Образовательный блог как средство взаимодействия с учениками и родителями
Автор: Макарова Юлия Вадимовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 03.05.2017
Статья просмотрена: 2566 раз
Библиографическое описание:
Макарова, Ю. В. Образовательный блог как средство взаимодействия с учениками и родителями / Ю. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12389/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статья рассматривается понятие образовательного блога. Доказывается необходимость и целесообразность его создания. Определяются основные задачи, правила пользования, достигаемые результаты и преимущества. Рассматривается опыт создания образовательных блогов учителями начальных классов.
Ключевые слова: взаимодействие с младшими школьниками, взаимодействие с родителями, образовательный блог
Признавая роль общественного воспитания ведущей, нельзя умалять огромного значения семьи в формировании личности ребенка. Семья — малая социальная группа для ребенка является первой школой жизни. Родители — первые учителя и воспитатели. Они имеют исключительную, большую силу воздействия на формирующуюся личность ребенка. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему и забота. На это ребенок отвечает чувством привязанности, признанием превосходства и авторитета родителей. Сила влияния семьи в том, что ребенок податлив воспитательным воздействиям, она обусловлена его подражательностью. Поэтому, успех всей образовательной деятельности зависит, прежде всего, от успешного сотрудничества учителей и родителей.
В настоящее время в российском государстве реализуется стратегия развития информационного общества, поэтому одним из актуальных вопросов остается использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, в первую очередь, в сфере образования.
В современных условиях перехода общества к инновационному этапу развития, основанному на информационных технологиях, образование является важным ресурсом культурного и социально-экономического развития. Федеральный государственный образовательный стандарт заставил учителей пересмотреть подход к обучению детей, применять новые методы и приемы в своей деятельности.
Все чаще мы сталкиваемся с понятием инновация, инновационная система. Так, автор серии учебников для вузов В. Т. Смирнов определяет инновационную деятельность как процесс создания, распространения и применения инноваций — новой продукции, технологий, решений, обладающих достаточной новизной и повышающих качество и степень удовлетворения производственных, социальных и личных потребностей человека [4]. В связи с инновационным развитием педагогики получили особое положение ИКТ-технологии. Каждый учитель сейчас учит детей не только традиционными способами, но и применяет различного вида презентации, интерактивные доски, различный мультимедийный материал.
В данной работе мы более подробно рассмотрим сравнительно новое для педагогической теории понятие «образовательный блог». Актуальность создания учительского (образовательного) блога вызвана необходимостью найти эффективный ресурс в разрешении вышеописанных противоречий, привлечения родителей к образовательному процессу и формирования положительной мотивации у детей к изучению ИКТ.
Блог стал одним из современных способов передачи информации каждому ученику класса, его родителям и всем, кому это необходимо.
Традиционно выделяют несколько основных черт блогов:
− обратный порядок записей — новые записи показываются выше предыдущих;
− отзывы и комментарии — формат блога предполагает ответы на вопросы пользователей, а также публикацию их комментариев к различным материалам;
− автором блога, чаще всего, является один человек, но он может разделить эту ответственность с несколькими «избранными», дав им равные права на управление блогом;
− место постоянных ссылок — блог, является бесконечной лентой, где каждое сообщение выведено отдельной страницей.
М. А. Смирнова в своей статье выделяет несколько основных видов блогов для учителей, организация и эффективность которых проверены на практике:
− блог профессионального сообщества и личный блог, их функция систематизировать накопленный педагогический опыт, провести рефлексию собственной профессиональной деятельности и делиться результатами с коллегами;
− блог в поддержку учебного проекта, организация проектно-исследовательской деятельности школьников в новой для них интернет-форме, с помощью доступных и соответствующих возрасту технологий;
− блог-конспект — содержит информацию об одной конкретной теме;
− классный блог — общий блог для всех учеников класса;
− блог-портфолио — создаются блоги для каждого учащегося класса, где отмечаются основные заслуги и успехи.
Стоит отметить, что типология блогов расширяется с каждым годом [5].
Педагог Людмила Рождественская рассказывает о способах использования образовательного блога учителем. Одна из основных возможностей — размещать ссылки на необходимые для изучения материалы и веб-ресурсы. К примеру, можно оставить ссылку на дополнительную литературу, в результате чего школьники будут иметь к ней доступ не только на уроке, но и вне школы. Вторая возможность блога — онлайн-дискуссии. Учитель выдвигает тему для обсуждения, ставит проблемный вопрос, на который детям необходимо найти ответ или высказать свое мнение [3].
Пару десятков лет назад рассказать о событиях класса можно было через школьную стенгазету, которая через некоторое время снималась со стены и убиралась в шкаф. Блог позволяет создать онлайн стенгазету, которая будет доступна ученикам, учителю и родителям еще очень долгое время. Ранее учителя сталкивались и с такой проблемой: нужно сделать важное объявление, но кто-то из учеников болеет, кого-то нет, а также дети и вовсе могут забыть какие-либо детали. Донести важную информацию помогает все тот же информационный блог класса. Необходимые объявления публикуются в специальном разделе, и в любое время доступны для всех желающих.
Одной из функций учительского блога является управление блогами учеников. Помогая создать детям свои блоги, свой блог учитель делает «Пультом управления» всеми остальными. Следующая возможность блога — поместить туда как можно больше мультимедийных средств. С помощью пары кликов стало возможным продемонстрировать ученикам наглядный материал, а также это хорошая возможность пополнить свою техническую копилку. Одной из доминирующих функций блога является «Обратная связь», где каждый из учеников и родителей или коллег сможет написать свое мнение. И в заключении, каждый блог можно впоследствии превратить в достойный интерактивный сайт.
Как отмечает Л. М. Назарова, классный блог открывает перед педагогом новую информационную среду и предоставляет широкие возможности для организации образовательного процесса и профессионального роста. Организация сетевого взаимодействия способствует реализации основного принципа современного образования — открытости образовательного пространства школы [3, с. 58].
Создатель авторских блогов для начальных классов М. А. Смирнова определила задачи, решаемые классным блогом. Сюда она отнесла информационную поддержку учебного процесса, различные виды внеклассной работы по предметам, публикацию творческих работ учеников, формирование культуры и безопасного поведения в сети, социализацию учащихся младших классов, формирование ИКТ-компетенций детей и своевременное информирование о происходящих событиях [5].
Результатом создания блога является: повышение качества знаний, формирование и развитие у школьников положительной мотивации к учебной деятельности, положительный социальный эффект, который заключается в: привлечении интереса педагогической общественности к жизни и деятельности класса; виртуальном и реальном вовлечении родителей в классные мероприятия, учебную деятельность детей; развитии навыков групповой работы и повышении ответственности за коллективный результат; развитии познавательного интереса учащихся к деятельности учителя; развитии школы как социокультурного центра [2, с. 157].
Говоря о создании блога, необходимо обратить внимание на правила его ведения. Даже обычный светский блог должен иметь свои правила, но, когда речь идет о блоге для детей и о детях — нужно быть еще более внимательными. Так, выделяются следующие правила:
− при публикации материалов следует использовать понятный язык, обращая внимание на мелочи, тщательно просматривать и исправлять ошибки и неточности;
− запрещено размещать материалы, противоречащие законодательству РФ и профессиональной этике;
− публикация фотографий учащихся возможно только с согласия родителей;
− публикация материалов, принадлежащих другому автору возможно только с указанием источника, иначе же этот материал считается плагиатом.
Следуя этим простым правилам можно обезопасить себя и своих учеников от возможных «недопониманий» и проблем.
В контексте организации взаимодействия с родителями, образовательный блог так же имеет ряд преимуществ. После появления систематической, устойчивой обратной связи, педагог может использовать такие формы как: виртуальные родительские собрания, онлайн-консультации, онлайн-анкетирование, скайп-конференции и другое.
Л. М. Назарова отмечает, что Страничка «Для вас, родители» содержит полезные советы и рекомендации. Это средство «педагогического ликбеза» родителей, где рассматриваются проблемные вопросы о налаживании общения с ребенком, особенностях возрастной психологии, вопросах развития, здорового образа жизни, даются консультации родителям плохо успевающих учеников и др. [3, с. 61].
Учитель начальных классов Болдышева О. В. в своем блоге размещает следующую информацию для родителей: ссылку на проект «Буквотека», который помогает школьникам учиться чтению и письму, ссылку на «Математические раскраски», ссылку на центр реабилитации детей с нарушением слуха. Здесь же содержится расписание уроков детей, структура самоуправления в классе, занятость учеников в дополнительном образовании. После всех ссылок дается основная текущая информация, например, о предстоящем родительском собрании [1].
Существуют также образовательные блоги группы учителей начальных классов, к примеру, в лицее города Санкт-Петербурга. Здесь существует отдельная тема, посвященная родительским собраниям, где показаны темы будущих собраний, а также основные идеи уже прошедших. Родители могут найти ссылки и на различные учебные материалы, дополнительные сайты. Размещена информация о внеурочной деятельности детей, информация о предстоящих конкурсах и олимпиадах. У каждого учителя также есть своя небольшая страничка, но не отдельный блог.
Подводя итог вышесказанному, отметим положительное влияние подобных форм работы с родителями и учащимися: возможность оптимизации времени и интенсивности общения сторон, целенаправленного использования различных учебных материалов, дополнительных сайтов, быстрого доступа к учебной и иной информации, касающейся образовательного процесса младших школьников. Считаем, что образовательный блог — одна из интересных и неформальных форм организации эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса, которая активно развивается в последние несколько лет и заслуживает внимания педагогов-исследователей.
Литература:
- Болдышева О. В. Блог учителя начальных классов URL: http://olgabold.blogspot.ru/
- Макарова Ю. В. Проблемы и пути развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста / Ю. В. Макарова Психология и педагогика: методология, теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Часть 2. 2016. С. 157–160.
- Назарова Л. М. Образовательный блог как ресурс сетевого взаимодействия / Л. М. Назарова // Начальная школа. 2015. № 6. С. 58–61.
- Пугачёва Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения / Н. Б. Пугачёва // Завуч. 2005. № 3.
- Смирнова М. А. ИКТ в начальной школе: Классный блог — единое информационное пространство для учеников, учителя, родителей. URL: http://nachalka.com/ikt.
Ключевые слова
взаимодействие с младшими школьниками, взаимодействие с родителями, образовательный блогПохожие статьи
Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции
В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.
Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...
Компьютерные сети в практике образовательного процесса
В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дис...
Проектная деятельность в работе с одаренными детьми
В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных гру...
Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников
В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.
Игровые технологии в начальной школе
В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...
Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности
В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.
Сервис Wordwall в образовательном процессе
В статье рассматриваются методические аспекты использования сервиса Wordwall в учебном процессе. выделены особенности и формы работы с сервисом. проанализированы наиболее эффективные шаблоны для использования на уроках.
Социальные сети как средство психологического просвещения в системе школьного образования
В данной статье освещается тема психологического просвещения в системе школьного образования с использованием социальных сетей. Затрагиваются особенности психологического просвещения через социальные сети и требования к оформлению и содержанию информ...
Материалы интернет-источников при подготовке к урокам литературы
В статье рассматривается роль интернета в подготовке к учебным занятиям по литературе, в частности, поиск информации, мониторинг актуальности темы.
Похожие статьи
Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции
В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.
Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...
Компьютерные сети в практике образовательного процесса
В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дис...
Проектная деятельность в работе с одаренными детьми
В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных гру...
Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников
В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.
Игровые технологии в начальной школе
В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...
Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности
В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.
Сервис Wordwall в образовательном процессе
В статье рассматриваются методические аспекты использования сервиса Wordwall в учебном процессе. выделены особенности и формы работы с сервисом. проанализированы наиболее эффективные шаблоны для использования на уроках.
Социальные сети как средство психологического просвещения в системе школьного образования
В данной статье освещается тема психологического просвещения в системе школьного образования с использованием социальных сетей. Затрагиваются особенности психологического просвещения через социальные сети и требования к оформлению и содержанию информ...
Материалы интернет-источников при подготовке к урокам литературы
В статье рассматривается роль интернета в подготовке к учебным занятиям по литературе, в частности, поиск информации, мониторинг актуальности темы.