«Перевернутый» класс — инновационная модель обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 5283 раза

Библиографическое описание:

Гизатулина, О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения / О. И. Гизатулина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12239/ (дата обращения: 15.11.2024).



В Узбекистане образование провозглашено приоритетным направлением в сфере общественного развития. От масштабов, уровня, качества образования и подготовки кадров во многом зависит успех проводимых в государстве реформ. Государственная политика Узбекистана в сфере образования закреплена Законами «Об образовании» и «О национальной программе по подготовке кадров». В этих нормативных документах определены стратегия и тактика реформирования всей системы образования и её структур, цели и конкретные задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда, социальному заказу общества.

Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от нее «шагать в ногу со временем». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательной деятельности — и те, кто учит, и те, кто учится. Эффективной реализации этих требований способствует внедрение модели «Перевернутый класс» вобразовательную деятельность.

«Перевернутый класс», «перевернутый урок» — так называют новую методику в образовательном процессе. Впервые я сама услышала об этом явлении на вебинаре очень прогрессивной школы для учителей.

В рамках эксперимента по апробации проекта Государственного образовательного стандарта непрерывного образования IX + III по формированию основных ипредметных компетенций по русскому языку илитературные вгруппах срусским языком обучения, который проводится на базе нашего колледжа с 2013 года по сегодняшний день, нами был изучен опыт зарубежных коллег («Das umgedrethe Klassenzimmer» — Германия, «Flipped Classroom» — США) по внедрению технологии смешанного обучения (Blended Learning).

В 2013 году эксперимент с проведением «перевернутых уроков» был проведен сразу в трех группах. Этот эксперимент был признан крайне удачным, он показал, что так материал усваивается лучше, к тому же дает учащимся навыки самостоятельной работы.

Причина, по которой мы обратились к данной технологии, заключается в необходимости оптимизировать процесс обучения русскому языку и литературе, повысить эффективность домашней работы учащихся. Цели, которые мы поставили перед собой, были следующими:

− оптимизация процесса обучения русскому языку и литературе;

− увеличение эффективности выполнения домашних заданий;

− повышение уровня мотивации учащихся;

− формирование у учащихся чувства ответственности за обучение;

− превращение учащегося в активного участника учебного процесса.

Внедрение технологии состояло из нескольких этапов. Первый — обсуждение с учащимися сути технологии, ее плюсов и минусов, принятие решения об апробации.

Следующий шаг — создание информационной среды. Это может быть персональный сайт учителя, блог на одном из образовательных ресурсов, группа в одной из соцсетей. Нами был создан блог на платформе Google и задействованы авторские образовательные сайты и учебные контенты учителя.

Третий этап — создание и публикация в сети цифровых учебных материалов. Мы использовали специально подготовленные презентации по изучаемым темам и видеолекции портала InternetUrok.ru.

На протяжении всего периода использования технологии осуществлялся контроль качества использования цифровых учебных материалов.

Апробация технологии осуществлялась в течение 2014/15 учебного года. В конце периода апробации была проведена диагностика результатов применения технологии. Проведенный опрос показал, что 87 % учащихся положительно оценивают опыт использования «перевернутой» схемы обучения, 10 % отнеслись к новации равнодушно и 3 % (1 человек) — отрицательно. 59 % опрошенных сказали, что воспринимать новый материал стало легче. 64 % отметили, что стали тратить меньше времени на выполнение домашнего задания. К достоинствам технологии «перевернутый класс» учащиеся отнесли перераспределение и экономию учебного времени (34 %), доступность учебного материала и простоту его восприятия (24 %) и просто удобство (13 %). На вопрос о недостатках 52 % опрошенных ответили, что таковые отсутствуют. 32 % сказали, что им сложно изучать новый материал без помощи учителя. 100 % учащихся хотели бы продолжить использование технологии «Перевернутый класс» в дальнейшем.

Что такое «Перевернутый класс»?

«Перевернутый класс» — это инновационный сценарий обучения. Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видеолекции, аудиолекции, интерактивные материалы и т. п.), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации и на создание учениками нового учебного продукта.

Рисунок1.png

Рис. 1. Схема традиционного и «перевернутого урока»

Суть методики «перевернутого» класса можно свести к трём основным компонентам:

  1. Подготовка (подбор или создание) учителем виртуальной образовательной среды: видеоуроков, презентаций, иных материалов и заданий к ним, а также выбор электронного сервиса для обратной связи с учениками.
  2. Организация учебной деятельности: определение учителем ключевых компетенций по теме, форм работы с учениками на уроке, подготовка заданий для работы учеников в классе. В то же время ученики в процессе совместной работы с учителем решают дополнительные задачи: углубление, закрепление и повторение пройденного материала.
  3. Текущая и итоговая оценка знаний и компетенций учеников. Учитель может выбрать совместно с учащимися несколько форм итоговой работы, например, в виде теста или проекта.

Основное преимущество перевернутого класса заключается в такой организации учебной работы, при которой:

− Поддерживается развитие качеств и умений XXI века, таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

− Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося.

Таким образом, можно выделить несколько главных компонентов, которые нужно учесть при подготовке урока по сценарию «перевернутого» класса:

  1. Объем необходимых знаний, который должны получить учащиеся. Причем лучше всего разделить эти знания на две группы: в первую группу войдут те знания, которые будут переданы непосредственно при помощи видеолекций учителя, а во вторую группу те, которые ученики получат в ходе самостоятельной практической деятельности.
  2. Определить виды практических работ, которые будут выполняться на уроках совместно учителем и учениками, индивидуальные и групповые работы, домашние задания.
  3. Определить, какие материалы (продукты) в виде конспектов, презентаций, проектных работ должны разработать учащиеся во время прохождения курса. В какой форме они будут представлены учителю, классу и даже родителям и пр. Есть ли необходимость сохранить их после завершения обучения или сделать общедоступными в сети Интернет.
  4. Приготовить (создать или найти) видеолекции и задания к ним, вспомогательные материалы, содержащие памятки, алгоритмы, шаблоны, на которые будут ориентироваться учащиеся, выполняя свои работы. Ясно, что главным примером и эталоном для работ учеников будут являться материалы (продукты), разработанные учителем, особенно если он выполнил их самостоятельно.
  5. Придумать гибкую систему оценивания работ учеников, конкретные критерии для выставления отметок. Причем они должны быть максимально доступны ученикам для того, чтобы они имели возможность самостоятельно оценить свою деятельность. Оценки не должны наказывать ученика, но показывать ему возможности для дальнейшего совершенствования.
  6. Установить виды и способы коммуникации с учениками и получения от них обратной связи. Продумать систему работы, при которой учитель сможет уделить достаточно внимания каждому обучаемому.

В заключении, можно сделать следующие выводы:

− на основе обобщения опыта преподавателей и учителей ФРГ автор статьи создал план действий по внедрению модели «Перевернутый класс» в собственную педагогическую практику;

− после анализа недостатков данной системы был использован творческий подход к их устранению. Например, отсутствие прямого контакта с учителем было заменено возможностью использования социальной сети, и электронной почты для установления связи с тьютором, при необходимости по Skype;

− разработаны электронные папки с материалами к урокам, при необходимости в отсутствии Интернета, они записываются учащимися на флеш- карту и просматриваются дома на ПК;

− поставленные цели были достигнуты. Отношение учащихся к процессу обучения стало более ответственным, произошли качественные изменения во взаимодействии учителя и ученика. Главный итог — начала формироваться информационная образовательная среда, которая в дальнейшем может использоваться не только в связи с технологией «Перевернутый класс», но и для решения множества других образовательных задач.

Литература:

  1. Марина Куртвис. «Модель «Перевернутый класс», управление школой, № 5–6, 6–7. https://newtonew.com/school/flipped-classroom-in-russia
  2. Видеоуроки по русскому языку http://slovesnikgizatulina.zn.uz/
  3. Видеолекции по литературе http://gulistan77777.ucoz.ru/index/videolekcii_po_literature/0–32
Основные термины (генерируются автоматически): материал, учащийся, русский язык, ученик, учитель, III, внедрение модели, внедрение технологии, обратная связь, творческий подход.

Похожие статьи

Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения

«Клубный час» — технология позитивной социализации

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Дистанционное обучение — новый вектор развития дополнительного образования

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития

Коуч-наставничество как инновационный инструмент развития профессиональной культуры будущего педагога

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Формирование толерантности — первый шаг к инклюзивному образованию

Модерация как эффективный метод организации обучения школьников английскому языку

Похожие статьи

Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения

«Клубный час» — технология позитивной социализации

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Дистанционное обучение — новый вектор развития дополнительного образования

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития

Коуч-наставничество как инновационный инструмент развития профессиональной культуры будущего педагога

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Формирование толерантности — первый шаг к инклюзивному образованию

Модерация как эффективный метод организации обучения школьников английскому языку