Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста
Автор: Чисникова Инна Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 04.05.2017
Статья просмотрена: 1337 раз
Библиографическое описание:
Чисникова, И. А. Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста / И. А. Чисникова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12299/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются педагогические и методические основы и особенности процесса формирования патриотических чувств и гражданской идентичности детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: развитие, формирование, патриотические чувства, гражданская идентичность, дети дошкольного возраста
Постановка проблемы. Современное дошкольное образование опирается на принцип единства образовательного пространства Российской Федерации. Он реализуется в задачах обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и создания условий преемственности содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различны. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 1493 от 30 декабря 2015 г. Она определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов.
Патриотическое чувство раскрывается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенного заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, каждый день, каждый час, каждое событие и явление, ровно, как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогает ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий.
Развитие теории и практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими экспериментами А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, направленными на воспитание в коллективе гражданина-патриота, которые актуальны и в настоящее время. В 60–80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Ю. К. Бабанского, А. В. Барабанщикова, А. Н. Вырщикова, В. А. Караковского, В. И. Ковалева, М. Н. Терентия и др. В современной науке имеет место разное мнение по вопросу о сущности патриотизма.
В «Концепции патриотического воспитания» (А. К. Быкова) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов.
Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм — это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма — сознанием, отношениями и деятельностью — и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [3, с.41].
Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.
Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объеме, так как нравственные чувства — это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.
В структуре патриотических чувств, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты:
‒ когнитивный;
‒ эмоционально-чувственный (взгляды, убеждения, эмоции);
‒ деятельностный.
Одним из компонентов в структуре патриотических чувств, который выделяет большинство исследователей, является когнитивный компонент. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. «Под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения» [2, с. 10–11].
Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Это выделяет в структуре понятия «патриотические чувства» третий — деятельностный компонент.
Как показывает предыдущий анализ понятия «патриотических чувств», во всех работах, посвященных данной проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент.
Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют «полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности» [1, с.7], т. е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотические чувства».
В связи с этим определение понятия «патриотические чувства» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на исторические, общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением. Важным моментом в определении содержания патриотические чувства является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективистического характера.
Любовь к Родине как высшее моральное чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление быть нужным, приносить пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, взаимодействие людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, приносить пользу, сочувствовать.
Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании данного понятия неизменным остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина. Однако, при этом акцент несколько смещается. Важным, на наш взгляд, является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека.
Возрастные психологические особенности детей среднего дошкольного возраста зависят от предшествующего психологического развития детей младшего дошкольного возраста, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых. Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Это период первоначального становления личности:
‒ возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения;
‒ возникновение самооценки;
‒ усложнение и осознание переживаний;
‒ обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы.
Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики:
- Степень освоения деятельности как способа передачи ребенком своего видения действительности. Например, когда ребенок конструирует, он передает свое представление о том, как устроен дом, машина, корабль. Когда он рисует — образ своей мамы, семьи, зачастую, это сделано не очень умело, но степень сложности произведения, то как проработаны его детали — это важнейшие показатели развития детской деятельности.
- Уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, а именно, овладение необходимыми навыками. Например, в изобразительной деятельности это может быть овладение техникой рисования гуашью, пастелью, акварелью. В аппликации — владение ножницами, клеем, картоном (бумагой).
Главная цель воспитания при таком подходе — развитие личности дошкольника; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов дошкольного образования; формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность воспитываемого обеспечивается путем включения его субъективного опыта; целью личностно ориентированного образования становится развитие самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.
Вывод. Личностно-ориентированное воспитание — это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка. Развитие его природных способностей — ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Ближайшее окружение и Родина как личностные ценности в структурно-содержательной модели отражает стремление ребенка любить ближайшее окружение, своих родителей, а через них и свою Родину в целом.
Это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом собственной деятельности. Знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) — режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».- режим доступа // www.rosvoencentr-rf.ru/obobshchennye-doklady/razrabotka-gpp-2016–2020-iyun-noyabr/utochnennyy-variant-gosprogrammy.php.
- Сотникова С. В. Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы [Текст] / С. В. Сотникова, А. С. Белкина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 286–287. — ISSN 2412–0529.
Ключевые слова
развитие, формирование, дети дошкольного возраста, патриотические чувства, гражданская идентичностьПохожие статьи
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...
Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...
Похожие статьи
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...
Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...