Без игры нет детства
Авторы: Миндубаева Нина Никитична, Долгова Татьяна Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 07.05.2017
Статья просмотрена: 99 раз
Библиографическое описание:
Миндубаева, Н. Н. Без игры нет детства / Н. Н. Миндубаева, Т. П. Долгова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12291/ (дата обращения: 15.11.2024).
Игра — это не только развлечение и времяпрепровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра — это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться мыслить и творить. Игра зарождается, когда ребенок находится еще в грудном возрасте.
Не стремитесь дать малышу сразу много игрушек, чтобы он мог сосредоточиться на чем-то одном. Дайте ребенку возможность действовать не только с игрушками, но с разными безопасными предметами, коробочками, баночками с крышками, ложками. Пусть предметы будут разных форм и цвета, из разного материала. В настоящее время всегда присутствует одушевление предметов, одухотворение природы. Это приходит к ребенку от взрослых.
Игры-шутки, игры-потешки были постоянными спутниками детства на Руси и в других странах. С раннего возраста, общаясь с близкими, ребенок практически познает мир людей, как они действуют с предметами, как относятся к животным, друг к другу, как проявляют заботу, нежность, внимание. Активное приобщение к миру предметов, к природу, к миру людей создает базу для качественно новой игры, центром которой является воображаемая ситуация, действие в представляемом, а не только в реальном плане. Ребенок, играя, начинает воспроизводить отдельные наиболее значимые и понятные ему события из настоящей жизни, но не копирует их, а многое делает «понарошку», «как будто».
Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что играют они «в настоящую жизнь». Малыш играет в то, что по-настоящему заинтересовало, удивило, обрадовало, а иногда и огорчило.
В игре ребенок приближается к своей мечте. Если ребенок повторяется в игре, не вносит в нее ничего нового, играет вяло, возможно, ему нужны новые впечатления.
С возрастом увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: поездку на море, поход в лес, строительство дома и т. д. С возрастом не только появляются новые игры, но и преобразуются старые.
Как играют дети? Примерно до трех лет ребенок играет с игрушками без сверстников. Он ждет помощи от взрослого, поддержки, поощрения. Как по разному играть с одной и той же игрушкой — не сразу догадается и старший дошкольник, надо ему подсказать. Можно незаметно озадачить ребенка, подать ему новую идею для игры: «Твоя машинка так долго не может сдвинуться с места. Наверное, бензин кончился?» Будет ли игра развиваться дальше, зависит от вашего отношения к палочкам, чуркам, фантикам, которыми дорожат все дети и которые так части раздражают взрослых. Если вы будете запрещать ребенку использовать безопасный бросовый материал, развитие игры затормозится, ограничится развитие воображения ребенка, его творческих способностей. Игра потому игра, что в ней любой нужный недостающий предмет заменяется другим.
Постепенно речь занимает все больше места в игре детей, отдельные эпизоды не проигрываются, а проговариваются. Посещая театр, смотря детские передачи по телевизору, играя со сверстниками, ребенок не только получит много интересных впечатлений, но и научится передавать их другим.
В индивидуальные игры дети играют долго, даже в школьном возрасте. Игры становятся богаче по содержанию, в них проявляется много фантазии. Оберегайте эти игры, относитесь к ним с уважением.
Наряду с индивидуальными играми, дети с раннего возраста стремятся к играм со сверстниками. С 4–5 лет многие предпочитают играть не в одиночку, а с друзьями. Групповые игры, коллективные более динамичны, чем одиночные. Ребенок испытывает радость от общения со сверстниками. Игры со сверстниками возникают еще в раннем детстве. Сначала малыши приглядываются, во что играет во дворе соседский мальчик. Потом пытается, при поощрении взрослых, завязать общую игру. Иногда игра не получается, потому что ребенок не может войти в роль, не знает, что делать, что говорить, как отвечать. Можно подсказать ребенку, как действовать по ходу игры с друзьями.
Еще интереснее становятся игры, в которые включаются старшие и младшие дети. Младшие учатся у старших играть, вести себя в разных ситуациях. Старшие, считаясь с малышами, придумывают содержание, ход игры. Игры, шутки, забавы, прятки со старшими создают дружескую атмосферу, снимают напряженность в отношениях не только детей, но и взрослых.
Игра — хороший помощник взрослым в воспитании детей.
Литература:
- Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». Москва. «Просвещение 1991 г дополнено новыми играми».
- Аралова М. А. Игры с детьми дошкольного возраста. М.,2012
- Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке. М.2011
- Дыбина О. В.,Рахманова Н. П., Бартошевич Т. И. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования.М.,2011
- А. Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет»