Интегрированные занятия как эффективная форма работы с детьми с нарушением зрения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Интегрированные занятия как эффективная форма работы с детьми с нарушением зрения / О. Н. Кутрань, Е. В. Ашпина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12322/ (дата обращения: 15.11.2024).



Специфика нашего дошкольного учреждения побуждает воспитателей и узких специалистов искать и находить эффективные формы работы с детьми с нарушением зрения. В течение дневного пребывания в детском саду ребенок успевает получить офтальмологическое аппаратное лечение, посетить коррекционные занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда, педагога-психолога, а также занятия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и, конечно же, воспитателя. Все это ведет к большой загруженности наших детей в течение дня.

Интегрированные занятия — хороший выход из такого положения. Они позволяют объединять в рамках одного коррекционного занятия различные виды детской деятельности, а также коррекционные направления двух и более педагогов. К тому же взрослые имеют возможность приобрести опыт взаимодействия друг с другом, осуществить всесторонний подход к теме занятия, проявить свой творческий потенциал и поработать в новых условиях, что позволяет повысить профессиональную компетентность каждого из них. Но, главное, таким образом, мы разгружаем детей в течении дня и соблюдаем режим зрительной нагрузки, что крайне важно для детей с нарушением зрения. Тем более, что при проведении интегрированных занятий в обязательном порядке проводятся зрительные и двигательные гимнастики, осуществляется смена динамических поз, а также соблюдаются все офтальмо-гигиенические условия, как и во всех других видах деятельности.

Такие занятия получаются интересными для детей и педагогов, насыщенными по содержанию и разнообразными по видам деятельности.

Представляем Вашему вниманию конспект тематического интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Мы — будущие солдаты».

Программное содержание:

Коррекционные задачи:

‒ закреплять умение детей ориентироваться на плоскости стола, располагая фигурки по заданию с условными обозначениями;

‒ развивать глазодвигательные и прослеживающие функции, снимая зрительное напряжение с глаз;

‒ упражнять детей в умении находить точку пересечения горизонтальные и вертикальных линий, определяя местоположение объекта.

Образовательные задачи:

‒ продолжать учить детей вести счет в уме, отнимая или прибавляя заданное число от (к) первоначального (ому);

‒ закреплять умение определять время на часах, а также ставить ровный час по письменному заданию.

Воспитательные задачи:

‒ прививать детям любовь и патриотические чувства к родине, к российской армии;

‒ воспитывать целеустремленность, умение достигать успеха в коллективе, желание помочь ближнему.

Материалы и оборудование: 2 взрослые военные фуражки, наборы геометрических фигур и задания с условными обозначениями на каждого ребенка, кубики-«гранаты», демонстрационные карточки с цифрами до 9, бумажные пакеты с написанным внутри заданием — ровный час (3ч., 8ч., 11ч. и т. д.) для каждого ребенка, стенд-пособие с ячейками 4х4, детски часы со стрелочками, маршевая музыка, эмблемы на каждого ребенка с изображением военных профессий (танкист, радист, летчик и т. д.)

Ход занятия:

Организационный и мотивационный момент:

Воспитатель: — Ребята, скоро все люди нашей страны будут отмечать очень важный праздник. Как называется этот праздник (День защитника Отечества)? Кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей) А могут быть защитниками Отечества женщины? Почему? (ответы детей) Какие мужские и женские военные профессии вы знаете? А какими качествами должны обладать защитники Отечества? (ответы детей) Правильно. Давайте мы сегодня проверим сможете ли вы быть защитниками Отечества и обладать такими же качествами, знаниями и умениями. Мы станем вашими генералами (совместно с тифлопедагогом) (надевают военные фуражки).

Первое задание «Парад фигур» (проводит тифлопедагог)

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2890.JPG

Дети садятся за столы, перед ними на подносах лежат разные фигуры (овалы, трапеции, ромбы, треугольники, многоугольники и т. д.). Для каждого ребенка выдается карточка-задание с условными обозначениями, по которой ребенок определяет в каком направлении необходимо выложить фигуры на плоскости стола, а также каких фигур и сколько.

Зрительная гимнастика:

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2893.JPG

  1. «Бабочки» — моргание в течение 10с., затем глаза закрыть руками, не касаясь век и не пропуская вовнутрь свет;
  2. «Нарисуй первую букву своего имени» — «рисование» глазными яблоками в воздухе букву;
  3. «Воротики» — широко отрыть глаза, поднимая брови вверх, затем крепко зажмурить на несколько секунд;
  4. «Приветствие» — закрывать попеременно то правый, то левый глаз, таким образом подмигивая.

Второе задание «Возьми нужное количество «гранат» (проводит воспитатель)

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2901.JPG

Перед детьми карточки с цифрами до 9 и кубики-«гранаты». Каждому из детей предлагается определенная цифра и дается задание — взять себе «гранаты» на 1, 2, 3, 4 и т. д. больше или меньше той цифры, которая была изначально.

Третье задание «Секретный пакет» (проводит тифлопедагог)

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2905.JPG

Дети сидят полукругом перед доской с 12-ю окошками (по 4 по горизонтали и 4 по вертикали). Каждому из детей необходимо взять свой пакет-донесение по заданию (например, в первом ряду на третьей полочке или в четвертом ряду на второй полочке и т. д.)

Четвертое задание «Определи время» (проводится воспитателем)

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2911.JPG

Дети разворачивают свои пакеты-донесения, в которых указано время (ровный час, например, 12.00 или 5.00), в которое они должны явиться на доклад к генералу. Каждому ребенку выдаются индивидуальные часы, на которых они выставляют свое время.

Физминутка «Сильные и умелые»

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2917.JPG

Дети под маршевую музыку двигаются по кругу друг за другом. Генералы (воспитатель и тифлопедагог) предлагают детям выполнить упражнения, чтобы проверить физическую подготовку будущих солдат.

‒ отжимания от пола (до 5–7 раз);

‒ приседания (до 10 раз);

‒ сцепление рук в замок за спиной;

‒ дотянуться пальцами до пола, не сгибая колени.

Итог занятия

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2931.JPG

Детям предлагаются на выбор эмблемы изнаночной стороной вниз, на которых изображены военные профессии. Таким образом, дети узнают, в каких войсках «будут служить». Эмблемы прикрепляются им на одежду.

Литература:

  1. Мухаев М. П. Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушением зрения. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010;
  2. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008;
  3. Новикова В. П. Математика в детском саду. 6–7 лет. Сценарии занятий. Мозаика-Синтез. Москва, 2016;
  4. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Москва, 1998;
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И. — М: Просвещение, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, защитник Отечества, ответ детей, вид деятельности, воспитатель, задание, нарушение зрения, плоскость стола, ровный час, течение дня.

Похожие статьи

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста

Проектная деятельность как эффективная форма работы с родителями

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Похожие статьи

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста

Проектная деятельность как эффективная форма работы с родителями

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями