Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бубнова, Г. И. Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи у детей дошкольного возраста / Г. И. Бубнова, О. В. Семёнова, Е. Г. Шабалихина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12267/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения в ответах у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, подобрать подходящее слово, стесняются своей речи, говорят тихо, неуверенно, допускают ошибки в построении предложения. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы, мог запомнить и пересказать пройденный учебный материал. Одним из средств формирования речевой компетентности дошкольников является мнемотехника.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих развитие речи, успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы и окружающем мире. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов и символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.

Одним из приемов мнемотехники в обучении детей эффективному запоминанию и воспроизведению структуры рассказа или стихотворения является применение мнемотаблиц (опорных схем, которые помогают удерживать в памяти последовательность изложения текста). С помощью этих схематичных рисунков ребенок может закодировать любой рассказ, стихотворение, которые впоследствии необходимо будет воспроизвести [1;3]. Преимущество использования мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для него характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

– применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Создавать мнемотаблицы можно и с применением компьютерных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Детей просто «завораживают» упражнения на компьютере. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность.

Создание учебных игровых упражнений на компьютере для детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Фон электронных пособий лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания сюжета, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение игровой презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нечеткие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для детского восприятия и утомляют зрение ребенка [2]. Не стоит перегружать пособие спецэффектами, так как это приводит к тому, что занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание ребенка на экране компьютера, повышает интерес и создает положительный эмоциональный настрой.

Этапы работы с электронными мнемотаблицами, созданными в программе Power Point:

– чтение текста педагогом с демонстрацией сюжетной картинки или картинок на слайде;

– беседа по содержанию текста с опорой на мнемокартинки (мнемокартинки появляются на слайде по щелчку мышки, как подтверждение правильного ответа ребенка на заданный вопрос, либо служат ему подсказкой в случаях затруднения);

– повторное чтение текста педагогом с установкой на пересказ и опорой на мнемотаблицу. Таблица заполняется картинками по ходу повествования рассказа взрослым (в начале заполнения таблицы опорными картинками необходимо щелкнуть мышью, далее картинки появляются в автоматическом режиме);

– самостоятельный пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу (картинки в таблице появляются по щелчку мышки).

Для дошкольников мнемотехника имеет особое значение, т. к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование электронных мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными [1]. Использование приемов мнемотехники значительно повышает результативность развития связной речи у детей дошкольного возраста, сокращает время запоминания текстов, развивает ассоциативное мышление, внимание, память. Все это им пригодится в жизни, поможет учиться в школе: при написании изложений, сочинений и диктантов, при составлении и решении задач.

Литература:

  1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Вренёва Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи. // Логопед. — 2010. — № 5.
  3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. — 2008. — № 4. — c. 102–115.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, дошкольный возраст, зрительная информация, использование приемов мнемотехники, картинка, наглядный материал, преобладающая роль, щелчок мышки.

Похожие статьи

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Игры по автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Игры по автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста