Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание школьников
Автор: Булкина Лариса Сергеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 18.04.2017
Статья просмотрена: 1900 раз
Библиографическое описание:
Булкина, Л. С. Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание школьников / Л. С. Булкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12280/ (дата обращения: 15.11.2024).
Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников сегодня занимает важное место в деятельности классного руководителя. Наше внимание на это обращают нормативные документы различного уровня. Изменяется и подход в работе классного руководителя, он приобретает некоторые особенности. Воспитательная работа должна строиться на основе личностно-ориентированного подхода.
Если рассмотреть с теоритической точки зрения, то педагогика говорит о том, что классный руководитель развивает:
1) духовно‑нравственные знания;
2) духовно‑нравственные отношения, оценки;
3) духовно‑нравственные переживания;
4) духовно‑нравственно‑волевые устремления;
5) духовно‑ нравственный выбор целей и средств;
6) совершение духовно‑ нравственных поступков;
7) проектирование у самого себя духовно‑нравственных черт личности.
В интеллектуальной сфере классный руководитель формирует объем, глубину знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения.
В ценностно‑смысловой сфере— ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок.
В мотивационной сфере-отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям. Развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к нему эмоциональной сферы.
В эмоциональной сфере формируется характер нравственных переживаний: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд.
В волевой сфере формируется нравственно волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.
В сфере саморегуляции формируется совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.
В предметно‑практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, гуманное отношение к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали. [1]
С точки зрения практики наших классных руководителей, система работы, выстроенная нами, позволяет достигать целей, сформулированных мною выше.
В практике работы наших классных руководителей реализуется программа мероприятий, выстроенная по стратегическим линиям:
Первая: система мероприятий, посвященных «красным» дням календаря, связанным с историческими событиями истории нашей страны. В День героя Отечества учащиеся подготовили из листов «письма — треугольники» и вышли с ними на улицу, с целью раздать прохожим, чтобы вспомнили об этой знаменательно дате. В нашей школе проходили встречи с ветеранами ВОВ, учащиеся проводили экскурсии по музею Волховского фронта, конференции, посвященные памятным датам. В рамках общегородской акции «Помним! Скорбим! Гордимся!» учащиеся с 5 по 11 класс посетили памятные места в Калининском районе. Старшеклассники принимали участие в митинге на Богословском кладбище, посвященном трагической дате — началу блокады Ленинграда.
Вторая: система мероприятий, посвященных традиционным внутри школьным или внутри классным событиям различного характера.
В школе проходят Линейки, посвященные памятным датам. В этом году состоялся квест «Край, в котором мы живем». Ребята выполняли задания, связанные с историей Санкт-Петербурга, географией, литературой. В шестых классах прошел конкурс «Толерантия». Ребята представили свои работы на тему толерантности и соревновались на знание истории жизни и поступков известных людей, которые своими поступками, своим стилем жизни являются примерами толерантных личностей.
Третья: мероприятия на основе новых событий истории или в жизни детского коллектива.
Учащиеся 2 «Б» выпустили номер газеты «Блокадный Ленинград»: подготовили к выпуску статью, и защитили её на заседании редакционного совета. Учащиеся 6 «Г» класса представляли свои проекты «Мой 5 класс», где отразили самые значимые события прошлого года. Учащиеся 10 «А» класса подготовили мероприятие для своих одноклассников, где изучили вопросы современной этики.
Проанализировав работу школы и классных руководителей, можно сказать о том, что педагоги используют все предоставленные условия, для реализации воспитательного процесса.
Если говорить о методике проведения мероприятий, то следует отметить следующие формы работы: индивидуальные и групповые (наиболее часто используемой формой работы с детьми является классный час).
Классный час— час духовного общения.
Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие. Ориентирующая функция помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения. [1]
В нашей школе каждый год разрабатываются темы классных часов, которые помогают достижению целей духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
Например, в этом году были определены следующие классные часы: «Мой город Санкт-Петербург», «Символы моей Родины», «День прорыва блокады Ленинграда», «День снятия блокады Ленинграда», «Права и обязанности в моей семье», «Добро и зло. Причины наших поступков»
Конечно, на сегодняшний день дети получают информацию не только в школе, потому классный руководитель должен учитывать ситуации, происходящие в стране, в городе, в районе и в классном коллективе. Эти ситуации могут стать материалом для обсуждения на классном часу. То есть, сегодня классный руководитель нашей школы системно развивает духовно-нравственное воспитание.
Критериями, определяющими нравственную и духовную воспитанность можно считать этические знания (понимание того, что значит быть нравственным). Наличие у учащихся этих нравственных качеств можно считать критерием нравственной воспитанности. [1]
Исходя из сказанного сегодня, можно сделать вывод, что опыт работы в рамках духовно-нравственного воспитания в нашей школе имеется, и классный руководитель подходит к развитию ребенка системно. [1]
Литература:
- Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников // Сyberleninka.ru. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassnyy-rukovoditel-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 04.02.2017).