Опыт применения мультимедийных технологий в обучении студентов колледжа
Автор: Матузова Светлана Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 05.04.2017
Статья просмотрена: 1256 раз
Библиографическое описание:
Матузова, С. В. Опыт применения мультимедийных технологий в обучении студентов колледжа / С. В. Матузова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12236/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данный момент Россия находится на этапе становления новой системы образования, нацеленной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. И представление о том, что обучаемые должны получать готовые знания уже не актуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения.
При этом «компьютерные технологии призваны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса [3]. Все чаще поднимается вопрос о перспективах внедрения мультимедийных технологий в сферу образования. «Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности студентов и способствовать повышению их мотивации» [1].
Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся. Преимущества применения мультимедийных технологий (оперативное пользование информацией, соединение аудио- и визуального материала и др.) не вызывают сомнения.
«Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором она воспринимается сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии через зрение и слух и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %» [2].
Для организации учебного процесса на должном уровне в кабинете экономики и менеджмента используется современное мультимедийное оборудование — проектор и интерактивная доска. Интерактивный учебный материал по дисциплинам «Экономика организации», «Экономика организации и менеджмент», «Основы менеджмента» представлен авторскими уроками- презентациями. Основным средством создания презентаций является программа Microsoft PowerPoint.
Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд, и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске. Существует возможность одновременно объяснять учебный материал, демонстрировать схемы, таблицы, рисунки и управлять компьютером.
Качественная презентация с диаграммами, таблицами, графиками, фотографиями, анимационными эффектами помогает продемонстрировать изучаемую тему, найти общий язык с аудиторией, и позволяет, в конечном счете, добиться желаемых результатов. Именно яркий, выразительный, динамичный, вызывающий интерес наглядный материал включает студентов в активную работу и обеспечивает наиболее полное восприятие целостного образа изучаемой ими информации. Обучаемые могут не записывать материал в конспект, а сохранять и распечатывать всё, что есть на доске.
Использование на уроках интерактивной доски дает возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией, а также делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Обычный урок становится более эффектным, повышается его динамичность.
С помощью маркера на интерактивной доске производятся корректировки, уточнения и выделение текста для лучшего запоминания.
При объяснении материала возможно во время урока сохранить пометки на экране, к которым возвратиться на следующих занятиях. Для пометок используются различные линии, фигуры, инструмент «перо». Существует возможность фиксировать выбранную часть визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой».
С целью увеличения темпа урока во время практических занятий на экран интерактивной доски заранее выводятся задания. При проведении расчетов студенты используют калькулятор, ластик, заранее заготовленные формулы. Правильное решение задачи спрятано за шторкой. Выполняя задания в рабочих тетрадях, таким образом, осуществляется самопроверка. По результатам расчетов строятся графики и диаграммы.
Большие возможности интерактивная доска предлагает и для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков. Студенты вносят недостающий текстовый материал в представленные схемы, заполняют таблицы и исправляют ошибки в ответах товарищей маркером.
Благодаря использованию интерактивной доски экономится масса времени, уроки становятся более живыми и привлекательными, яркими и красочными за счет работы с цветом, насыщенными дополнительной информацией. Используя минимальные усилия со своей стороны, можно находиться в информационном поле любой отрасли.
Еще одним преимуществом интерактивной доски является возможность беспроводного взаимодействия с компьютером, благодаря функции Bluetooth, информация, вводимая при помощи интерактивной доски, заносится в память компьютера. Также возможно воспроизводить информацию напрямую из Интернета при помощи технологий потоковой передачи данных.
Использование мультимедийных средств расширяет возможность для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала. Сильным студентам дается задание на основе использования учебной литературы составить электронный опорный конспект к уроку. Данная работа развивает умение выделять главное и анализировать учебный материал. Конспект можно распечатать и использовать для подготовки к занятиям и зачетам всеми студентами.
Для самостоятельной работы студентов в виртуальном режиме в качестве источника дополнительных материалов применяется интернет. При подготовке к семинарам по экономическим дисциплинам они знакомятся с нормативными актами и аналитическими материалами, содержащимися в справочных правовых системах КонсультантПлюс и ГАРАНТ, изучают информацию интернет-сайтов, дополнительную литературу и готовят по заданным темам доклады-презентации. Информация предоставляется не только в текстовом виде, но и иллюстрируется аудиоданными или видеоклипом. Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогают студентам целостно воспринимать предлагаемый материал.
Применение мультимедийных технологий позволяет намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала и организовывать групповую работу. Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля, достаточно многообразна, поэтому применение деловых игр, а также метода проектов помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью. Вышеперечисленные формы, методы и приемы педагогической техники применяются по темам: «Бизнес-планирование на предприятии», «Принятие управленческого решения», «Составление НТК на лесохозяйственные и лесовосстановительные работы», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия» и другие. Работа в команде и междисциплинарные связи формируют профессиональную мотивацию личности и способствуют развитию компетентности студентов. Деловая игра, как правило, проводится с применением программных продуктов: Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,1С: Бухгалтерия и другие.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью информационно-коммуникационных технологий предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить степень усвоения материала и способность применять его на практике. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. Результаты тестового опроса можно увидеть сразу после его окончания, а детализированные отчеты позволяют выявить не только уровень знаний каждого студента, но и определить, какие темы вызывают наибольшую сложность.
Навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок отрабатываются при работе со словарем терминов и понятий. В качестве ключа для самопроверки по дисциплине «Экономика организации» используется электронный экономический словарь, который составляется лучшими студентами во внеурочное время. Гиперссылки в словаре позволяют не просто листать по порядку страницы словаря, но и управлять процессом выдачи информации, и находить определение термина на любую букву алфавита. Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким требованиям, как структурированность и удобство в обращении.
Открытием в области электронных образовательных ресурсов для меня стал сервис LearningApps.org. Из коллекции готовых упражнений категории «Экономика» создан собственный банк учебных материалов и сохранен в личном кабинете. Также сервис позволяет удобно и легко создавать свои электронные интерактивные упражнения по представленным шаблонам и использовать их для объяснения нового материала, закрепления, тренинга и контроля. Сервис LearningApps.org дает возможность разнообразить урок, сделать его увлекательным, а процесс обучения простым и доступным для понимания каждому обучающемуся.
Мультимедийные технологии широко применяются в дистанционном обучении, и здесь ключевую роль играют электронные учебники. Достоинствами учебников в процессе дистанционного обучения являются их мобильность и доступность в связи с развитием компьютерных сетей. Создание собственной разработки электронного учебника по дисциплине «Экономика организации» способствует решению такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Преимущества компьютерного учебника заключаются и в индивидуализации обучения за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности изучения с учетом своих индивидуальных возможностей, а также возможности самоконтроля.
Преподаватели и студенты учебного заведения являются пользователями специальной образовательной сети. Сайт Дневник ру отражает не только текущее состояние успеваемости, но и позволяет преподавателям размещать на нем свои методические материалы в помощь студентам и для обмена опытом. Как метод общения со студентами используется и электронная почта, по которой они могут связаться с преподавателем и получить индивидуальную консультацию.
Все средства информатизации обучения используются для наглядного, убедительного и доступного объяснения главных, основополагающих или наиболее сложных моментов учебного материала. Мультимедиа как раз и способствует этому. Таким образом, преимущества мультимедийных средств, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе студентов и методических приемов в работе преподавателя.
«Использование компьютерных мультимедиа технологий в учебном процессе поднимает его на качественно новый уровень, положительно влияет на мотивацию обучающихся к учебной деятельности, повышает уровень их состоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач» [1].
Литература:
- Болбаков Р. Г. Мультимедийные образовательные технологии // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 1 (17) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-obrazovatelnye-tehnologii (дата обращения 28.03.2017).
- Князева Г. В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. № 16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения 28.03.2017).
- Петрова И. А., Цуркан М. В., Яричина Л. В. Особенности использования мультимедиа технологий в образовательном процессе // ЛПИ-филиал СФУ г. Лесосибирск, Россия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rae.ru/forum2012/pdf/1654.pdf (дата обращения 28.03.2017).