Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
Автор: Бедрина Алина Витальевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 02.05.2017
Статья просмотрена: 965 раз
Библиографическое описание:
Бедрина, А. В. Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста / А. В. Бедрина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12385/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, интерактивные игры, произносительная сторона речи, звукопроизношение, просодическая сторона речи, дошкольники с нарушениями речи
В настоящее время современное общество выдвигает новые требования к дошкольному образованию. Одной из важных задач современной педагогики в виду принятия федеральных образовательных государственных стандартов является поиск наиболее эффективных средств коррекции речи детей дошкольного возраста. Решением данной задачи служит применение информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях.
Исследования, проводимые отечественными и зарубежными педагогами и психологами, подтверждают, что информационно-коммуникативные технологии представляют собой перспективные средства коррекционной работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в том числе нарушения произносительной стороны речи.
Использование интерактивных игр способно повысить мотивацию к обучению, быстрее установить контакт педагога с дошкольником, активизировать непроизвольное внимание, а также значительно повысить качество коррекционно-развивающей работы. [2, с.1].
Формирование произносительной стороны речи включает в себя следующие направления:
1) развитие моторной сферы — развитие общей и мелкой моторики, развитие мимической и артикуляционной моторики;
2) формирование фонематических функций — формирование фонематического восприятия, обучение элементам звукового анализа и синтеза;
3) формирование правильного звукопроизношения — постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
4) развитие просодической стороны речи, которая включает в себя работу по коррекции фонационного дыхания, развитию интонационной выразительности речи и модуляции голоса, а также темпо-ритмической стороны речи.
С помощью информационно-коммуникативных технологий происходит визуализация акустических компонентов речи. Это помогает сделать незаметным для дошкольника переход между игровой и образовательной деятельностью. Показ двигающихся картинок и объемных изображений — это наиболее эффективный и удобный способ предоставления учебной информации, чем демонстрация картинного материала со статическим, плоским изображением. Повышенный интерес дошкольника к занятиям дает положительный результат и в работе по формированию зрительно-моторной координации, внимания, памяти и т. д.
Известно, что точные движения головы, рук и ног влияют на совершенствование движений органов речевого аппарата, а от их координации, в свою очередь, зависит формирование правильного звукопроизношения. Поэтому в коррекционной-развивающую работу включаются игры, направленные на развитие общей и мелкой моторики: «Делай, как я» (формирование общей моторики, стимуляция двигательной активности, ориентировка в названии частей тела), «Веселые пальчики», «Ручное волшебство» (с элементами кинезиотерапии) и др.
Однако бывают случаи, когда недостатки звукопроизношения являются следствием недоразвития фонематических функций. В этом случае ребенок заменяет фонемы на парные мягкие или глухие звуки. Это может стать препятствием в овладении письменной речью в школьном возрасте. Работа по формированию фонематических функций включает в себя несколько этапов.
На первом этапе уделяется внимание развитию чувства ритма, пространственной ориентировке, умению дифференцировать неречевые звуки посредства таких интерактивных игр, как «В гостях у Жужжалочки», «Мир музыки», «Загадки Звуковичка» и др.
Далее работа продолжается на речевых звуках: детям предлагаются интерактивные игры и упражнения на выработку умения выделять звуки из потока речи, дифференцировать сначала в сочетании с другими звуками, а затем смешиваемые фонемы. В ходе занятий дошкольники тренируются в узнавании гласных звуков и анализе звукового ряда их нескольких фонем («Птички», «Лесной доктор»), воспроизводить слоговых ряды из 2–3 слогов («Яблонька», «Ведерки») [1, 27].
На последнем этапе проводится работа по формированию элементарного звукового анализа и синтеза. Дошкольникам предлагаются следующие интерактивные игры: «Магазин цветов» (называние звуков, входящих в слог или слово), «Послушай и скажи» (определение последовательности и количества фонем). Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение. Дошкольники тренируются в умении находить и подбирать слова на заданный звук, определять общий звук в словах и предложениях, делить слова на слоги, выделяя ударный слог, а также составлять слова из слогов и предложения из слов. («Буквы-подружки», «Домик звуков», «Слоговые превращения» т. д.).
В работу по формированию правильного звукопроизношения также включаются интерактивные игры и упражнения. На этапе постановки звука и формирования правильных артикуляционных укладов помимо традиционной артикуляционной гимнастики возможно использование видео-уроков с комплексом специальных упражнений. На видео показаны упражнения для щек, губ, языка, мягкого неба, которые сопровождаются небольшими стихотворениями, соответствующими названию артикуляционного упражнения. Такие видео-уроки можно использовать не только на занятии в детском саду, но и рекомендовать родителям в помощь при выполнении артикуляционной гимнастики дома.
Автоматизация и дифференциация звуков может осуществляться как на компьютере с помощью специальных игр, так и на интерактивной доске. При работе с интерактивной доской у дошкольников помимо автоматизации и дифференциации звуков происходит совершенствование графомоторных навыков, зрительной, слуховой, ассоциативной памяти, внимания, а также развитие зрительно-пространственных отношений. На данном этапе детям можно предложить следующие интерактивные упражнения: «Я дружу со звуком [Р]», «Вагончики», «Подарки Чебурашки» и др.
Также для детей с нарушениями произносительной стороны речи характерны недостатки просодических компонентов.
Дошкольники с нарушениями речи зачастую не понимают значения интонационной выразительности высказывания, их речь замедленная или, наоборот, ускоренная, маловыразительная или вовсе невыразительная, монотонная.
Голос, как правило, тихий, без модуляции по силе и высоте. Дети не могут, например, имитировать голоса животных, меняя высоту голоса.
Поэтому в работу по развитию просодической стороны речи целесообразно включить информационно-коммуникативные технологии: обучающие видео, презентации и аудиозаписи, интерактивные игры. Все это можно использовать для формирования правильного темпа и плавности речи. Однако качество голоса (модуляция и сила), и темп должны быть гибки и подвижны, чтобы дошкольник мог выражать отдельные чувства и состояния.
Не маловажно уделять внимание на занятиях воспитанию у дошкольников речевого этикета, а именно культуре речевого общения, обучать ребенка во время ответа обращаться к слушателям, принимая спокойную позу.
Часто у детей с нарушениями произносительной стороны речи наблюдется несформированность фонационного дыхания, характеры паузы, которые объясняются неумением детей распределять речевой выдох в речи в соответствии с длиной фразы. В большинстве случаев такие дошкольники не умеют рационально использовать выдох, плавно и глубоко дышать. Также им свойственны тихая речь и трудности в произнесении длинных фраз. В момент нерационального расходования воздуха на выдохе плавность речи нарушается, в середине фразы ребенок делает фразу и добирает воздух. Вследствие этого дошкольники не договаривают слова, в конце фразы могут перейти на шепот. Дети вынуждены говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Информационно-коммуникативные технологии способны помочь в коррекции речевого дыхании, научить ребенка правильному дыханию в процессе речи. Формирование речевого дыхания также проходит несколько этапов, на каждом из которых используются различные интерактивные игры и упражнения:
‒ игры формирования длительного плавного выдоха и развитие физиологического дыхания диафрагмального типа: «Букет для бабушки», «Ветряная мельница», «Пчелка и цветы», «Задуй свечу»;
‒ дыхательно-голосовые игры и упражнения (гласные звуки и их сочетания): «Эхо в лесу», «Капельки»;
‒ дыхательно-голосовые упражнения (глухие щелевые звуки [щ], [х], [ф], [ш], [с] и слоги с ними): «Болтунишка», «Смешинка»;
‒ дыхательно-голосовые упражнения (использование малослоговых и многослоговых слов с ударением на первом слоге, затем с ударением в разных позициях): «Зеленые лягушки», «Жадина»;
‒ дыхательно-голосовые упражнения (чистоговорки, скороговорки).
Занятия по формированию произносительной стороны речи могут проводиться как индивидуально, так и небольшой подгруппой (5–6 человек). Если задания носят соревновательный характер, то в таком случае у детей повышается интерес и их работа настроена на успех. В данном случае педагогу необходимо проследить, чтобы каждый ребенок смог проявить себя на занятии и получить пусть даже небольшую, но положительную оценку за старание и приложенные усилия.
Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в процессе коррекционно-развивающих занятий по формированию произносительной стороны речи дает положительный конечный результат, дошкольники успешно успешно преодолевают имеющиеся речевые нарушения. Также использование данных технологий положительно влияет на развитие познавательной деятельности и дальнейшую подготовку к школе.
Литература:
1. Бурачевская О. В. Информационно-коммуникационные технологии в работе логопеда и дефектолога // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (25–28 апреля 2016 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2016. — С. 26–29.
2. Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр // Школьная педагогика. — 2017. — № 1. — С. 1–4.
3. Репина 3.А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук. — 2004. — № № 5. — С. 285–287.
4. Серых Е. М. Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.— 2016.— № 48.— С. 218–223.
Ключевые слова
информационно-коммуникативные технологии, звукопроизношение, произносительная сторона речи, интерактивные игры, просодическая сторона речи, дошкольники с нарушениями речиПохожие статьи
Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...
Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...
Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование интерактивных компьютерных игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста. Оп...
Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма
В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...
Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...
Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...
Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития
В данной статье рассматриваются игровые компьютерные технологии как средство коррекционно-развивающей работы. Освещаются игровые приемы и методы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Описываются интерактивные игры, корректирующи...
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Интерактивно-игровые упражнения LogoSmart для активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития
В статье рассматривается комплексный подход к стимуляции речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Описываются интерактивные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство активизации речевого развития. Представлены методические ре...
Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart
В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...
Похожие статьи
Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...
Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...
Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование интерактивных компьютерных игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста. Оп...
Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма
В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...
Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...
Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...
Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития
В данной статье рассматриваются игровые компьютерные технологии как средство коррекционно-развивающей работы. Освещаются игровые приемы и методы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Описываются интерактивные игры, корректирующи...
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Интерактивно-игровые упражнения LogoSmart для активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития
В статье рассматривается комплексный подход к стимуляции речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Описываются интерактивные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство активизации речевого развития. Представлены методические ре...
Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart
В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...