Школьное ученическое научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников
Автор: Рикунова Наталья Евгеньевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 02.05.2017
Статья просмотрена: 2310 раз
Библиографическое описание:
Рикунова, Н. Е. Школьное ученическое научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников / Н. Е. Рикунова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12354/ (дата обращения: 15.11.2024).
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, к реализации которого мы приступили в основной школе с 2015 года, поставил перед нами учителями множество задач, требующих переосмысления опыта работы, сложившегося иногда за многие годы педагогической практики.
Вместе с тем, анализируя опыт нашей школы, мы увидели, что традиции работы с учащимися по подготовке учебно-исследовательских работ различного уровня в зависимости от года обучения в школе соответствуют требованиям
Федерального Стандарта в области формирования универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности школьников и подготовки исследовательской работы каждым выпускником 9 класса с её оценкой, которая ставится в аттестат об основном общем образовании.
В нашей школе более 10 лет работает Школьное ученическое научное общество, которое объединяет учащихся и учителей, интересующихся творческой работой, позволяющей и ученику и учителю создавать условия для самореализации в интересующей образовательной области ученику и профессионального роста учителю. Сегодня, когда все изучают и осваивают профессиональный стандарт педагога, мы видим, что наш поиск совместной работы с учащимися, проявляющими особые устремления в учебной деятельности, также соответствует предлагаемому нам профессиональному стандарту.
В практической работе каждого коллектива учителей важно найти единомышленников, прежде чем данную деятельность поддержал весь педагогический, родительский и детский коллективы.
Мы подготовили нормативную базу нашей деятельности: приказы по школе, положение о ШУНО, планы работы творческой группы учителей, планы подготовки учащихся в период их работы над исследованием.
Продумали организацию работы по охвату возможно большего числа, как учителей, так и учащихся.
Презентовали нашу работу на родительских собраниях.
Расположили на школьном сайте специальную страницуhttp://school98.spb.ru/index.htm, где разместили материалы Школьного Ученического Научного Общества.
Наша система работы направлена на:
1) реализацию требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования
2) развитие практических умений учебно-исследовательской деятельности
3) предоставление ученику возможности развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Мы решаем следующие задачи:
1) выявление одаренных детей, развитие их способностей;
2) развитие врожденной потребности любого человека ориентироваться в мире и удовлетворять свое любопытство;
3) формирование учебно-исследовательской культуры учащихся
Для подготовки учащихся к различным видам работ в Школьном Ученическом Обществе, нами разработана и проводится программа занятий, включающая следующие темы:
- На общем собрании в начале учебного года рассматриваются основные направления деятельности научного общества. Например, «Учебно-исследовательская работа в 2016–2017 учебном году»:
− знакомство с проектом «Школьное ученическое научное общество» новых членов научного общества,
− определение целей совместной работы учащихся и учителей,
− представление учащимся программы работы по подготовке учебно-исследовательских работ,
− выборы и передача учащимся ряда полномочий по организации и руководству работой Школьного ученического научного общества,
− организационные вопросы.
- Рекомендации по организации работы над учебно-исследовательской работой ежегодно корректируются на основе опыта прошедшего учебного года и вывешиваются на школьном сайте для ознакомления не только членов научного общества, но их родителей и возможно новых заинтересованных в данной деятельности учащихся:
− план подготовки учебно-исследовательской работы,
− этапы исследовательской деятельности,
− механизмы процедуры защиты работы, правила публичного выступления, оформление презентации учебно-исследовательской работы учащихся.
− методические рекомендации к построению, композиции работы (стилистика и оформление учебно-исследовательской работы учащихся, особенности языка учебно-исследовательской работы), использование источников информации (библиография: описание, правила составления, список использованных источников), работа с информацией в формате интернета.
− критерии оценки учебно-исследовательских работ учащихся.
Построение системы работы учителей и учащихся в рамках школьного ученического научного общества является тем условием, которое позволяет успешно решать все организационные вопросы.
Мы организовали работу по двум уровням:
− 1 уровень: «Хочу все знать» для учащихся4–6 классов.
− 2 уровень: «Первая ступень к науке» для учащихся7–11 классов.
Учебные предметы объединены в секции, работу возглавляет учитель-предметник: техническое, историческое, естественное, гуманитарное направление, иностранные языки.
Разработаны методические материалы, раскрывающие возможные виды работ с учетом возраста учащихся и овладения ими универсальными учебными действиями:
− В 4–6 классах: сообщение, сообщение с элементами исследования, проект;
− В 7–11 классах: проблемно-реферативная, учебно-исследовательская, проект.
Широкий отклик среди учащихся нашла проектная деятельность в 5–6 классах.
Рассмотрим сложившийся в нашей школе опыт работы.
Проекты по продолжительности — годичные; по количеству участников — индивидуальные и групповые; по форме продукта — буклет, журнал, сборник сочинений, мультимедийный продукт, макет, модель, наглядные пособия, реферат, сказка, справочник, сценарий праздника, учебное пособие.
Проект включает паспорт, в котором отражаются следующие разделы:
- Название проекта
- Руководитель проекта
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект
- Состав проектной группы, если проект групповой (Ф.И. учащихся, класс)
- Цель проекта
- Задачи проекта (2–4 задачи)
- Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание)
- Предполагаемые продукты проекта
- Этапы работы над проектом (для каждого этапа указывается форма, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Оформление проектной папки. Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:
- Паспорт проекта
- Планы выполнения проекта и отдельных его этапов
- Промежуточные отчеты группы
- Вся собранная информация по теме проекта
- Результаты исследований и анализа
- Записи всех идей, гипотез и решений
- Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»
- Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления
- Эскизы, чертежи, наброски продукта
- Материалы к презентации (сценарий) [2, c. 22]
Таблица 1
Чтобы научить детей писать отчет оработе, мы предлагаем им инструкцию
ВВЕДЕНИЕ |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Тема моего проекта… Я выбрал тему, потому что Цель моей работы… Продуктом будет… Продукт поможет достичь цели проекта, так как… План моей работы (время выполнения и этапы) Выбор темы и уточнение названия… Сбор информации (где и как искал информацию) … Изготовление продукта (что и как делал) … Написание работы (как это делал) … |
Я начал свою работу с того, что… Потом я приступил к… Я завершил работу тем, что В ходе работы я столкнулся с такими проблемами… Чтобы справиться сними, я Я отклонился от плана (когда нарушен график) … План моей работы был нарушен, потому что… Я принял решение изменить продукт, так как… Но мне удалось достичь цели проекта, потому что… |
Закончив проект, я могу сказать, что не все получилось, например… Это произошло, потому что Если бы я начал работу заново, я бы… Я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как… Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой работал) … |
Не обязательно использовать инструкцию полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.
Завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта. Регламент — 7 минут. Автору проекта надо быть готовым отвечать на вопросы.
Таблица 2
Индивидуальная карта оценки учащегося
Этапы |
Критерии оценки |
Самооценка |
Учитель |
Коллеги |
Защита |
Представление (15 баллов) |
|||
Ответы на вопросы (15 баллов) |
||||
Процесс работы |
Интеллектуальная активность (10 баллов) |
|||
Творчество (10 баллов) |
||||
Практическая деятельность (10 баллов) |
||||
Умение работать в команде (10 баллов) |
||||
Итог |
Достигнутый результат (15 баллов) |
|||
Оформление (15 баллов) |
Планомерная работа, организованная в течение 10 лет привела к успешности наших учеников на конференциях вне школы, и опыт наших учителей представлен, как в Санкт-Петербурге на педагогических конференциях и семинарах, так и во всероссийских публикациях.
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся — это составная часть их обучения и воспитания. Мы считаем, что очень важно развивать способности детей и обеспечивать реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам условия для самореализации в различных предметных и межпредметных областях, в том числе в учебно-исследовательской деятельности.
Накопленный опыт работы педагогического коллектива способствует
− развитию врожденной потребности любого человека ориентироваться в мире и удовлетворять свое любопытство;
− выявлению интересов и склонностей учащихся;
− формированию исследовательской культуры учащихся;
− обучению школьников методам и приемам доступных им научных исследований,
− выработке навыков и умений обращения с приборами, оборудованием,
− обучению методике постановки эксперимента, обращения с оборудованием (реального, мысленного);
− освоению учащимися умений в работе с научной литературой (отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы);
− приобщению учащихся к видам деятельности, соответствующим их склонностям и профессиональным интересам.
Литература:
- Школьный сайтhttp://school98.spb.ru
- Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе — М.: Вербум — М., 2001. – 48 с.
- Школьное ученическое научное обществоhttp://school98.spb.ru/gord.htm
- ФГОС основного общего образования http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897.html
- Профессиональный стандарт педагога http://school98.spb.ru/images/pedkol/2016/2016_psp_prikaz_pedagog.pdf
- Образовательная программа школы http://school98.spb.ru/images/obr/2016–17_kl_5–6.doc