Метод «case stady» в изучении комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 1286 раз

Библиографическое описание:

Балтабаева, А. М. Метод «case stady» в изучении комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина / А. М. Балтабаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12234/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в высших образовательных учреждениях. Отсюда — первостепенное внимание к суверенности читательского восприятия, к его углублению в процессе анализа художественных произведений, к целостному изучению литературы, включающему и индивидуальность художника слова, и его поэтику, и литературные оценки, и «движение» произведения во времени.

Одной из определяющих задач высшего образования на современном этапе является обеспечение высоко результативного обучения и подготовки квалифицированных кадров на основе современных образовательно-профессиональных программ.

Главная задача филологического образования бакалавров 1 курса заключается в усвоении главных особенностей, исторических и эстетических закономерностей литературного развития в России XVIII века, без системного усвоения которых невозможно полноценное изучение сопутствующих и последующих литературоведческих курсов.

Вместе с тем современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности — она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действиями студентов, обучая их процессу самостоятельного обучения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал. Решить такие проблемы можно, только если разумно сочтены традиционные и интенсивные технологии обучения.

Интенсивное обучение имеет целый спектр методологических преимуществ, связанных прежде всего с его развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем.

Практическое занятие, взятое само по себе, многими педагогами трактуется зачастую как обучающее мероприятие. Однако не псе практические занятия эффективны с точки зрения приобретения новых компетентностей, т. е. практических умений и навыков, готовности к их реализации. Если превалируют лекции, насыщенные дидактическим и информационным материалом, то но — «академический класс». Если в курсе превалируют игры и тренинги, но они не анализируются с точки зрения эффективности образовательного процесса, то такие занятия можно назвать игровой площадкой». [1] Одним из наиболее широко используемых методов, используемых на практических занятиях, является метод кейс-стади.

Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В современном образовании он впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе. Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Метод кейс-стади имеет следующие признаки:

1) наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем;

2) возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;

3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией;

4) многоальтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;

5) наличие системы группового оценивания деятельности;

6) организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.(1)

Метод кейс-стади основан на следующих положениях.

  1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя — активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.
  2. Акцент в обучения переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик — демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
  3. Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования [2].

В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию.

Цель кейс-стади — совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение.

Рассмотрим на примере изучения комедии «Недоросль» на первлм курсе бакалавриата прием case-study.

Этапы решения кейсов

Содержание иформы деятельности

Первый этап — опрос по теме «Комедия в русской литературе XVIII века»

  1. Что такое комедия?
  2. Комедия воспитания в русской литературе XVIII века.
  1. Жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы.
  2. Пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» является классицистической комедией. В произведении выдержаны основные нормы данного литературного направления — единство времени, места и действия, противопоставление положительных и отрицательных персонажей, ироничный подход к разоблачению человеческих и социальных пороков. При этом жанр произведения «Недоросль» — не просто комедия, а комедия воспитания

Второй этап анализ проблематики комедии Фонвизина

  1. Анализ действия первого, явления I — IV (Тришкин кафтан)
  2. Анализ действия третьего, явления VII — VIII (Урок Митрофана)

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства.

Другая проблема «Недоросля» — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства.

Третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

а) сюжет и система образов;

б) группировка персонажей по моральному принципу, роль второстепенных героев;

в) многотемность сюжета, основной конфликт, особенности организации сюжета;

г) «правило трех единств» и способы создания широкой картины действительности.

а), б)

Отрицательные герои

Простаков.

Г-жа Простакова, жена его.

Простаков, сын их, недоросль.

Скотинин, брат г-жи Простаковой.

Положительные герои

Правдин.

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Милон.

Второстепенные герои

Еремеевна, мама Митрофанова.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной

в) Общественный конфликт (Простаковы, Скотинин — Стародум, Правдин);

Любовный конфликт (Софья- Скотинин- Митрофан- Милон);

Семейный конфликт (Простакова — Митрофан)

Четвертый этап — споры о характере реализма в комедии

«В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют еще и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору» (П. А. Вяземский «Фонвизин»)

«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души» (Н. В. Гоголь «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность»)

Литература:

  1. Вагина М. В. Использование кейс-стади как образовательной технологии// www/gup/events smi/ detail/php
  2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии// http://studentam.net/content/view/1279/123/
Основные термины (генерируются автоматически): VII, VIII, комедия, комедия воспитания, проблема воспитания.

Похожие статьи

Проекция характеров Гамлета и Дон Кихота из статьи И. С. Тургенева на образ Рудина

Анализ фразеологических единиц в рассказе А. П. Чехова «Анна на шее»

Пространственное моделирование рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» через употребление локонимов

Особенности употребления переводческих трансформаций в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на китайском языке)

Образное содержание концепта «Женщина» (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Проблема осмысления истории в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: сравнительная характеристика персонажей

Роль колоративной лексики в цикле «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева

Актуальность комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в современном мире

Способы и приемы психологического изображения в художественном произведении (на примере романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Похожие статьи

Проекция характеров Гамлета и Дон Кихота из статьи И. С. Тургенева на образ Рудина

Анализ фразеологических единиц в рассказе А. П. Чехова «Анна на шее»

Пространственное моделирование рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» через употребление локонимов

Особенности употребления переводческих трансформаций в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на китайском языке)

Образное содержание концепта «Женщина» (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Проблема осмысления истории в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: сравнительная характеристика персонажей

Роль колоративной лексики в цикле «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева

Актуальность комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в современном мире

Способы и приемы психологического изображения в художественном произведении (на примере романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)