Формирование речевой активности у воспитанников после кохлеарной имплантации посредством музыки
Автор: Савина Екатерина Алексеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 26.04.2017
Статья просмотрена: 383 раза
Библиографическое описание:
Савина, Е. А. Формирование речевой активности у воспитанников после кохлеарной имплантации посредством музыки / Е. А. Савина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12318/ (дата обращения: 15.11.2024).
− Ваня, скажи, что мы сейчас делали? Что мы слушали?
− Музыку! — громко заявляет Ваня.
− Да, мы слушали музыку. А какая она была?
− Музыка была... красивая! — жизнерадостно отвечал мне 5-летний малыш.
Да, она была красивая. Музыка вообще очень разная. Громкая, тихая, веселая, грустная, романтичная, злая, интересная, необычная... Но самое главное, что она была. Она была в голове у маленького Вани, который полгода назад перенес операцию по кохлеарному имплантированию и в данный момент проходил послеоперационную реабилитацию. И она не просто была. Она была красивая.
Описанная выше коммуникация — это общение двух людей, в процессе которого происходит обмен информацией познавательного или оценочного характера с помощью речи.
Как известно, речевая деятельность — это могучий фактор психического развития человека. Под ее влиянием формируется сознание, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля, эмоции, характер. Речь выполняет функцию коммуникации посредством языка.
Язык — система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.
Л. С. Выготский отмечал, что слушание является основным элементом в цепи коммуникации. Если слуховое восприятие в норме, то образование и функционирование речи не составляет никаких проблем. Наоборот, если восприятие дефицитарно — речь не развивается, т. к. эмиссия деформирована.
При отсутствии слуха речь затухает на фазе гуления и без специального обучения не развивается. Ребенок не осознает, что он может воспроизвести звук и услышать его, ощутить звучание предметов в пространстве.
В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантат обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30–40 дц, улучшает восприятие окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать — для этого детям после кохлеарной имплантации необходима длительная реабилитация.
Коррекционная работа строится с учетом уровня слухоречевого развития и индивидуальных особенностей ребенка.
На начальном этапе реабилитации наблюдаются:
− дисгармония моторного развития: ребенок плохо бегает и лазает;
− тенденция остановки на достигнутом моторном уровне: не могут быстро изменить свою активность (бег-остановка, ходьба-бег, бег-ходьба, ходьба-остановка);
− плохая адаптация в звучащем пространстве: локализация, характер звучания, воспроизведение ритма;
− плохая имитация движений тела и артикуляции;
− плохая организация и заполнение пространства;
− слабое выражение эмоций и средств невербальной коммуникации;
− слабое движение в группе и с партнером (синхронность).
Включение детей с нарушением слуха в специально организованное музыкально-танцевально-игровое действие помогает им преодолеть дефицит речевого и моторного развития.
Такое полноценное погружение в музыкальную среду происходит на музыкально-ритмических занятиях в специализированных образовательных учреждениях.
Музыкально-ритмические занятия — форма музыкальной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей с нарушениями слуха средствами музыкального искусства.
На таких занятиях происходит сконцентрированная слухо-речевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами, в отличии от естественной, непроизвольной, дома с родителями или на улице, и это позволяет быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных условиях.
И главная задача таких занятий и для таких детей — развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными компонентами.
Чему они способствуют? Во-первых, развитию эмоционально-волевой сферы детей, совершенствованию их двигательной сферы.
Музыка для любого человека является неким возбудителем собственных чувств, предметом самовыражения, стимулятором двигательной активности. А для особенных детей, в данном случае, с проблемами слуха, музыка выступает механизмом развития их слухового восприятия благодаря связи с движением, ритмом. Хотя кохлеарный имплантат несколько изменяет воспроизводимую мелодию, ее ритмические характеристики он передает точно.
Во-вторых, музыка способствует расширению познавательных интересов, автоматизации произносительных навыков детей.
Одним из ее основных направлений является развитие тактильно-вибрационного чувства и остаточного слуха, которые в свою очередь способствуют становлению речи, значение которой для развития ребенка неоспоримо. Кроме того, именно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных, движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи.
В чем уникальность музыки для особенных детей, в отличие от обычной речи?
Музыка, или неречевое звучание, обладает большей интенсивностью и мощностью, разнообразно по своей частотной характеристике. За счёт целенаправленного вслушивания улучшается острота слуха. Происходит расширение частотного и динамического диапазона слухового восприятия. У детей совершенствуются способности дифференцированного восприятия источников звучания и его направления. Благодаря этому на музыкальных занятиях проводится работа по выработке у детей умения различать ритм (длинные и короткие звуки), метр (сильные и слабые), штрих (слитные и прерывистые). Неречевые звучания обогащают представления о мире звуков, развивают музыкальную память, совершенствуют слухо-мышечную чувствительность за счёт выполнения музыкально-ритмических упражнений, учат определять характер музыки и других звучаний.
Рассмотрим основные направления коррекционной музыкальной деятельности для детей после кохлеарной имплантации.
Первым направлением является развитие слухового восприятия.
Цель процесса — формирование всех центральных слуховых механизмов, обеспечивающих возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь. Это такие механизмы, как:
− обнаружение звука (есть/нет) и локализация источника звука в пространстве;
− различение 2 звуков (одинаковый/разный);
− оценка разных качеств звуков (громкий/тихий, одиночный/прерывистый, длинный/короткий, высокий/низкий, постоянный/меняющийся и т. д.);
− опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных инструментов в ситуации ограниченного выбора;
− опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, групп слов, фраз) при открытом выборе.
Второе направление — связь музыкально-ритмических занятий с произношением — прослеживается по таким разделам работы, как развитие речевого дыхания, голоса, отработка произношения звуков речи и их сочетаний в словах, фразах, работа над слитностью речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе и ритме, умение изменять силу и высоту голоса, сохранять тембр голоса без грубых его отклонений, выражать в речи интонацию и логическое ударение.
Речевой материал проговаривается в сочетании с движениями, т. е. соединяет работу речедвигательного анализатора с общей моторикой тела. Весь речевой материал используется как для автоматизации и коррекции произношения, для развития выразительности речи, так и для развития слухового восприятия.
Третьим направлением музыкально-ритмического занятия является развитие двигательных навыков, макромоторики тела. В систему упражнений входят движения всего тела и его отдельных частей (рис. 1). Характер этих движений разный: плавный, отрывистый, медленный, быстрый. Движения могут проводиться без музыки и с музыкальным сопровождением, а также без речи и с речью. Большое внимание уделяется системе контрастного воспроизведения, когда за одно танцевальное упражнение музыка меняется по характеру и звучанию и требует активной смены моторики тела от детей.
Рис. 1. Упражнение «Капельки и Лучики»
Для грамотной и максимально эффективной работы на музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с дефектологом и воспитателем. Музыкальный руководитель подбирает музыкально- дидактические игры и упражнения, наглядный материал; дефектолог подбирает и отрабатывает речевой материал, а воспитатель в свободное время закрепляет полученные знания. Весь материал подбирается в соответствии с возрастными, моторными, слуховыми и речевыми особенностями ребенка и дается с постепенным усложнением.
В доступной и интересной форме строится работа по развитию у детей речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формируются умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы. Также отрабатываются навыки правильного воспроизведения звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словосочетаниях, словах, фразах; навыки различения и воспроизведения различных ритмов, речевого материала в заданном темпе; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
Игра на музыкальных инструментах — это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.
Рис. 2. Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?»
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание (рис. 2).
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Артикуляционные, мимические и голосовые упражнения отрабатываются в ходе музыкальных игр и упражнений. В коррекционной работе над произносительными навыками чаще используется музыкальный ритм, приближенный к ритму нормальной разговорной речи. На музыкальных занятиях мы применяются игры с иррациональной считалкой.
Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия. В процессе музыкально-ритмических движений у детей регулируется процесс возбуждения и торможения, постепенно формируется координация движений, их переключаемость и точность. Они приобретают умение передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Все движения, отобранные для проведения музыкальных занятий, рассматриваются как стимулирующие формирование и закрепление произносительных навыков. При этом мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и их слуховое восприятие. Это позволяет детям проявить себя в творческих заданиях: инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрывание по ролям сказок, речевые считалки.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Музыкальное искусство играет особую роль в непосредственной образовательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, активно помогает решать задачи не только нравственно-эстетического воспитания, что не маловажно, но и позволяет скорректировать и компенсировать индивидуальные особенности развития, стимулирует слуховое восприятие, память, крупную и мелкую моторику и, как следствие, речь. Поэтому именно музыка является незаменимым средством в коррекционно-направленной деятельности современного педагога.
Литература:
1. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. — Москва: ACADEMIA, 2002 г.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — Москва: Просвещение, 2003 г.
3. Зонтова О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. –– СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007 г.