Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Шпакович, Е. Л. Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие» / Е. Л. Шпакович. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12247/ (дата обращения: 15.11.2024).



Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды

Л. С. Выготский

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [5, с. 23]

Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия — Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А. П. Усовой, Н. В. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. Л. Стрелковой. [4, с. 98]

Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе... [7, с. 10]

На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, Программы, которая реализуется в дошкольном учреждении, ФГОС и др., каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе. [8, с. 14]

Согласно закону «Об образовании» статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» п.4 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Статья 64 Дошкольное образование, п. 1 Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей [9, с. 30]

Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно — пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно — пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи [8, с. 27]

Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Иными словами — создать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей. Ведь предметное и игровое окружение, воздействует, на детей побуждая их к действию, выполняя по отношению к ним информационную функцию каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта [3, с. 8]

Среда, в нашем дошкольном учреждении детского сада «Маячок» куда попадает ребенок с ОНР не только, коррекционно-развивающая, но доброжелательная в которой воспитанники ощущают себя субъектами деятельности, в этой среде «особый» ребенок принят «на равных», его «особость» не подчеркивается и не акцентируется, он проживает каждый возрастной этап в соответствии со своим индивидуальным темпом развития. Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды, которая обеспечивает условия для социализации воспитанников и формирование субъектной позиции ребенка.

(Все оборудование создано своими руками).

Центр развития речи или речевая газета «Буквоград» (рис. 1.)носит, многофункциональный полисенсорный характер, разнообразен материалом, соответствует возрасту, доступен, эстетически оформлен и имеет ведущую игрушку уголка, отвечает индивидуальным и возрастным особенностям.

Данное оборудование соответствует принципу интеграции образовательных областей, это означает, что всестороннее развитие ребенка организуется через несколько предметно — развивающих «сред»: речевого, математического, эстетического, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Рис. 1. Закрепление пройденного материала

«Бюро находок» – речевое панно.

Речевое панно (рис 2.) имеет размер 60Х120.Она проста в изготовлении, легко храниться и трансформируется. Используется в работе с детьми от 3 до 7 лет. Съемная панель изготовлена из ткани. На панели имеется деталь (сюжет — домика), который легко моделируется. На самой панели имеются пуговицы, карманы, липучки, шнурки для размещения необходимого дидактического материала. Двухсторонняя панель «Бюро находок» отлично разрабатывает у детей осязательные навыки, помогает развить интерактивную деятельность, а также предназначена для речевой стимуляции. По заданию логопеда ребенок ищет предмет с определенным звуком

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов.

Рис. 2. Профилактика нарушений мелкой моторики

Сенсорное панно.

Сенсорное панно (Рис.3) представляет собой деревянную плату из фанеры с деревянной рамкой размером 70Х90 см, имеет настенный крепеж.

Это игровое поле, которое сочетает в себе множество тактильных предметов различных цветов, форм и размеров, изготовленных из дерева, ткани, металла, пластика. Панель развивает осязательные навыки, идеальна для людей с ослабленным зрением, перебирая пальцами по различным текстурам и предметам на поверхности, ребенок открывает для себя мир новых ощущений.

Рис. 3. Отработка звуков

Домик познания.

Это композиция имеет ряд предметов различной формы цвета, величины (рис 4), оснащена кавролином и зеркалом, где ребенок может свободно самостоятельно закрепить речевой материал, который используются в разных познавательных областях.

Рис. 4. Отработка артикуляционной гимнастики

Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении [6, с. 24]

Таким образом, сенсорное — речевое оборудование в работе с детьми с ОНР предполагает развитие широкий круг детских интересов и форм деятельности, в сюжетных играх, подгрупповых заданиях, индивидуальных, и умение работать в парах.

Предметно — развивающая среда сада представляется, как поле социальной и культурной деятельности, сфера передачи и закрепления социального опыта, развития личности ребенка с ОНР.

Литература:

  1. Блинова Л. Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. [Текст] /Л. Ф. Блинова Казань, 2007. – 15 с.
  2. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н. А. Виноградова.- М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с.
  3. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова // Детство-Пресс. — 2010. — С. 5–12.
  4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: Линка-Пресс, 2007. – 208 с.
  5. Кудрявцев В. Т., Карабанова О. А., Марцинковская Т. Д., Алиева Э. Ф., Волосовец Т. В., О. Р. Радионова, Славин С. С., Мамедова Ж. С. Концепция развития дошкольного образования в России (2013–2020): методология, теория, технология. — М.: Федеральный институт развития образования, 2013. — 144 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).
  6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010. — С. 128.
  7. Петровская В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровская // Москва. — 2010. – 125 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271 // Официальные документы в образовании. – 2010. — № 9.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ребенок, дошкольное учреждение, общее недоразвитие речи, пространственная среда, развивающая среда, речевое панно, сенсорное панно, социальный опыт.

Похожие статьи

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе «Подготовка к обучению в хореографической школе»

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе «Подготовка к обучению в хореографической школе»

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС