Методические аспекты применения различных технологий на занятиях по хореографии для детей с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Паршутина Светлана Владимировна, Топорова Марина Евгеньевна, Васильева Екатерина Сергеевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 05.05.2017
Статья просмотрена: 1689 раз
Библиографическое описание:
Паршутина, С. В. Методические аспекты применения различных технологий на занятиях по хореографии для детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Паршутина, М. Е. Топорова, Е. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12396/ (дата обращения: 15.11.2024).
Каждый педагог должен методически грамотно подготовиться к учебному занятию, подобрать эффективные технологии, необходимое оборудование и материалы. Особенно тщательная подготовка и предварительная работа необходима для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Важным показателем качества проведения учебного занятия является план-конспект, в котором отражены цель, задачи, последовательность занятия, ожидаемый результат и подбор технологий в работе с детьми. Умение педагога чётко поставить цель перед обучающимися, озвучить тему занятия, создать положительный эмоциональный настрой, быстро включить всех обучающихся в деловой ритм учебного занятия позволяет добиться определённых результатов в процессе занятия. Важными факторами при подготовке к занятию являются логическая последовательность, взаимосвязь этапов, гармоничное распределение времени, оптимальный темп, рациональность использования оборудования и материалов. Выбор методов обучения всецело зависит от контингента обучающихся, личностных качеств развития, продолжительности обучения, психологических и физиологических возможностей. Важными критериями качества занятия также являются:
‒ доступность изложения материала;
‒ использование технических средств обучения, наглядности;
‒ наличие творческих заданий, создание проблемной ситуации, осуществление принципа связи теории с практикой;
‒ связь содержания занятия с интересами воспитанников;
‒ простота изложения материала, эффективность контроля полученных знаний и навыков;
‒ создание условий для проявления самостоятельности обучающихся, ситуации успеха;
‒ мотивация к учебному процессу, активизации познавательной активности;
‒ стимулирование и поощрение детей.
Принципиально важным является приобщение детей к самостоятельности, умению анализировать свою деятельность на занятии, дать оценку своих успехов и неудач в работе. Проблема результативности учебной деятельности для детей с особенностями развития наиболее актуальна. Проводя диагностическую работу, педагоги определяют определённую стратегию, параметры, критерии, оценочные технологии, формы оценки результата развития каждого воспитанника. Методическая работа педагогов строится вокруг нескольких ведущих направлений:
‒ самообразование (работа над методической темой, изучение новых технологий, опыта своих коллег, участие в семинарах, вебинарах и т. д.);
‒ самоанализ и обобщение своего собственного опыта работы;
‒ создание «банка» методической продукции и дидактических средств обучения;
‒ проведение открытых занятий, отчётных концертов и мастер-классов для своих коллег и родителей обучающихся.
Руководители объединения «Хореографическая школа «Фуэте»» МБУДО «ДДТ» г.Тулы Топорова М. Е. и Васильева Е. С. считают, что при подготовке к занятиям очень важно учитывать следующие принципы:
‒ тематика занятий должна быть понятной, доступной, а иначе пропадёт интерес детей;
‒ необходимо соблюдать последовательность: от простого к сложному;
‒ важно учитывать временные рамки этапов занятия, вариативный индивидуальный подход;
‒ требования к выполнению заданий должны быть конкретными и реальными с учётом возраста детей и их потенциальных возможностей;
‒ обязательно поощрение детей.
Воспитанники хореографической школы «Фуэте» занимаются в инклюзивных группах с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях танцами создаются условия для отработки особенностей пластики движений, образов героев танца. Для этого много времени уделяется занятиям актёрского мастерства. Дети должны уметь войти в роль, передать характер, движения, мимику, пластику, поведение, настроение героев танца. Для этого педагоги-руководители хореографического коллектива повышают свой профессиональный уровень на специальных курсах актёрского мастерства и сценической постановки.
Анализируя многолетний опыт педагогов дополнительного образования Топоровой М. Е. и Васильевой Е. С. отмечается улучшение качества образовательных результатов в процессе реализации своей образовательной программы. На практике успешно применяются игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационнные, личностно-ориентированные технологии. Ярким показателем эффективности выбора данных технологий являются отчётные концерты, в процессе подготовки к которым, дети получают определённые знания и навыки. Большое значение имеет выбор музыкального сопровождения. Разнообразные жанры, ритмы, темпы музыки помогают детям более легче освоить основные движения, композиционное построение. Занятия хореографией развивают умения ориентации в пространстве, координацию движений, способствуют развитию артистических, исполнительских способностей детей. Интегрированный подход к процессу обучения способствует общему разностороннему развитию детей с особенными образовательными потребностями. Это далеко не исчерпывающий список. Дети гармонично развиваются, приобщаются к миру прекрасного. Именно занятия хореографией дают возможность детям чувствовать и понимать правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них эмоциональное состояние, настроение и переживания. Занятия предусматривают цикл подвижных и развивающих игр, которые помогают детям не только отдохнуть, расслабиться, но и получить в более доступной форме знания, умения, навыки, улучшить физическую подготовку детей, удовлетворяет их биологическую потребность в движениях. Учебно-воспитательный процесс в рамках образовательной программы объединения «Хореографическая школа «Фуэте»» опирается на разумное и гармоничное использование двигательно-развивающих упражнений под музыку, совершаемых в различном темпе, ритме, амплитуде, включая элементы релаксации. В процессе занятий дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность проявить самостоятельность, инициативу, активность в действиях, у них формируется положительно-волевые качества личности, развивается сила выносливость, укрепляется здоровье. Реализуются на практике задачи обучения детей основам хореографического искусства, актёрского мастерства, истории костюма, истории балета. Используются приёмы обучения, способствующие формированию правильной осанки, красивой походки, музыкально — двигательных качеств (чувства ритма, пластичности, выразительности движений). Основная задача педагога — мотивация детей к обучению через игровую деятельность. Все занятия построены с учётом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей. Именно в игре ребёнок получает новые знания, закрепляет их на практике, утверждается как личность в коллективе ровесников. Игра помогает создать позитивный настрой, в котором ребёнок лучше развивается, помогает получить положительное эмоциональное удовлетворение. В процессе игры у детей раскрываются творческие способности, активность, инициативность, воображение, проявляются актёрские способности. Развитие и формирование личности ребёнка идёт благодаря активности, проявляющиеся в игровой деятельности. Игра выступает как универсальное средство обучения и воспитания, как средство, стимулирующее творческую деятельность детей, формирующее начальные хореографические умения и навыки. Это основной путь эстетического воспитания и приобщения к искусству в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В процессе хореографических занятий помимо игровых технологий успешно используются здоровьесберегающие технологии, позволяющие формировать культуру здоровья, здоровый образ жизни. Различные подвижные игры, физминутки, партерная гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастика, самомассаж, создание благоприятного психологического климата в коллективе имеют мощный оздоровительный эффект. Данные технологии повышают результативность освоения программы по хореографии, формируют ценностные ориентации сохранения и укрепления физического и психологического здоровья. Средствами танцевального искусства дети с ограниченными возможностями здоровья не только развиваются физически, но и духовно. В ходе учебного процесса дети изучают классический и народно-сценический танец, современный, эстрадный танец, балетную гимнастику, историю балета и костюма. В результате дифференциации занятий по хореографии дети осваивают целый комплекс знаний и применяют его на практике. Занятия танцами воспитывают эстетический вкус, развивают ощущение от свободы и лёгкости своих движений, а это особенно актуально для детей с особенностями развития. Технологии игровой, музыкальной, ритмической деятельности позволяют корректировать психические, физические недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья, развивают у детей двигательную активность, пластику, выразительность, координацию движений, ловкость, волевые качества личности. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Кроме того, занятия танцами приносят много положительных эмоций, а это способствует оздоровлению всего организма.
Данные технологии используются регулярно, систематично, а ожидаемые результаты достигаются ежедневным упорным трудом. Дети прежде всего приучаются к дисциплине, соблюдению норм эстетики и этики, культуре, чувству ответственности. Ведь от каждого воспитанника зависит успех всего коллектива. При постановке любой хореографической постановки, необходима огромная предварительная работа (изучение истории танца, костюма, просмотр и прослушивание -видео и -аудиоматериалов, составление плана подготовки, зарисовка эскизов костюмов и аксессуаров, обсуждение сценической постановки, композиции танца, репетиции отдельных исполнителей и всего коллектива и т. д.). Учащиеся должны работать в полную силу, стараться заниматься регулярно и методично. В процессе занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, огромное значение имеет определённый настрой к совместной работе, развитию двигательной активности, желанию достичь в жизни определённых результатов. Данная работа требует от педагогов и воспитанников много творческой энергии, упорства, целеустремлённости. Педагоги многие годы добиваются этих целей. В хореографической школе «Фуэте» преподаватели способствуют профессиональной ориентации воспитанников. В данном направлении есть положительный опыт. Многие воспитанники поступили в колледж культуры на хореографическое отделение. И сейчас успешно преподают в детских садах, образовательных центрах, учреждениях дополнительного образования. Это большой успех наставников, кто дал «путёвку» в жизнь, привил любовь к данной профессии. Среди многих факторов, оказывающих влияние на развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья, хореография занимает одно из важных мест, выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (физического. интеллектуального, психического, нравственного, эстетического, постепенно подготавливая воспитанника к социальной адаптации в жизни общества. Результативность данного направления воспитания и обучения достигается благодаря созданию необходимых условий и использованию всей системы средств (ритмика, физические упражнения, игровые и сюрпризные моменты, закаливающие процедуры, гигиенические факторы и др.). Большое внимание уделяется работе с родителями. Только в тесном сотрудничестве можно реализовать любые поставленные задачи. Таким образом, разработана целая стратегия подготовки танцевального проекта, которая включает в себя теорию, практику, мобилизацию сил и творческой энергии от всех участников коллектива.
Литература:
- Брызжева Н. В., Григорьва А. И. Особый ребёнок — обычное детство. -Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.-110 с.
- Бурмистрова И., Силаева К. Школа танцев для юных.- СПб.: Терция, 2003, 237 с.
- Мурыгина Г. П. «Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации», Курск, 2013
- Пуртова Т. В., Учите детей танцевать.-М.: Владос, 2003.
- Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду, М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.-272 с.