Особенности полоролевого развития детей 5-го года жизни в ДОО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 06.05.2017

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Демченко, Е. В. Особенности полоролевого развития детей 5-го года жизни в ДОО / Е. В. Демченко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12342/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрываются особенности полоролевого развития детей 5-го года жизни с позиции разных авторов.

Ключевые слова: пол, полоролевое воспитание, гендерное воспитание, полоролевое развитие

В настоящее время возникают серьезные проблемы по вопросам полоролевого воспитания. В первую очередь это связано с программно-методическим обеспечением дошкольных образовательных учреждений России. В программах и методических руководствах практически не учитываются гендерные особенности детей дошкольного возраста. В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей вообще, а не мальчиков и девочек того или иного возраста.

Возраст 4–5 лет является переходным между средним и старшим дошкольным периодом развития и характеризуется как начало периода интенсивной социализации ребёнка.

У ребёнка формируется система представлений о половой идентичности.

Татаринцева Е.Н в своих исследованиях утверждает, что уже в пять-шесть лет половая идентификация с родителями своего пола обретает характер ролевой идентификации (А. И. Захаров). Мотивационный механизм ролевой идентификации с родителями того же пола заключается в потребности исполнения полотипизированной роли в общении со сверстниками, то есть в стремлении соответствовать образцам адекватному полу поведения с тем, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя компетентным и уверенным в их среде. [8]

По мнению Т. А. Репиной анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга.

Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем, развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям.

У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам.

В своих исследованиях Т. П. Хризман показала, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям. [9]

По данным Т. М. Титаренко мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии, гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки начинают раньше читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное мышление, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, машины, поезда, теплоходы. Они любят разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. [6]

К 5–6 годам дети понимают: пол — это то, что навсегда дано им природой: мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, дядей, папой, а девочка — женщиной, тетей, мамой.

Мальчики и девочки основными признаками пола считают одежду, волосы, голос, лицо. Но, объясняя, чем они отличаются от девочек, мальчики упоминают различия между ними по силе и особенностям игры.

Исследователи Алешина Ю. Е. и Волович А. С. определяют социальные признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины.

Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения.

Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная личность. [2]

Исследователи, как Д. Н. Исаев, В. Б. Каган, И. С. Кон и др., указывают на то, что в дошкольном возрасте формируется первичная полоролевая идентичность, а к 5-ти годам половая идентичность уже в довольно большой мере сформирована.

В. Б. Каган подчеркивает, что исправлять ошибки полоролевого воспитания в более позднем возрасте очень трудно.

Дети 5-го года жизни способны безошибочно определять пол, точно описывать отличительные признаки мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики — штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы» [4]

Т. И. Бабаева, полагает, что смешанный детский коллектив, в котором не противопоставляется мужское и женское начало, а демонстрируются возможности их взаимодополнения, имеет все возможности для формирования и закрепления мужественности и женственности.

Так А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский, основываясь на собственном педагогическом опыте работы с детьми, подчеркивали, что в группе, где мальчики мужественные, у девочек легко воспитать женственность. И наоборот, женственность девочек создает лучшие условия для воспитания мужественности у мальчиков. Поэтому так важно, чтобы в детском обществе представителей разного пола объединяли общие интересы, чувства и дела.

Т. В. Бендас полагает что к 5–6 годам ребенок понимает, что пол — это навсегда и мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, дядей, папой, а девочка — женщиной, тетей, мамой. При этом, правда, в восприятии ребенка дистанция между ним и взрослыми людьми его пола значительно больше, чем между ним и сверстниками другого пола. Все исследователи подчеркивают, что изменение полоролевого поведения после 5–6 лет трудно и едва ли полностью возможно.

Э.Маккоби считает, что в возрасте 5 лет интерес к куклам меняет свой характер.

Если до 5 лет девочка разыгрывает семейную роль, то после 5, играя с куклой Барби, она готовится к роли очаровательной молодой женщины, которая красиво одета, причесана и накрашена.

Таким образом, коммерческий мир готовит девочку в потребители своей продукции. Девочки любят балетные платья, но многие девочки предпочитают и мужскую одежду. [3]

В. Е. Каган считает, что если в 3–5 лет разница эмоционального восприятия пола и себя могла бы звучать как «Девочки хорошие, и я хорошая. Мальчики то ли хорошие, то ли плохие. Я то ли хорош, то ли плох», то в 5–7 лет формула меняется: «Девочки хорошие, и я хорошая. Мальчики плохие, и я плохой». Заметим, что познавательная и эмоциональная стороны восприятия пола как бы уравновешивают друг друга.

В системе же не часть определяет целое, а, наоборот, целое определяет части.

Поэтому-то до 5–6 лет, пока не сформирована система половой идентичности, ее формированием легче управлять в ходе воспитания, определяющего полоролевое самоотнесение ребенком себя с другими людьми, полоролевую типизацию поведения и его переживание.

Но после 5–6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны системы половой идентичности уже гораздо менее эффективны. Вот почему так трудно бывает после этого возраста исправлять многие погрешности полоролевого воспитания на предшествующих этапах развития.

Н. А. Шинкарева, О. В. Пекина, изучая полоролевые представления детей дошкольного возраста утверждают, что к 5–6 годам формируется уже устойчивое понимание необратимости своей половой принадлежности, и формируется полоролевая идентичность.

На основе представлений о себе, как о представителе определенного пола, по мнению В. Е. Кагана, формируется адаптационный образ «Я». [5]

Мартин и Литтл, R. Slady, D. Ruble (1987) изучая гендерную идентичность детей дошкольного возраста отмечают, что в возрасте 3,5 лет дети не понимают постоянства гендера и практически ничего не знают о занятиях, характерных для их гендера. В возрасте 4 лет, дети начинают понимать, что тендер не изменяется: мальчики станут мужчинами, а девочки — женщинами. Тем не менее дети на этой стадии считают, что девочка, которая носит мальчишескую стрижку, может стать мальчиком, а мальчик, играющий в куклы, — девочкой. [1]

Данные ученых В. А. Геодакян, И. С. Кона, В. Е. Кагана, Ю. А. Гуркина, В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман о наличии особенностей и различий между мальчиками и девочками позволили выявить и систематизировать проявления мальчиков и девочек в образовательном учреждении.

Авторы, в частности, доказывают, что у мальчиков и девочек дошкольного возраста разная стратегия мозга, их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.

Шинкарёва Н. А. разграничивает качества на три группы: качества человека, качества мужественности, качества женственности. К человеческим качествам важным для мужчины и женщины, автор относит: трудолюбие, лень, силу, слабость, смелость, трусость, правдивость, лживость, бескорыстие, корысть, терпимость, скромность, гордость, выдержка, настойчивость, решительность, настойчивость. У мальчиков и девочек, начиная с дошкольного возраста необходимо воспитывать общие качества: умение делать выбор, нести ответсвенность, уважение к себе и другим, уважение к старшим, опрятность, толерантность. К мужским качествам: энергичность, уверенность, стремление к соперничеству, агрессивность, смелость, щедрость, доминантность уверенность в своих силах, твердость, решительность и др. У мальчиков начиная с раннего дошкольного возраста необходимо воспитывать: активность, самостоятельность, инициативность, смелость, решительность, склонность к исследовательской деятельности. К женским качествам: заботливость, эмоциональность, нежность, уступчивость, отзывчивость, пассивность, терпеливость, ласковость и др. У девочек, начиная с раннего и дошкольного возраста необходимо воспитывать: сострадательность, заботливость, нежность, мягкость, любовь к детям, ласковость, кротость, эмоциональность и др. [10]

Дети-дошкольники очень рано и достаточно точно дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, героизма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек-роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца, т. е. профессии, по которым преимущественно работают их матери. [7]

Многие авторы утверждают, что девочки по сравнению с мальчиками более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более эмоциональны, легче фрустрируемы, менее активны и поэтому не стремятся к лидерству. (Е. Беллер, В. Хартуп, Е. Кох, Б. Фагот)

Такие исследователи как К. Гарей и М. Шейнфельд пишут, что с детства мальчики больше интересуются предметами и манипулированию с ними, в то время как девочки проявляют больший интерес к людям и большую способность к установлению межличностных отношений.

Таким образом, изучив работы В. Е. Кагана, И. С. Кона, Т. А. Репиной, Т. В. Бендас, Т. П. Хризман и т. д. мы пришли к выводу, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования полоролевой идентичности. В этом возрасте дети начинают сопоставлять себя с родственниками соответствующего пола, они уже усваивают нормы поведения, которые характерны исключительно для их пола. В своих исследованиях ученые утверждают, что мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. К 5–6 годам дети понимают, что пол — это то, что навсегда дано им природой: мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, а девочка — женщиной.

Литература:

  1. Rable L. Sex-role development // M. Bornstein, M. E. Lamb (eds). Developmental psychology: An advanced textbook. Hillsdale, N-Y., Erlbaum, 1988 — P. 10–17.
  2. Алёшина, Ю. А. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю. А. Алёшина, А. С. Волович // Вопросы психологии -1991- № 4 — С.74–82
  3. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т. В. Бендас. — СПб.: Питер, 2006–431 с.
  4. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет [Текст] / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69
  5. Пекина, О. В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте [Текст] / О. В. Пекина // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 1270–1272
  6. Психология личности [Текст]: словарь-справочник / Под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. — К.: Рута, 2001. — 319 с.
  7. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Издательство Московского психолого–социального института. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. — 152 с.
  8. Татаринцева, Н. Е Динамика полоролевого развития дошкольников [Текст] / Н. Е. Татаринцева // Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. — 2011г. — С. 10–11
  9. Хризман, Т. П. Развитие функций мозга ребенка [Текст] / Т. П Хризман. — Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1978. — 128 с.
  10. Шинкарева, Н. А. Научно-теоретический подход к проблеме формирования качеств женственности [Текст] / Н. А. Шинкарева // Вектор науки Тольятинского государственного университета, Серия Педагогика и психология. — 2012. — № 4(11) — С. 333–335
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, дошкольный возраст, пол, половая идентичность, ребенок, генетическая основа, интеллектуальное развитие, Каган, ролевая идентификация.

Похожие статьи

Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника в ДОО

В статье представлена модель формирования полоролевой идентичности дошкольников. Для педагогов и родителей.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Гендерная социализация детей в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрыта актуальная для современного общества проблема, связанная с гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Были раскрыты основные условия, необходимые для успешной гендерной социализации ребенка в ДОО...

Особенности развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Определено понятие женственности. А также описаны результаты проведения констатирующего эксперимента.

К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей

В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей

В статье исследуется проблема изучения формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей. Раскрыто понятие полоролевой идентичностии. Представлены результаты констатирующего эксперимента и программа формирования полоролевой идентично...

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей ...

Из опыта работы в образовательных учреждениях гендерного типа

В статье рассматриваются особенности реализации гендерно-ориентированного подхода в рамках обучения в средней школе. Раскрываются принципы планирования уроков в однополых классах на основании опыта работы в образовательных учреждениях с раздельным об...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Приводятся результаты диагностики уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника в ДОО

В статье представлена модель формирования полоролевой идентичности дошкольников. Для педагогов и родителей.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Гендерная социализация детей в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрыта актуальная для современного общества проблема, связанная с гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Были раскрыты основные условия, необходимые для успешной гендерной социализации ребенка в ДОО...

Особенности развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Определено понятие женственности. А также описаны результаты проведения констатирующего эксперимента.

К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей

В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей

В статье исследуется проблема изучения формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей. Раскрыто понятие полоролевой идентичностии. Представлены результаты констатирующего эксперимента и программа формирования полоролевой идентично...

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей ...

Из опыта работы в образовательных учреждениях гендерного типа

В статье рассматриваются особенности реализации гендерно-ориентированного подхода в рамках обучения в средней школе. Раскрываются принципы планирования уроков в однополых классах на основании опыта работы в образовательных учреждениях с раздельным об...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Приводятся результаты диагностики уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста.