Экологический проект на тему «Растения-фитотерапевты» для детей подготовительной к школе группы
Автор: Кардаш Людмила Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 02.05.2017
Статья просмотрена: 1199 раз
Библиографическое описание:
Кардаш, Л. И. Экологический проект на тему «Растения-фитотерапевты» для детей подготовительной к школе группы / Л. И. Кардаш. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12387/ (дата обращения: 15.11.2024).
Проблемой развития экологических знаний детей был заинтересован великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он призывал расширить общение ребенка с природой и недоумевал: «странно, что воспитательное влияние природы …так мало оценено в педагогике». По мнению современных педагогов и психологов, в рисовании, лепке, аппликации ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Экологическое воспитание и образование — это необходимость нашего времени: «детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать законы природы, ее гармонию и красоту» (программа Е. Рылеевой «Открой себя»). Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы (программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронович, С. Н. Николаева «Юный эколог»).
Дошкольники проявляют повышенный интерес к окружающей среде, но «…из-за отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у многих 5–6-летних детей формируется негативное отношение к некоторым ее объектам — в большинстве своем к насекомым, земноводным, растениям, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для окружающей среды» (Н. А. Рыжова). Поэтому одна из приоритетных задач — это экологическое воспитание.
Гипотеза: если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: сформировать представления детей о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
− уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования;
− наблюдать за объектами природы, показывать их разнообразие и множество;
− обучать правилам поведения в окружающем мире;
− формировать человека, который на первое место ставит охрану жизни и среды обитания.
Этапы осуществления проекта:
− подготовительный этап;
− основной этап;
− заключительный этап.
Подготовительный этап:
− составление перспективного плана мероприятий по теме;
− подбор методической и художественной литературы;
− создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий;
− изготовление пособий по теме «Растения-фитотерапевты»;
− работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
− разработка бесед, викторины.
Реализация проекта.
Таблица 1
Познавательная деятельность |
Жалобная книга природы (жалоба лекарственных растений) Беседа «Лекарственные растения» Беседа «Что мы знаем о девясиле?» Рассказ-беседа о целебных свойствах мяты Целебный отвар. Рассказать детям о целебных свойствах календулы Экскурсия в уголок лекарственных растений Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?» Занятие «В гостях у Доктора Айболита» Беседа «Друг или враг?» Наблюдение «Наш верный друг — подорожник» Викторина «Знатоки лечебных трав» Рассматривание альбома «Зелёная аптека» Занятие — «Сказки старого подорожника» |
Продуктивная деятельность |
Рисование «Наш друг — подорожник» Рисование «Солнечная календула» Аппликация «Ромашковое поле» Аппликация «Букет лекарственных растений» Рисование «Чудо — растения» Рисование «Здравствуй, маленький цветок» Сбор листьев мать-и-мачехи Заготовка корней девясила Сбор мяты Заготовка листьев подорожника Сбор цветков календулы |
Художественно-речевая деятельность |
Чтение литературных произведений: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Н. Павлова «Загадки цветов»; А. Плешакова «Зеленые страницы»; А. Онегова «Тропинка полевая»; А. Плешакова «Зеленые страницы»; Заучивание загадок и стихов о растениях Экологические сказки-истории: «Спор лекарственных растений с розами», «Кто важнее?» Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» Сказка «Жила-была мать-и-мачеха» Конкурс сказок, рассказов, загадок, придуманных детьми и их родителями |
Игровая деятельность |
Дидактические игры: «Съедобное — Несъедобное»; «Вершки и корешки»; «Что лечит это растение?»; «Часть какого растения?»; «Узнай растение»; «Фитодоктор»; «Вылечи человека» Подвижные игры: «Цветы и ветерок»; «Цветок-имя»; «Узнай по описанию»; «Садовник у нас на участке»; «Бал цветов» |
Поисково-исследовательская деятельность |
Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение) Сбор информации о различных видах мяты (совместно с родителями). Обобщение полученных данных. Посев семян на грядке, наблюдение за ростом растений и уход за ними Наблюдения в уголке лекарственных растений «На участке ищем полезные растения» «Где лучше посадить растения?» Составление схем «Что лечит растение» |
Работа сдетьми.
Работа сродителями.
- Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
- Оформление альбома «Зеленая аптека»
- Подбор полезных рецептов с использованием лекарственных растений
Презентация проекта.
- Выставка рисунков «Наш друг — подорожник»
- Выставка рисунков «Чудо — растения»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
- Дидактическая игра «Фитодоктор»
- Загадки о лекарственных растениях
- Викторина «Знатоки лечебных трав»
- Статья в экологической газете «Экологический вестник»
- Акция «Необычное семечко»
Результаты реализации проекта:
− осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;
− у детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе;
− сформировались знания о лекарственных растениях;
− обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания
Литература:
- Комарова Т. С. Детское творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание, 2005. № 2.
- Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Воспитание дошкольников, 2000. № 7.