза правую ногу на пятку на прыжке и в и. п. Руки одновременно раскрываются ладонями вперёд и в и. п.; «……ме-ем» — то же левой ногой;
2 фраза: «И без лишних разговоров…» — повторение движений 1-й фразы;
3–4 фразы: «И заменим штукатуров, полотёров…» — кружение на подскоках на месте, руки внизу энергично двигаются;
5 фраза: «…а маляров и плотников» — несколько мелких шагов к центру, руки плавно вверх, на акцент в конце фразы — притоп правой ногой и хлопок в ладоши;
6 фраза: «…и других работников» — несколько шагов спиной назад в круг, руки плавно вниз, на акцент в конце фразы — также притоп правой ногой и хлопок в ладоши;
7 фраза: кружение на месте вправо на шагах, руки слегка развести, на акцент в конце фразы — притоп правой ногой и хлопок в ладоши;
8 фраза: то же влево.
Проигрыш: бег высоки шагом по кругу.
2 фигура.
И.п. — стоя лицом к центру, ноги в 1-ой позиции, руки внизу.
Запев:
1 предложение:
1 фраза — «И обои есть у нас…» — правую ногу на пятку, наклон к правой ноге;
«моталочка» — вращательные движения согнутыми в локтях руками вправо-вниз;
«есть у нас, есть у нас…» — выпрямиться;
«хватит даже про запас» — то же влево;
«про запас, про запас» — выпрямиться.
2 предложение:
1 фраза — «Под рукой» — руки вверх, встать на носки;
«найдётся клей» — присесть, руки к полу;
2 фраза — «С песней клеить веселей» — повторить движения 1-ой фразы.
На слово «Ве-…» — правая рука вперёд, «-се-…» — левая рука вперёд, «…-лей» — руки на пояс, 2 «пружинки».
Припев: движения повторяются соответственно, как в 1-й фигуре.
Проигрыш: высокий бег по кругу (как на вступление).
3 фигура.
2 куплет.
Запев:
1 фраза: «мы мастикой пол натрём, пол натрём, пол натрём…» — имитация движения «натирка пола» — энергичные скользящие движения правой ногой, левая неподвижно на полу, кисти сжатые в кулаки, двигаются синхронно с правой ногой;
2 фраза: «чтоб себя там видеть в нём, видеть в нём, видеть в нём» — то же другой ногой;
3 фраза: «Чтоб пальто повесил гость» — имитация движений «забиваем гвозди» — кулак правой руки ударяет по кулаку левой руки;
4 фраза: «мы забьём у входа гвоздь» — повторить движения 3-й фразы, поменяв положение рук;
На слова: «Гвоздь, гвоздь, гвоздь!» — энергичные удары кулаком по кулаку — 3 раза соответственно словам и музыке.
Припев: повторить движения соответственно музыке и тексту.
Проигрыш: повторить движения как вступление (бег врассыпную).
4 фигура.
Повторение движений 1-й фигуры (лицом к зрителю).
Участие в инсценировках помогает ребенку лучше понять и осознать содержание, установить связь между чувственными и словесными впечатлениями, лучше усвоить предметное содержание своих будущих высказываний. Содержание должно быть ориентировано на личностную и эмоциональную активность детей, они должны научиться выражать свою экспрессию, проявлять сопереживание и отношение к персонажам инсценировок.
7. Введение прямой речи в упражнения позволяет наполнить движение значением, эмоционально ценностным смыслом. Дети начинают видеть за движением смысл, эмоцию, сопоставляют его с речевым поведением. Общаясь с педагогом и родителями, дети пытаются сообщить им о своих переживаниях и ощущения, воссоздать невербальный образ тех или иных ситуаций. Это ведёт к развитию у детей диалогической и монологической речи.
Игра «Платочки».
Задачи коррекционного обучения:
— формирование имитирующих жестов на слова: «стирать», «тереть», «вешать», «гладить», «отдыхать».
Оборудование: два чистых носовых платка, игрушечный тазик.
Речевой материал:
Мы платочек постираем — вот так,
Крепко мы его потрем — вот так,
А потом платочек отожмем — вот так.
Теперь платочки на веревку отнесем,
Пусть просохнут все платочки.
А пока мы отдохнем — вот так, вот так.
Теперь платочки будем гладить
Утюгом — вот так.
А теперь мы все попляшем
И платочками помашем — вот так, вот так!
Ход игры.
Ребенок стоит около стола, ему предлагается посмотреть платочки и выбрать себе один. Далее он предлагает их постирать, и показывает, как это можно сделать. Затем сценка повторяется без платочков.
8. На логопедических занятиях широко должна использоваться работа с литературными произведениями, моделирование различных ситуаций общения.
Для этого были разработаны логопедические занятия, на которых дети составляли рассказ по серии сюжетных картинок. При составлении рассказа дети описывают эмоциональное настроение героя, подбирают подходящую к этому настроению музыку, выполняют характерные для героев движения под музыку.
На занятиях педагог знакомит детей с вербальным сопровождением, подкрепляет свои слова действиями, побуждает детей к ответным действиям, стимулирует к осуществлению невербального взаимодействия. Возможность невербального взаимодействия приводит к раскрепощению. Благодаря чёткому описанию ощущений, эмоциональности речи педагога, выразительности его мимики, позы и жестов, а также контроль за правильностью выполнения движений позволяют создать целостный и полный образ той или иной эмоции и соответствующего ей выразительного движения.
Итак, в рамках подготовительной работы для формирования жестового тезауруса у детей с 3 уровнем недоразвития речи основной акцент должен быть сделан на закрепление невербальных предпосылок в развитии коммуникативно-речевой интенции, а также на формирование эмоциональной выразительности речи и процессов вероятностного прогнозирования. Понимание значения невербальных (кинесических) средств общения выступает в данном случае основным условием формирования эмоциональной выразительности речи.
Сначала невербальные (кинесические) комплексы демонстрируются педагогом и выполняются по подражанию с музыкальным и речевым сопровождением. Затем воспроизводятся по словесной инструкции, сопровождающей исполнение жеста, и в итоге — самостоятельно в соответствии с текстом или инструкцией. На заключительных этапах работы старшие дошкольники могут с известной долей самостоятельности воспроизвести невербальный жестовый комплекс, наполнив его субъективно значимым содержанием.
Благодаря используемым приёмам и упражнениям, невербальное поведение детей обогащается, становится более ярким и выразительным. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на коммуникативной и игровой деятельности: дети лучше понимают друг друга, обращают внимание на невербальные сигналы, пытаются воспроизвести их в ролевых играх.
Литература:
- Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. Пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36 с.
- Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Дефектология — 1995. — № 4.
- Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей: — СПб.: Дельта, 1997. — 256 с.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994. — 344 с.
- Трубицина Л. В. Роль невербальной коммуникации в психологической коррекции личности. Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.