Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта
Авторы: Ельцова Ирина Александровна, Иванова Ирина Николаевна, Лукьянова Марина Витальевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 1306 раз
Библиографическое описание:
Ельцова, И. А. Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта / И. А. Ельцова, И. Н. Иванова, М. В. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 97-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12338/ (дата обращения: 19.12.2024).
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы развития и социализации детей с умственной отсталостью является использование в образовательном процессе форм, методов и технологий работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям [4].
Одной из форм коррекционно-развивающего обучения в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» являются занятия с учителем-дефектологом, на которых систематически осуществляется развитие мотивационно-потребностной сферы, познавательных процессов у детей, а также формирование социально-значимых навыков, умений, представлений (коммуникация и речь, предметно-практическая деятельность и игра, самообслуживание, универсальные учебные действия) и представлений об окружающем мире, математических представлений [1].
Современная коррекционная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей со сложной структурой дефекта [2]. Поэтому в своей практической деятельности учителя-дефектологи используют как традиционные технологии, так и инновационные (нетрадиционные).
У воспитанников со сложной структурой дефекта страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, поведение, физическое развитие. У большинства детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеются и другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.) [2]. Поэтому, для более успешной адаптации и социализации детей рассматриваемой категории необходимо использовать новые подходы, методы и приёмы. Активное использование инновационных технологий позволяет добиваться более эффективного формирования жизненных и академических компетенций детей со сложной структурой дефекта.
В нашем учреждении существует такая форма взаимодействия специалистов, как «творческая группа». Данная форма позволяет решать текущие актуальные задачи развития, обучения, воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта; действовать в общем информационном поле; транслировать опыт и находить ответы на вопросы, связанные с современным этапом развития системы образования и социализации.
В процессе поиска новых технологий в работе с детьми со сложной структурой дефекта были разработаны следующие многофункциональные пособия: «Волшебное дерево», «Веселое путешествие», «Мишка», «Цветик-семицветик». Они вариативны, внешне привлекательны для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, способствуют формированию жизненных и академических компетенций детей.
Развивающие пособия — это результат практической работы учителей-дефектологов и педагога дополнительного образования, осуществляющего кружковую работу по швейному делу. Все пособия прошли апробацию в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» при проведении индивидуальных коррекционных занятий с детьми со сложной структурой дефекта. Пособия так же успешно применяются учителями-дефектологами и воспитателями образовательных учреждений при обучении детей с умственной отсталостью. Развивающие пособия могут использовать родители или лица, их заменяющие, в домашних условиях, организуя игровую деятельность детей.
Использование развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта позволяет учителю-дефектологу проводить интересные занятия, наполненные эмоциональным и творческим содержанием [3, 5].
Остановимся на описании пособия «Волшебное дерево». Пособие используется учителем-дефектологом на занятиях по сенсорному развитию, по формированию предметно-практических действий воспитанников со сложной структурой дефекта, по развитию их коммуникативных умений. Игры и упражнения с «Волшебным деревом» варьируются в зависимости от занятия, от его темы, поставленных целей. Часто пособие используются во время проведения утреннего круга. Использование пособия в коррекционно-развивающей работе позволяет решить следующие задачи:
– развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;
– развитие пространственной ориентировки;
– развитие зрительного внимания и памяти;
– закрепление навыков счета;
– формирование представлений о величине предметов;
– развитие цветовосприятия;
– обогащение пассивного и активного словаря;
– совершенствование грамматического строя речи;
– формирование коммуникативных способностей.
Оборудование представлено контурным изображением дерева, листочками разного цвета (зеленого, оранжевого, желтого, красного цвета), яблоками зеленого и красного цвета, снежинками разного размера, комочками ваты, зеленой травой, цветочками розового и белого цвета. Все элементы выполнены из фетра, соответствующего цвета и имеют липучки для прикрепления к основе. Контур дерева прикрепляется на ковролиновую доску размером 50х90 см. Во время проведения утреннего круга или вводной части коррекционного занятия учитель-дефектолог обращает внимание ребенка (детей) на календарное время года, выделяются признаки данного времени года, называются изменения в живой и неживой природе. Учитель-дефектолог предлагает отобразить сезонные изменения на данном пособии. Например, зимой на дерево прикрепляются снежинки, вокруг — кусочки ваты.
Остановимся на описании некоторых игр и упражнений с «Волшебным деревом».
– «Осеннее дерево»
Учитель-дефектолог спрашивает у ребенка, как выглядят деревья осенью и предлагает украсить «Волшебное дерево». Ребенок должен выбрать осенние листья и прикрепить их на контур дерева. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитель-дефектолог может предложить посчитать листья, расположить их вверху-внизу, слева-справа. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются «рука в руке» с учителем-дефектологом. Он помогает ребенку физически осуществить действие, направляет и координирует его, комментирует действия словами.
– «Зимнее дерево»
Учитель-дефектолог спрашивает у ребенка, как выглядят деревья зимой и предлагает украсить «Волшебное дерево». Ребенок должен выбрать снежинки и вату. Снежинки он прикрепляет на контур дерева, вату — вокруг. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитель-дефектолог может предложить посчитать снежинки, расположить их вверху-внизу, слева-справа, сравнить снежинки по размеру, орнаменту. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются аналогично рекомендациям, указанным выше.
– «Волшебное дерево весной»
Учитель-дефектолог спрашивает у ребенка, как выглядят деревья весной и предлагает украсить «Волшебное дерево». Ребенок должен выбрать зеленые листочки и прикрепить их на контур дерева. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитель-дефектолог может предложить посчитать листочки, расположить их вверху-внизу, слева-справа. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются аналогично рекомендациям, указанным выше. Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на весеннее цветение деревьев и предлагает украсить «Волшебное дерево» розовыми или белыми цветочками.
– «Волшебное дерево летом»
Учитель-дефектолог спрашивает у ребенка, как выглядят деревья летом и предлагает украсить «Волшебное дерево». Ребенок должен выбрать зеленые листочки и прикрепить их на контур дерева. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитель-дефектолог может предложить посчитать листочки, расположить их вверху-внизу, слева-справа. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются аналогично рекомендациям, указанным выше. Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на появление плодов на деревьях и предлагает украсить «Волшебное дерево» украсить яблоками разного размера и цвета.
– «Подбери слова»
Учитель-дефектолог предлагает подобрать определения, например, к словам-существительным. Например, к слову «яблоко»: «Яблоко какое? Зеленое, красное, сладкое, сочное, круглое» и т. д.
– «Потрогай и сравни листья»
Учитель-дефектолог предлагает сравнить листья по цвету. После сравнения ребенок делает вывод о том, какой листочек бывает в какое время года. Если у ребенка отсутствует активная речь, то он выполняет сортировку листьев по цвету.
– «Назови часть целого»
Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на контур «Волшебного дерева» и предлагает назвать /показать части дерева.
Пособие «Волшебное дерево» используется для развития связной речи говорящих детей. Например, при составлении описательного рассказа. Рассмотрим алгоритм выполнения этого задания. Учитель-дефектолог рассказывает о погодных изменениях конкретного времени года. Ребенок в ходе рассказа прикрепляет на ковролиновую доску детали, обозначающие явления в природе. После этого, пытается самостоятельно рассказать об изменениях в живой и неживой природе актуального времени года.
Развивающие пособия «Мишка», «Цветик — семицветик» — это вырезанные из цветного фетра силуэты медвежонка и цветка, в местах прикрепления деталей пришиты пуговицы. На съемных деталях сделаны петли в соответствии с размерами пуговиц.
На силуэт медведя можно пристегивать лапы, уши. На силуэт цветка можно пристегнуть разноцветные лепестки.
Эти игры помогут научить ребенка расстегивать и застегивать пуговицы на одежде. Ребенок запомнит алгоритм выполнения действия, научится контролировать и координировать свои движения, станет более самостоятельным при одевании и раздевании. Основные цели пособий «Мишка», «Цветик — семицветик»: развитие соотносящих действий рук, развития тонкой моторики пальцев рук, формирования навыков действий по расстегиванию и застегиванию пуговиц. Ребенку можно предложить снять детали, затем учитель-дефектолог снова собирает «Мишку», «Цветик-семицветик» целыми. Игру можно повторить несколько раз. Можно спрятать лапы мишки /лепестки цветка в разных местах кабинета и предложить ребенку их отыскать. В дальнейшем учим пристегивать детали — лапы /лепестки к основе игрушек.
Следующее пособие «Веселое путешествие» может использоваться как на коррекционных занятиях, так и в диагностической работе с воспитанниками со сложной структурой дефекта.
Основными задачами пособия являются:
– формирование сенсорно-перцептивной способности воспитанников со сложной структурой дефекта;
– развитие внимания, памяти;
– развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия;
– — формирование представлений о форме, величине, цвете предметов;
– развитие пространственной ориентировке;
– развитие мелкой моторики пальцев рук;
– формирование коммуникативных умений и навыков.
Развивающее пособие «Веселое путешествие» изготовлено из различных тканей: хлопок, флис, синтепон. Размер панно:108 x 96 см. На панно закреплены разноцветные фигуры на пуговицах, липучках: цифры, цветы, фрукты, ягоды, грибы, животные, рыбы, деревья, солнце, облака, радуга. Перечислим некоторые варианты игр с развивающим пособием «Веселое путешествие».
– «Рассматриваем и наблюдаем»
Учитель-дефектолог при рассматривании панно показывает воспитаннику, что шуршит, что звенит, что открывается, отстегивается, расшнуровывается. При этом он можно рассказывать веселые стишки, потешки, петь песенки. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок учился осваивать все манипуляции самостоятельно. Чтобы мотивировать ребенка поскорее научиться справляться с разнообразными застежками, вызвать интерес к действиям расстегивания, можно под застежками спрятать какой-нибудь предмет. На первых порах можно предложить собирать и складывать детали панно. Например, цветочки в букет, грибы — в корзинку.
– «Рассматриваем и наблюдаем»
Учитель-дефектолог предлагает посчитать сколько круглых предметов, сколько вагонов в поезде, сколько рыбок плавает в озере и т. п. Пособие помогает закреплять порядковый счет в пределах десяти пособия можно составлять задачи с опорой с на наглядный материал.
– «Играем в ролевые игры»
Учитель-дефектолог сочиняет сказки, истории с персонажами пособия и предлагает ребенку поучаствовать в их обыгрывании.
– «Собери в корзинку»
Учитель-дефектолог предлагает ребенку собрать» в корзинку грибы, ягоды и др. и сосчитает их.
– «Сосчитай цветы»
Ребенку предлагается сосчитать все цветы на поляне. Сосчитать только желтые, красные, белые и т. д. цветы.
– «Найди такого же цвета»
Учитель-дефектолог показывает карточку определенного цвета и просит найти все объекты такого же цвета.
– «Один — много»
Ребенок находит предметы, которых много, и те которые находятся в единственном числе.
– «Найди по форме»
Учитель-дефектолог показывает карточку с изображением геометрической фигуры и просит найти на пособии предметы такой же формы.
– «Чего не стало?»
Учитель-дефектолог просит запомнить все, что прикреплено к панно, а затем убирает один из объектов, и просит ребенка сказать какой.
– «Прикрепи куда скажу».
Учитель-дефектолог предлагает словесную инструкцию, следуя которой воспитанник прикрепляет предмет, ориентируясь на пространственные взаимоотношения.
– «Кто как передвигается?»
Из изображений, прикрепленных к панно, воспитанник должен найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
– «Кто где живет?»
Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к панно. Например: медведь — в норе, заяц — в норе и т. д.
– «Кто (что) здесь лишнее?»
Среди растений, животных, птиц выбрать на панно лишнее.
– «Найди того, о ком расскажу»
Учитель-дефектолог рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, кого боится, а воспитанники угадывает животное.
– «Кто зимует с нами?»
Ребенку предлагается показать животных, которые зимуют в наших краях.
Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционная работа с использованием развивающих пособий на занятиях учителя-дефектолога позволяет сформировать у воспитанников со сложной структурой дефекта академические и жизненные компетенции, предусмотренные специальной индивидуальной программой развития.
Литература:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И. М. Багажноковой. — М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007.- Коррекционная педагогика.
- Программа обучения учащихся с тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 296 с.
- Система М. Монтессори: Теория и практика: учебное пособие для студ.учрежденийвысш.образования / М. Г. Сорокова.-6-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-384 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.
- Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина.-М.:Теревинф,2006.-40с.- (Лечебно-педагогические программы).