Взаимосвязь общественного и семейного воспитания
Авторы: Чибисова Наталья Александровна, Дорохова Светлана Константиновна, Серова Оксана Владимировна, Толкачева Татьяна Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 02.05.2017
Статья просмотрена: 4259 раз
Библиографическое описание:
Чибисова, Н. А. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания / Н. А. Чибисова, С. К. Дорохова, О. В. Серова, Т. А. Толкачева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12356/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправными партнёрами по воспитанию детей. Главная цель педагогов дошкольного учреждения в системе взаимодействия — профессионально помочь семье в воспитании детей. Основные направления работы с родителями.
Ключевые слова: семья, сотрудничество, взаимодействие, направление, досуг, традиция
InthearticletheformsofworkareexaminedwithparentsinmodernDOW,allowingeffectivelytobuildworkonthebasisofcollaboration.AproblemofcooperationofDOWandfamilyisactual,becausefamilyandpreschoolestablishmentarecompetentpartnersoneducationofchildren.Aprimaryobjectiveofteachersofpreschoolestablishmentisinthesystemofcooperationprofessionallytohelpfamilyineducationof children.Basicworkassignmentswithparents.
Keywords: family,collaboration,cooperation, direction,leisure,tradition
Современным родителям нелегко дается воспитание детей. По мнению психологов, в нашей стране люди десятилетиями добивались карьерного роста, возложив воспитание детей на бабушек, воспитателей, учителей. И как следствие, у них сложились тяжелые отношения с детьми. Исследования показали, что нарушение контактов ребенка с родителями негативно отражается на эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. С другой стороны не каждая семья способна удовлетворить образовательные потребности ребенка. Однако следует учитывать, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Здесь важно взаимопроникновение двух социальных институтов. Ведь у семьи и детского сада свои функции и методы воспитания и заменить друг друга они не могут, поэтому в интересах ребенка им необходимо научиться взаимодействовать.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания».
Основные цели и задачи в этом направлении работы ДОУ заключаются в следующем:
– создана, единая программа для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач;
– создана система в работе по воспитанию детей в семье, структурирована работа воспитателей с родителями;
– взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
– выявляется характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
– определение влияния родителей на развитие ребенка и на этой основе
– целенаправленное воздействие на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
– построение работы ДОУ с учетом пожеланий родителей, их предложений;
– ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе;
– обеспечение двойной защиты детей, создание эмоционального комфорта;
– привлечение педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей.
В настоящее время активно приветствуется принцип открытости детского сада для родителей, который в свою очередь предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
«Открытость детского сада внутрь и наружу», то есть вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения и сотрудничество ДОУ с социальными институтами, также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения. К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.
Итак, опираясь на термины «взаимодействие» и «сотрудничество», можно определить направление работы ДОУ и педагога.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между семьей и ДОУ, являются следующие: изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений; ориентация педагога на работу с детьми и родителями; открытость детского сада семье.
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников
Традиционные — устойчивые формы работы детского сада с семьей, проверенные временем и подразделяющиеся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции и др. Повестка дня родительских собраний может быть разнообразной, но лучше прислушиваться к пожеланиям родителей. На собрания иногда подключаются специалисты детского сада (психолог, медсестра, логопед),, а также специалисты-родители, которые имеют отношение к дошкольному детству (юрист, педиатр, библиотекарь). Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Во время беседы важно завоевать доверие родителей, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.
В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.
Наглядно-информационные методы составляют отдельную группу. Они способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада и оказывают практическую помощь семье. К ним относятся выставки детских работ, фотографии, стенды, ширмы, папки- передвижки, магнитофонные записи бесед с детьми.
Нетрадиционные формы общения направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В работе с родителями я и мои коллеги активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Досуговое направление в работе с родителями оказалось для нас самым полезным, привлекательным, востребованным, хотя и трудоемким в организации. Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В этом направлении мы уже работаем более 7 лет и нами проведена огромная работа с родителями.
Доброй традицией стало ежегодное проведение осенних мероприятий: «Осенние посиделки», «На лесной полянке». Праздник в детском саду — это радость, торжество, которое разделяют и родители, и дети. Взрослые видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними петь и танцевать. Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Мужском турнире». В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин — матерей, которые дарят тепло своих сердец детям. Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов «Елочные зайчики», «Весна пришла!», «Транспорт нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.
Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Посмотрите на меня!», «Зимушка-зима», выставка поделок «Волшебное Лето», «Овощи с грядки» и др. Основная цель таких мероприятий — сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность,
Также мы проводим «День добрых дел». В этот день мы с родителями и детьми ремонтируем игрушки, обогащаем предметно-развивающую среду в группе, изготавливаем пособия для занятий.
На собраниях клуба «Наши очумелые ручки» совместно с родителями проводятся мастер классы. У нас много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать другим, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, а также научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким людям, уважение к труду.
Педагогический капустник — мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить, как веселый концерт.
Итоговый праздник в конце учебного года в группах раннего возраста проводятся с непосредственным участием родителей. Вместе с детьми они поют, танцуют, водят хороводы, читают стихи, играют.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой и лояльной. Теперь они ощущают себя более осведомленными родителями в воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, восхищаются результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.
Литература:
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: «Сфера», 2002.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект, 2009.
- Кыласова Л. Е., Ротарь Н. В., Карцева Т. В., Фролова Н. Г. Родительские собрания. В: «Учитель», 2013. М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: «Аркти», 2005.
Похожие статьи
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Взаимодействие семьи и школы по вопросу правильного питания младшего школьника
Успешное решение проблем образования возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество между семьей и школой становится все более актуальным и востребованным. Афоризм школы гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа ...
Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи
В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...
Создание условий и совершенствования сотрудничества в дошкольной организации по работе с родителями
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узна...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Похожие статьи
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Взаимодействие семьи и школы по вопросу правильного питания младшего школьника
Успешное решение проблем образования возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество между семьей и школой становится все более актуальным и востребованным. Афоризм школы гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа ...
Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи
В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...
Создание условий и совершенствования сотрудничества в дошкольной организации по работе с родителями
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узна...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...