Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга
Автор: Костина Ирина Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 14.04.2017
Статья просмотрена: 315 раз
Библиографическое описание:
Костина, И. Н. Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга / И. Н. Костина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12261/ (дата обращения: 19.12.2024).
Формирование компетенций у студентов по специальности стоматология проходит на протяжении всего периода обучения: при освоении учебных дисциплин учебного плана, прохождении производственной практики. Компетентность — это интегративная личностная характеристика специалиста, форма непрерывного самообразования, способность человека применять имеющиеся знания на практике. В общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов: когнитивного, интегративно-деятельностного, личностного. Когнитивный компонент определяет уровень знаний и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученные знания и способы действия на практике. Личностный компонент выражает отношение к осуществляемой деятельности [1, 4]. Освоение компетенций косвенно можно оценить в ходе промежуточной аттестации (экзаменов, зачетов), непосредственно при прохождении производственной практики, а итоговая оценка проходит при итоговой государственной аттестации выпускников стоматологического факультета.
Ежегодно после сдачи итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» в зимнюю сессию на 7 семестре обучения студенты 4 курса стоматологического факультета проходят производственную практику в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга. Продолжительность производственной практики составляет 72 ч. (14 календарных дней). Практика проводится в стоматологических поликлиниках (СП) г. Екатеринбурга и Свердловской области [2, 3]. Цель производственной практики — закрепление, совершенствование приобретенных теоретических знаний и практических навыков оказания квалифицированной хирургической стоматологической помощи пациентам на амбулаторном приеме [3].
Прохождение производственной практики — качественная составляющая процесса № 2.5. — «Реализация основных образовательных программ» на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета (УГМУ). Изучение мнения базовых руководителей производственной практики в СП о подготовленности студентов — неизменный аспект взаимодействия с внешними потребителями образовательного процесса вуза [2]. Во-первых, для научно-педагогических работников кафедры важно обсудить мнение руководителей о наличии у студентов различных профессиональных компетенций. Во-вторых, анализируется, как сотрудники СП, являющиеся потенциальными работодателями для выпускников стоматологического факультета УГМУ, характеризуют сильные и слабые стороны студентов.
Цель исследования— по результатам анкетирования базовых руководителей производственной практики оценить сформированность профессиональных компетенций студентов 4 курса стоматологического факультета.
Материал иметоды исследования.
Перед началом производственной практики базовые руководители в СП получили «Анкеты оценки готовности к выполнению трудовых функций студентов 4 курса стоматологического факультета». Всего было выдано 30 анонимных анкет.
При разработке анкеты сотрудниками кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии использованы 11 открытых вопросов и 3 закрытых вопроса о сформированности профессиональных навыков и качеств у студентов.
При разработке анкеты ставились следующие задачи:
− получить оценку сформированности у студентов профессиональных компетенций;
− получить оценку личностных характеристик студентов, важных для адаптации к будущей профессии врача;
− узнать мнение руководителей о сильных и слабых сторонах студентов;
− получить рекомендации руководителей о необходимости изменений в подготовке студентов.
Применена оценочная шкала «не развит(то) — средне развит(то) — отлично развит(то) — не было возможности оценить». Заполненные анкеты были предоставлены на кафедру по окончании производственной практики 15 февраля 2017 г.
Результаты исследования иобсуждение.
Результаты оценки базовыми руководителями производственной практики сформированности компетенций у студентов показал, что «отличное» развитие клинических навыков (расспрос, осмотр пациента, составление плана обследования, лечения, ведение медицинской документации) определено у 70–86,7 % студентов, «среднее» развитие этих навыков — у 13,3–26,7 % студентов, отсутствие навыка — у 3,3 % (табл. 1).
Таблица 1
Оценка работодателями сформированности профессиональных навыков икачеств устудентов
|
практически не развит (то) |
средне развит(то) |
Отлично развит(то) |
Затрудняюсь ответить/не было возможности оценить |
Правильно понимает содержание поставленной рабочей задачи (может самостоятельно провести расспрос и осмотр пациента) |
0 |
13,3 % |
86,7 % |
0 |
Умеет самостоятельно предлагать методы решения поставленной задачи (может самостоятельно составить план обследования и лечения) |
3,3 % |
26,7 % |
70,0 % |
0 |
Может правильно заполнить медицинскую документацию |
0 |
13,3 % |
83,3 % |
3,3 % |
Умеет критически оценивать и переосмыслять свою деятельность, делать выводы из ошибок (может провести анализ выполненной работы) |
0 |
10,0 % |
86,7 % |
3,3 % |
Эрудирован и осведомлен о значимых проблемах специальности (знает причины, симптомы, методы лечения заболеваний) |
3,3 % |
13,3 % |
83,3 % |
0 |
Стремится к профессиональному и личностному развитию (использует дополнительную научную литературу, интернет-ресурсы в период практики) |
0 |
3,3 % |
86,7 % |
10,0 % |
Умеет адаптироваться и действовать в нестандартных ситуациях (способен оказать помощь пациенту при неотложных состояниях на стоматологическом приеме) |
0 |
20,0 % |
53,3 % |
26,7 % |
Умеет находить общий язык с пациентами и персоналом, коллегами в период прохождения практики, готов к командной работе |
0 |
6,7 % |
93,3 % |
0 |
Способен грамотно излагать свои мысли устно и в письменной форме, вести дискуссию |
3,3 % |
6,7 % |
86,7 % |
3,3 % |
Может провести правильно гигиеническую и хирургическую обработку рук |
0 |
3,3 % |
96,7 % |
0 |
Соблюдает правила охраны труда (опрятный внешний вид, подстриженные ногти без лака, аккуратно прибранные волосы, средства индивидуальной защиты, сменная обувь на низком каблуке) |
0 |
3,3 % |
93,3 % |
3,3 % |
Результаты оценки базовыми руководителями производственной практики сформированности компетенций у студентов показал, что умение анализировать, владение теоретическими знаниями, стремление к профессиональному развитию на «отлично» развиты у 83,3–86,7 % студентов, «средне» развиты у 3,3–13,3 % студентов, не развиты у 3,3 % студентов (табл. 1).
Хирургическая обработка рук, применение индивидуальных средств защиты, соблюдение правил охраны труда «отлично» сформировано у 93,3–96,7 % студентов, «средне» сформировано у 3,3 % студентов.
Способность действовать в нестандартной ситуации на «отлично» развито у 53,3 % студентов, «средне» развито у 20,0 % студентов. Затруднились это качество студентов оценить при прохождении производственной практики 26,7 % опрошенных базовых руководителей (табл. 1).
Личные качества студентов (коммуникабельность, грамотная речь) на «отлично» развиты у 86,7–93,3 % студентов, «средне» развиты у 6,7 % студентов, не развиты у 3,3 % студентов.
К сильным профессиональным качествам студентов, проходивших производственную практику, руководители отнесли: ответственность, дисциплинированность, аккуратность (36,7 %), эрудированность, осведомленность в проблемах специальности, теоретическая подготовленность (30,0 %), коммуникабельность (6,7 %), рвение к практической работе (3,3 %).
Оценивая слабые стороны студентов, 53,3 % базовых руководителей практикой отметили, что слабых сторон нет. Другие руководители (20,0 %) затруднились их назвать. Остальные руководители отнесли к слабым сторонам студентов: практические навыки, неуверенность, плохая организованность.
Таким образом, ответы базовых руководителей производственной практикой демонстрируют достаточно хорошую сформированность некоторых клинических навыков и умений, личностных и когнитивных компетенций. По оценкам потенциальных работодателей можно отметить, что практические аспекты работы врача неотделимы от теоретической подготовки и личных качеств.
Заключение.
Профессиональная компетенция — это интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении учебных дисциплин, прохождении производственной практики в рамках образовательной программы [1]. Оценивание компетенций может быть проведено методами социологических исследований (анкетирование, опрос) на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки [3]. Освоение профессиональных компетенций достаточно просто оценить на этапах промежуточного контроля (зачеты, экзамены), при прохождении производственной практики и при итоговой государственной аттестации выпускников согласно шкале «освоена — не освоена».
Такой подход позволяет выполнить требования ФГОС по контролю освоения студентами компетенций, составить положение о разработке оценочных средств, проводить промежуточные оценки качества обучения студентов.
Оценка сильных и слабых сторон при прохождении производственной практики позволяет внести коррекции в образовательный процесс на кафедре для подготовки будущих врачей-стоматологов.
Литература:
- Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под ред. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с.
- Костина И. Н., Шестакова А. А. Производственная практика студентов по хирургической стоматологии: изучение мнения внешних потребителей образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2009. — С. 88–90.
- Костина И. Н. Удовлетворенность студентов 4 курса стоматологического факультета производственной практикой в качестве помощника хирурга-стоматолога // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2010. — Ч. 1. — С. 142–146.
- Мартынюк О. И., Медведев И. Н, Панькова С. В., Соловьева О. И. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования / Под общей ред. Н. А. Селезнёвой. — М., 2006. — 35 с.