Школьное ученическое научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 02.05.2017

Статья просмотрена: 2322 раза

Библиографическое описание:

Рикунова, Н. Е. Школьное ученическое научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников / Н. Е. Рикунова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12354/ (дата обращения: 19.12.2024).



Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, к реализации которого мы приступили в основной школе с 2015 года, поставил перед нами учителями множество задач, требующих переосмысления опыта работы, сложившегося иногда за многие годы педагогической практики.

Вместе с тем, анализируя опыт нашей школы, мы увидели, что традиции работы с учащимися по подготовке учебно-исследовательских работ различного уровня в зависимости от года обучения в школе соответствуют требованиям

Федерального Стандарта в области формирования универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности школьников и подготовки исследовательской работы каждым выпускником 9 класса с её оценкой, которая ставится в аттестат об основном общем образовании.

В нашей школе более 10 лет работает Школьное ученическое научное общество, которое объединяет учащихся и учителей, интересующихся творческой работой, позволяющей и ученику и учителю создавать условия для самореализации в интересующей образовательной области ученику и профессионального роста учителю. Сегодня, когда все изучают и осваивают профессиональный стандарт педагога, мы видим, что наш поиск совместной работы с учащимися, проявляющими особые устремления в учебной деятельности, также соответствует предлагаемому нам профессиональному стандарту.

В практической работе каждого коллектива учителей важно найти единомышленников, прежде чем данную деятельность поддержал весь педагогический, родительский и детский коллективы.

Мы подготовили нормативную базу нашей деятельности: приказы по школе, положение о ШУНО, планы работы творческой группы учителей, планы подготовки учащихся в период их работы над исследованием.

Продумали организацию работы по охвату возможно большего числа, как учителей, так и учащихся.

Презентовали нашу работу на родительских собраниях.

Расположили на школьном сайте специальную страницуhttp://school98.spb.ru/index.htm, где разместили материалы Школьного Ученического Научного Общества.

Наша система работы направлена на:

1) реализацию требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования

2) развитие практических умений учебно-исследовательской деятельности

3) предоставление ученику возможности развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Мы решаем следующие задачи:

1) выявление одаренных детей, развитие их способностей;

2) развитие врожденной потребности любого человека ориентироваться в мире и удовлетворять свое любопытство;

3) формирование учебно-исследовательской культуры учащихся

Для подготовки учащихся к различным видам работ в Школьном Ученическом Обществе, нами разработана и проводится программа занятий, включающая следующие темы:

  1. На общем собрании в начале учебного года рассматриваются основные направления деятельности научного общества. Например, «Учебно-исследовательская работа в 2016–2017 учебном году»:

− знакомство с проектом «Школьное ученическое научное общество» новых членов научного общества,

− определение целей совместной работы учащихся и учителей,

− представление учащимся программы работы по подготовке учебно-исследовательских работ,

− выборы и передача учащимся ряда полномочий по организации и руководству работой Школьного ученического научного общества,

− организационные вопросы.

  1. Рекомендации по организации работы над учебно-исследовательской работой ежегодно корректируются на основе опыта прошедшего учебного года и вывешиваются на школьном сайте для ознакомления не только членов научного общества, но их родителей и возможно новых заинтересованных в данной деятельности учащихся:

− план подготовки учебно-исследовательской работы,

− этапы исследовательской деятельности,

− механизмы процедуры защиты работы, правила публичного выступления, оформление презентации учебно-исследовательской работы учащихся.

− методические рекомендации к построению, композиции работы (стилистика и оформление учебно-исследовательской работы учащихся, особенности языка учебно-исследовательской работы), использование источников информации (библиография: описание, правила составления, список использованных источников), работа с информацией в формате интернета.

− критерии оценки учебно-исследовательских работ учащихся.

Построение системы работы учителей и учащихся в рамках школьного ученического научного общества является тем условием, которое позволяет успешно решать все организационные вопросы.

Мы организовали работу по двум уровням:

− 1 уровень: «Хочу все знать» для учащихся4–6 классов.

− 2 уровень: «Первая ступень к науке» для учащихся7–11 классов.

Учебные предметы объединены в секции, работу возглавляет учитель-предметник: техническое, историческое, естественное, гуманитарное направление, иностранные языки.

Разработаны методические материалы, раскрывающие возможные виды работ с учетом возраста учащихся и овладения ими универсальными учебными действиями:

− В 4–6 классах: сообщение, сообщение с элементами исследования, проект;

− В 7–11 классах: проблемно-реферативная, учебно-исследовательская, проект.

Широкий отклик среди учащихся нашла проектная деятельность в 5–6 классах.

Рассмотрим сложившийся в нашей школе опыт работы.

Проекты по продолжительности — годичные; по количеству участников — индивидуальные и групповые; по форме продукта — буклет, журнал, сборник сочинений, мультимедийный продукт, макет, модель, наглядные пособия, реферат, сказка, справочник, сценарий праздника, учебное пособие.

Проект включает паспорт, в котором отражаются следующие разделы:

  1. Название проекта
  2. Руководитель проекта
  3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
  4. Возраст учащихся, на который рассчитан проект
  5. Состав проектной группы, если проект групповой (Ф.И. учащихся, класс)
  6. Цель проекта
  7. Задачи проекта (2–4 задачи)
  8. Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
  9. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание)
  10. Предполагаемые продукты проекта
  11. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указывается форма, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)
  12. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Оформление проектной папки. Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:

  1. Паспорт проекта
  2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов
  3. Промежуточные отчеты группы
  4. Вся собранная информация по теме проекта
  5. Результаты исследований и анализа
  6. Записи всех идей, гипотез и решений
  7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»
  8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления
  9. Эскизы, чертежи, наброски продукта
  10. Материалы к презентации (сценарий) [2, c. 22]

Таблица 1

Чтобы научить детей писать отчет оработе, мы предлагаем им инструкцию

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема моего проекта…

Я выбрал тему, потому что Цель моей работы…

Продуктом будет…

Продукт поможет достичь цели проекта, так как…

План моей работы (время выполнения и этапы)

Выбор темы и уточнение названия…

Сбор информации (где и как искал информацию) …

Изготовление продукта (что и как делал) …

Написание работы (как это делал) …

Я начал свою работу с того, что…

Потом я приступил к…

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…

Чтобы справиться сними, я

Я отклонился от плана (когда нарушен график) …

План моей работы был нарушен, потому что…

Я принял решение изменить продукт, так как…

Но мне удалось достичь цели проекта, потому что…

Закончив проект, я могу сказать, что не все получилось, например…

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы…

Я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как…

Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …

Не обязательно использовать инструкцию полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

Завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта. Регламент — 7 минут. Автору проекта надо быть готовым отвечать на вопросы.

Таблица 2

Индивидуальная карта оценки учащегося

Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Учитель

Коллеги

Защита

Представление (15 баллов)

Ответы на вопросы (15 баллов)

Процесс работы

Интеллектуальная активность (10 баллов)

Творчество (10 баллов)

Практическая деятельность (10 баллов)

Умение работать в команде (10 баллов)

Итог

Достигнутый результат (15 баллов)

Оформление (15 баллов)

Планомерная работа, организованная в течение 10 лет привела к успешности наших учеников на конференциях вне школы, и опыт наших учителей представлен, как в Санкт-Петербурге на педагогических конференциях и семинарах, так и во всероссийских публикациях.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся — это составная часть их обучения и воспитания. Мы считаем, что очень важно развивать способности детей и обеспечивать реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам условия для самореализации в различных предметных и межпредметных областях, в том числе в учебно-исследовательской деятельности.

Накопленный опыт работы педагогического коллектива способствует

− развитию врожденной потребности любого человека ориентироваться в мире и удовлетворять свое любопытство;

− выявлению интересов и склонностей учащихся;

− формированию исследовательской культуры учащихся;

обучению школьников методам и приемам доступных им научных исследований,

− выработке навыков и умений обращения с приборами, оборудованием,

обучению методике постановки эксперимента, обращения с оборудованием (реального, мысленного);

освоению учащимися умений в работе с научной литературой (отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы);

− приобщению учащихся к видам деятельности, соответствующим их склонностям и профессиональным интересам.

Литература:

  1. Школьный сайтhttp://school98.spb.ru
  2. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе — М.: Вербум — М., 2001. – 48 с.
  3. Школьное ученическое научное обществоhttp://school98.spb.ru/gord.htm
  4. ФГОС основного общего образования http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897.html
  5. Профессиональный стандарт педагога http://school98.spb.ru/images/pedkol/2016/2016_psp_prikaz_pedagog.pdf
  6. Образовательная программа школы http://school98.spb.ru/images/obr/2016–17_kl_5–6.doc
Основные термины (генерируются автоматически): проект, работа, учебно-исследовательская работа, школьное ученическое научное общество, балл, моя работа, научное общество, ПРОЕКТНая ПАПКа, учебно-исследовательская работа учащихся, учитель.

Похожие статьи

Сущность и особенности формирования учебной деятельности в школе. Учебная деятельность подростков

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения

Сущность и формы организации эколого-географического образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Детская общественная организация как одна из форм воспитания в школе

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Похожие статьи

Сущность и особенности формирования учебной деятельности в школе. Учебная деятельность подростков

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения

Сущность и формы организации эколого-географического образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Детская общественная организация как одна из форм воспитания в школе

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов