Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников
Авторы: Малахова Ольга Олеговна, Самойлова Татьяна Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 26.04.2017
Статья просмотрена: 3892 раза
Библиографическое описание:
Малахова, О. О. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников / О. О. Малахова, Т. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12282/ (дата обращения: 15.11.2024).
Сегодня в нашем современном обществе существует проблема недостаточного использования музыкального воспитания при развитии нравственной, эстетической сферы, личности ребенка. Воспитывая у детей нравственные чувства, мы закладываем основу для формирования их нравственного сознания и регулирования нравственного поведения в будущем.
Одним из средств развития нравственного сознания детей является музыка. Музыка, как и любое искусство, выражает мировоззрение композитора и может быть сильным орудием, как добра, так и зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетанием способна передать бесконечную гамму чувств и настроений. Сила музыки заключает в том, что минуя разум, она прямо проникает в душу в подсознание и создает настроение человека. Следовательно, её содержание, может вызвать в его душе самое благородные или, напротив, самые темные желания.
Считаю, что в сегодняшней реальности музыка как фактор воспитания используется современным обществом как антивоспитание. На сегодняшний день интенсивно развивается развлекательная индустрия, в которой музыка преподносится как фон, реклама или развлечение для широких масс не только взрослых, но и для подрастающего поколения. Поэтому существует определенная пассивная позиция у родителей и педагогов и недооценка музыки, как искусства, которое действует при становлении личности детей. В результате теряется громадный потенциал музыки в нравственном подъеме детей, в желании постичь истинную художественность и ценность искусства.
В педагогике и психологии накоплен большой опыт исследовательских работ об интересах, потребностях и психолого-педагогических механизмах формирования личности. Это фундаментальные научные труды Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. Их работы доказывают, что, во-первых, если музыкальные способности не сформированы в раннем детстве, то очень трудно, а иногда и невозможно, в дальнейшем восполнить этот пробел в воспитании ребенка. Во-вторых, музыкально развитие личности ребенка протекает по внутренним законам жизни, но подчиняется воздействию извне, то есть музыкальное воспитание детей, как педагогический процесс охватывает внутренние процессы и внешние влияния в их единстве.
Академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев доказали, что центральная нервная система по-разному реагирует на различную музыку. “Раздражение подкорки, вызванное звучанием музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания о прошлом опыте — печальные или радостные, в зависимости от характера музыки” [4,с.24–25].
Дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом человеческого внимания, заботой и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Здесь имеет место состояние постоянного напряжения, незащищенность, повышенный уровень тревожности и ожидания возможной опасности. Поэтому на этой почве легко возникают вторичные поведенческие отклонения, низкое нравственное ориентирование детей, их социальная беспомощность, не эффективные способы поведения, нарушения учебной, игровой и трудовой видов деятельности.
Музыкальная культура развивает такие нравственные чувства, как любовь к людям, совесть, благоговение перед святыней. Будучи сильным средством эмоционального воздействия, она способна пробудить в душе ребенка даже чувство стыда и желание исправиться, стремление пожалеть, совершить доброе дело, учиться быть внимательным к людям и окружающему миру, то есть ориентировать не на потребление, а на желание служения людям и окружающему миру, а это служит явным сигналом начала пробуждения самосознания.
Нарушение высших психических функция у детей с ОВЗ носят распространенный характер, и определяет необходимость разработок действенных коррекционно-развивающий технологий, нормализирующих нарушенные функции, представляющих возможность для педагогов по выявления эффективности музыкально образовательного процесса. В материалах отечественных психолого-педагогических исследований сравнительно мало представлены результаты музыкального воспитания детей с интеллектуальными нарушениями и задержками психического развития. А ведь музыка играет важнейшую роль в коррекции и компенсации нарушенного психического и эмоционального развития у детей с ОВЗ и другими отклонениями психики. Доказано, что в процессе музыкального обучения и воспитания наблюдается динамика развития интеллекта, обогащения активной речи, улучшается мышление. Музыкальная деятельность с детьми ОВЗ способна развивать детскую самостоятельность, позволяет ослабить постоянный контроль со стороны учителя, когда правильно подобраны музыкальные произведения, пробуждается скрытые потенциальные возможности, активизируются защитные силы организма, имеется готовность детей к совершению морально-нравственных поступков, вызываются эмоциональные переживания определенной силы, улучшается самочувствие и укрепляется здоровье. Музыка — искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она играет огромную роль в формировании нравственных представлений детей. Возможность формирования нравственных представлений детей средствами музыки объясняется нравственной сущностью музыкального искусства, которая выражается в преобразовании, познании, оценке, общении. Слушая то или иное музыкальное произведение, ребенок проникается тем настроением, той эмоцией, которую хотел передать композитор, и, соответственно, это настроение отражается на его повседневной жизни.
Восприятие музыки — это вид музыкальной деятельности младших школьников с умственной отсталостью, организуемый музыкальным педагогом, предполагающий не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого — формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами. Вопрос о влиянии восприятия музыки на личность умственно отсталого ребенка давно привлекает внимание дефектологов. Умственно отсталые дети младшего школьного возраста живо реагируют на музыкальное звучание. Дети с умственной отсталостью являются особой категорией, в работе с которыми музыка является не только одним из способов профилактики и коррекции отклонений в развитии, но и используется как средство их нравственного развития и формирования нравственных представлений. Регулярные коллективные занятия по слушанию музыки дисциплинируют и сплачивают детей, воспитывают организованность...
Таким образом, можно заключить, что регулятивная функция музыки при прослушивании детьми с ОВЗ осуществляется в ходе следующих психических процессов:
1) образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального и жизненного содержания, поэтому развеивается мыслительная деятельность внимание, сосредоточенность, память;
2) развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку, воспитываются такие качества личности, как доброта, сочувствие, любовь;
3) улучшается положительная мотивация поведения, сознательная саморегуляция учебной деятельности
4) снижается степень тревожности за счет подходящего психологического климата
5) на учебном процессе в начальной школе;
6) развиваются творческие возможности;
7) формируется толерантность и подготовленность взять в толк и взять культуру носителей иной культуры;
8) формируются высоконравственные позиции, эстетические интересы. [3,с.7–8]
В традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:
‒ Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом;
‒ Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным;
‒ Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим;
‒ Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий. [1,с.16]
Развивающий потенциал музыки зависит от того, какая конкретно музыка употребляется преподавателем и каким образом исполняется процесс ее восприятия ребенком. Хорошими аспектами к отбору музыкальных произведений, развивающих эмоциональную чуткость к музыке, будут:
‒ яркость, насыщенность музыкального вида и музыкального повествования, очень интересная малыша, вызывающая у него энтузиазм;
‒ богатство эмоционально переживаемых цветов музыкальной интонации;
‒ педагогическая разработка развития эмоциональной сочувственности
‒ подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию в музыке (присутствие эксперимента переживания конкретного эмоционального состояния ребенком в жизни);
‒ инструментальные творения, как верховодило, не связанные с текстом и с буквально определённым сюжетом музыкального повествования;
‒ особое хитросплетение средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темп и ритм, выкройка музыкального творения и др.;
‒ наличие солирующего прибора (фортепиано, скрипка, рожок, окарина, гобой, хоть какой иной аппарат), выделяющего четкость мелодии музыкального творения;
‒ музыкальная драматургия творения сочиняет ныряние в одно эмоциональное положение, его цвета (такие жанры, как этюд, прелюдия, инструментальные пьесы 18 века, инновационные эстрадные композиции);
‒ произведения с многократной повторяемостью мелодии (в этом случае у малыша возникает вероятность наиболее буквально найти эмоциональное положение вида;
‒ длительность звучания музыкального творения (по 7, время от времени 10 минут); художественность выполнения музыкального творения учителем музыки [2, с.22–24]
. Эмоциональная чуткость детей имеет место быть в легкости, с которой выразительные составляющие звучания передают надлежащие треволнения. Эмоционально-познавательная роль музыки теснейшим образом связана с эмоционально-выразительными исполнительскими движениями. С поддержкой исполнительских движений и в процессе их освоения. Мы определили, что конструкция эмоциональной культуры, подключает такие элементы: эмоциональная чуткость, эмоциональная саморегуляция, сопереживание, направление личности на свои треволнения. Нравственное воспитание детей с ОВЗ отлично от нравственного воспитания детей, развивающихся нормально, поскольку требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса.
Особенности процесса нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ изучали А. В. Рожков, Н. А. Высотская, которые выявили, что нравственное воспитание включает в себя внешние педагогические воздействия, деятельность школьника и внутренние факторы развития личности. И. Н. Ягодина, В. Н. Серов отмечали, что нравственное воспитание в начальных классах носит ярко выраженный обучающий характер, но оно может быть успешным лишь при обеспечении единства и единовременности формирования нравственных знаний, мотивов и опыта поведения. При этом опыт поведения самих детей является не только результатом применения нравственных знаний, но и их источником.
Литература:
- Айдарбекова А. А. Музыкальное воспитание как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми младшими школьниками: Атореф. дис.канд. пед. наук. М., 1989. 16с.
- Евтушенко И. В. Музыка и пение “Программа подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида”. 8-е издание. М., 2013. С.22–24
- Евтушенко И. В. “Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью”. Журнал “Современные проблемы науки и образования”, № 6/2013
- Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.:ВЛАДОС, 2000
- Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.