Основные направления взаимодействия с семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковременного пребывания
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 07.05.2017
Статья просмотрена: 601 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Основные направления взаимодействия с семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковременного пребывания / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12241/ (дата обращения: 15.11.2024).
Важнейшей задачей обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущей целью педагогов и специалистов является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития педагогической и психологической компетентности родителей. Современная семья способна разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка и принимает непосредственное участие в жизни детского сада.
Основными задачами взаимодействия образовательной организации с семьей, таким образом, являются: изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей; информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях; поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
В настоящее время уже не вызывает сомнений, что воспитание и обучение ребенка начинается с раннего детства, в условиях социальной ситуации развития [3]. С самого раннего возраста у ребенка закладываются и формируются такие личностные характеристики, как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и творческая направленность [2].
Благополучное развитие всех сфер невозможно вне пространства системы отношений «родитель — ребенок — педагог». Многие специалисты отмечают, что в триаде отношений «родитель — ребенок — педагог» именно родитель часто является наименее включенным, пассивным звеном. Как правило, сами родители объясняют это сверхзанятостью и городским ритмом жизни.
Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы преодолеть «невстроенность» родителей в систему отношений, чтобы она стала для них творчески и духовно ресурсной, важной, интересной и родной. Практическая реализация данной сверхважной задачи осуществляется путем поиска новых форм и направлений взаимодействия с семьей [1]. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка, поэтому важнейшим условием создания единого педагогического пространства является взаимоинформирование. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность может осуществляться в разных формах, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ФГОС ДО).
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать как традиционные формы обучения — лекции, семинары, усиливая их интерактивный характер, так и осваивать новые формы: мастер-классы, тренинги, проекты, игры. Формы взаимодействия, которые реализует наша психолого-педагогическая служба: открытые игровые занятия, детско-родительский клуб, родительская гостиная, семейная мастерская, игровые сеансы с семьей, психологические консультации, открытые игровые занятия.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи начинается с работы педагога-психолога с детьми раннего возраста (1–3 года). Цели: Активное включение родителей в процесс обучения и развития ребёнка. Раннее выявление нарушений развития. Оказание своевременной помощи.
Детско-родительский клуб. Цели: создавать условия для усиления мотивации родителей по отношению к взаимодействию со своим ребенком; сформировать систему эффективного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса с целью обеспечения психического, соматического и социального благополучия воспитанников; создавать условия для освоения средства и способов взаимодействия родителей с детьми (навыки общения, играя и продуктивная деятельность); способствовать созданию условий для адекватного продолжения образования детей дома в ходе их взаимодействия с родителями.
Родительская гостиная. Это модель взаимодействия «родитель — ребёнок — педагог», где родителю и ребёнку отводятся ведущие роли. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком. На этих встречах дети, родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность — создание индивидуальных или коллективных работ.
Семейная мастерская. Основные цели — создать в дошкольном отделении условия для объединения родителей, оказания им поддержки и помощи в формировании благоприятного психоэмоционального климата и расширения социального пространства семьи. Задачи: формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его возможностей; способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности; развивать стремление к творческой самореализации и формировать позитивную установку к различным видам творчества.
Игровые сеансы ссемьей. Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ являются игровые сеансы в формате «Родитель — Ребенок — Педагог». Основная задача специалистов состоит в том, чтобы преодолеть «невстроенность» родителей в систему отношений, чтобы она стала для них творчески и духовно ресурсной, важной, интересной и родной. Уровень вовлечения и непосредственного участия семьи необходимо предварительно обсуждать. Дальнейшие встречи проводятся при согласии всех участников.
Психологические консультации. Психолого-педагогическая служба реализует консультативную работу с семьей и включает в себя следующие виды и формы: доклады и семинары; беседы и обмен опытом; стенды и папки-передвижки; открытые занятия; дни открытых дверей; совместные мероприятия; индивидуальное психологическое консультирование.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Полноценное сотрудничество со специалистами помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть — во всех его проявлениях.
Литература:
- Барсукова О. В., Гавриш Е. Н., Пикина Е. В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 12–14.
- Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. — СПб: Издательство «Питер», 2009.
- Смирнова Е. О. Детская психология. — М.: Владос, 2003. — 368 с.