Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 04.05.2017

Статья просмотрена: 1369 раз

Библиографическое описание:

Чисникова, И. А. Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста / И. А. Чисникова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12299/ (дата обращения: 22.%м.2025).



В статье рассматриваются педагогические и методические основы и особенности процесса формирования патриотических чувств и гражданской идентичности детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: развитие, формирование, патриотические чувства, гражданская идентичность, дети дошкольного возраста

Постановка проблемы. Современное дошкольное образование опирается на принцип единства образовательного пространства Российской Федерации. Он реализуется в задачах обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и создания условий преемственности содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различны. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 1493 от 30 декабря 2015 г. Она определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов.

Патриотическое чувство раскрывается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенного заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, каждый день, каждый час, каждое событие и явление, ровно, как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогает ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий.

Развитие теории и практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими экспериментами А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, направленными на воспитание в коллективе гражданина-патриота, которые актуальны и в настоящее время. В 60–80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Ю. К. Бабанского, А. В. Барабанщикова, А. Н. Вырщикова, В. А. Караковского, В. И. Ковалева, М. Н. Терентия и др. В современной науке имеет место разное мнение по вопросу о сущности патриотизма.

В «Концепции патриотического воспитания» (А. К. Быкова) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов.

Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм — это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма — сознанием, отношениями и деятельностью — и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [3, с.41].

Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.

Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объеме, так как нравственные чувства — это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.

В структуре патриотических чувств, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты:

‒ когнитивный;

‒ эмоционально-чувственный (взгляды, убеждения, эмоции);

‒ деятельностный.

Одним из компонентов в структуре патриотических чувств, который выделяет большинство исследователей, является когнитивный компонент. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. «Под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения» [2, с. 10–11].

Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Это выделяет в структуре понятия «патриотические чувства» третий — деятельностный компонент.

Как показывает предыдущий анализ понятия «патриотических чувств», во всех работах, посвященных данной проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент.

Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют «полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности» [1, с.7], т. е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотические чувства».

В связи с этим определение понятия «патриотические чувства» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на исторические, общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением. Важным моментом в определении содержания патриотические чувства является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективистического характера.

Любовь к Родине как высшее моральное чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление быть нужным, приносить пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, взаимодействие людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, приносить пользу, сочувствовать.

Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании данного понятия неизменным остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина. Однако, при этом акцент несколько смещается. Важным, на наш взгляд, является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека.

Возрастные психологические особенности детей среднего дошкольного возраста зависят от предшествующего психологического развития детей младшего дошкольного возраста, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых. Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Это период первоначального становления личности:

‒ возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения;

‒ возникновение самооценки;

‒ усложнение и осознание переживаний;

‒ обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы.

Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики:

  1. Степень освоения деятельности как способа передачи ребенком своего видения действительности. Например, когда ребенок конструирует, он передает свое представление о том, как устроен дом, машина, корабль. Когда он рисует — образ своей мамы, семьи, зачастую, это сделано не очень умело, но степень сложности произведения, то как проработаны его детали — это важнейшие показатели развития детской деятельности.
  2. Уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, а именно, овладение необходимыми навыками. Например, в изобразительной деятельности это может быть овладение техникой рисования гуашью, пастелью, акварелью. В аппликации — владение ножницами, клеем, картоном (бумагой).

Главная цель воспитания при таком подходе — развитие личности дошкольника; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов дошкольного образования; формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность воспитываемого обеспечивается путем включения его субъективного опыта; целью личностно ориентированного образования становится развитие самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.

Вывод. Личностно-ориентированное воспитание — это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка. Развитие его природных способностей — ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Ближайшее окружение и Родина как личностные ценности в структурно-содержательной модели отражает стремление ребенка любить ближайшее окружение, своих родителей, а через них и свою Родину в целом.

Это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом собственной деятельности. Знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) — режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».- режим доступа // www.rosvoencentr-rf.ru/obobshchennye-doklady/razrabotka-gpp-2016–2020-iyun-noyabr/utochnennyy-variant-gosprogrammy.php.
  3. Сотникова С. В. Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы [Текст] / С. В. Сотникова, А. С. Белкина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 286–287. — ISSN 2412–0529.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, дошкольный возраст, чувство, Российская Федерация, ближайшее окружение, детская деятельность, дошкольное детство, личной интерес человека, психологическая особенность детей среднего, Родина.

Похожие статьи

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Духовно-нравственное воспитание подростков средствами театрализованной деятельности в условиях дополнительного образования

В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания подростков, рассматриваются основные подходы к решению проблемы формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения средствами театрализованной деятельности в учреждениях доп...

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Похожие статьи

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Духовно-нравственное воспитание подростков средствами театрализованной деятельности в условиях дополнительного образования

В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания подростков, рассматриваются основные подходы к решению проблемы формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения средствами театрализованной деятельности в учреждениях доп...

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...