Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 07.05.2017

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Григолия, Я. А. Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению» / Я. А. Григолия. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12417/ (дата обращения: 15.11.2024).



Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разного уровня.

Ключевые слова: обучение, творческий процесс, развитие, личностно-ориентированные методики, подход, профессиональные навыки

The article discusses the learner-centered and creative approaches, which is directed to improve educational process. The author describes approaches, methods and techniques, which develop cognitive activities of different levels.

Keywords: education, development, creative process learner-centered approach, methods, professional skills

Основной целью современной общеобразовательной системы является ориентация на каждого ученика и на достигнутые им результаты. Соответственно, в центре ориентированного на личность образовательного процесса находятся ученик, его развитие, творческий потенциал и достигнутый им результат. Ориентация на результат подразумевает не только запоминание учеником передаваемой ему информации, но и преобразование этой информации в устойчивое, динамичное и функциональное знание, т. е. выработку соответствующих навыков.

Во всех школьных коллективах нужен настрой на инициативу и творчество, на развитие потребности в творчестве у каждого учащегося. Все это открывает перед учительством новые проблемы. Актуализация проблемы воспитания творческой личности ставит перед необходимостью внесения нового в методику обучения, обеспечения более высокого уровня самостоятельности школьников, доверия к ним. Учитель, который прежде всего ценит в детях послушания, ждет от них поддакивания, не вызывает их на живой обмен мнениями, сегодня выглядит не современно. Если на уроке учитель говорит, а ребят слушают, значит, работает он один, а дети находятся «в творческом простое». Сегодня так строить урок нельзя.

Главное интеллектуальное качество, которое надо воспитывать, — продуктивность мышления, то есть способность создавать новое, то, чего раньше не было, добиваться результата, обладающего новизной и общественной значимостью. Свежий взгляд на привычное, высказанный школьником, догадка, оригинальный план работы, интересное предложение –все это результаты продуктивности мышления.

Таким образом, идет сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению» и призывает перемещение усилий от учителя к ученику. [1]. Основная идея активного обучения заключается в том, чтобы с помощью сравнения старых и новых знаний научить ученика собирать новую информацию, самостоятельно делать заключения.

При таком подходе ученик является активным участником процесса обучения. Методология обучения максимально учитывает интересы учеников в процессе обучения, их стимулирование для того, чтобы они могли анализировать и интерпретировать факты, явления и понятия.

Обучение, ориентированное на ученика –учебный подход, в котором ученики могут влиять на содержание, деятельность, материалы и темп обучения. Эта модель обучения ставит учащегося в центр учебного процесса. Такой процесс обучения дает возможность учителю получить дополнительное время, чтобы помочь каждому ученику развивать глубокое понимание предмета, и обеспечивает индивидуальный подход к ученикам, которые учатся по- разному для достижения целей. [2].

Деятельность детей должна развиваться таким образом, чтобы в ней было больше творческих элементов, а следовательно, чтобы она требовала от личности все более глубокой активности. Надо развивать у ребенка все способности, но особенно — те, которые наиболее полно отражают его индивидуальность.

Учитель несет ответственность за то, что каждый его воспитанник максимально реализовал свои возможности. Для этого надо настойчиво и терпеливо открывать способности каждого ученика, наращивать его творческий потенциал. Следует развивать активно — творческий аспект не только в усвоении школьниками основ наук, но и в идейном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании. Важно сформировать человека, умеющего вносить творческое начало во все сферы жизни и деятельности, обогащать им окружающую действительность.

При личностно ориентированном подходе, учитель дает ученикам возможность учиться самостоятельно. Педагог развивает в них навыки, которыми они должны эффективно пользоваться. Такой подход включает в себя такие методы, как активное использование опыта в обучении вместо лекций, участие в ролевых играх учеников, решение открытых проблем и тех проблем, которые требуют творческого мышления, которые не могут быть решены лишь следуя примерам из текста.

Таким образом, еще одним важным фактором для реализации личностно ориентированного подхода является творческий процесс.

Творчество требует особенно высокого уровня самоотдачи, стремления преодолеть границы своих возможностей. Также творчество помогает развиваться личности гармонично, разносторонне и целостно.

Творчество не должно быть редким праздником в классе. Всю жизнь ребят надо пронизать им. Нужен настрой на творчество в познании, труде, общении, любых коллективных делах, в организации свободного времени учащихся. [3].

Важно, чтобы дети могли свободно выбрать себе дело по душе. Но было бы ошибочно считать, что достаточно предоставить ребенку свободное время и он найдет занятие, которое ему интересно. Нет, интерес к полезному делу надо привить, иначе во время досуга ребенок приучится попросту бездельничать. Надо дать ребенку самостоятельно попробовать свои возможности в различных занятиях. А для этого необходимо не только разветвленная сеть кружков, которые каждый имел бы посещать, но и многогранная внеурочная деятельность школьников, в которой дети могли бы удовлетворить свои разносторонние интересы.

Неизменный спутник творчества — дисциплина, трудолюбие. Не воспитав этих качеств у школьников, невозможно добиться максимального развития их личности, сформировать людей чей творческий потенциал будет максимально реализован в общественно — полезных делах.

Креативным людям добиться успеха проще. Ведь у них всегда много идей. Этому можно и нужно научиться. Надо искать в себе творческого человека, развивать творческие способности, учиться мыслить интересно и небанально.

Следовательно, активный урок должен быть спланирован так, чтобы учитель мог помочь ученикам самим выстраивать (конструировать) знания, находить значения и соотношения предметов, самим анализировать. Это повышает активность и интерес учеников. Обучение, ориентированное на ученика заставляет учеников ментально, и часто физически, быть активным в обучении путем деятельности, которая заключается в сборе информации, размышлении, и решении проблемы. Правильно реализованное обучение, ориентированное на ученика, может привести к повышению мотивации к обучению, более длительному сохранению в памяти знаний, более глубокому пониманию и более позитивному отношению к изучаемому предмету.

Для активного обучения требуется ориентированная на ученика «среда» обучения, в которой внимание сфокусировано на деятельность и поведение обучающихся, что является основным показателем того, что учениками было усвоено. Естественно признается то, что учитель считается приоритетом, в конечном итоге именно учитель разрабатывает и реализует обучающую среду, но внимание здесь четко ориентировано на учеников.

Личностно-ориентированные методики включают в себя широкий спектр инструментов, которые позволяют ученикам принимать участие в процессе обучения. Стратегии обучения, ориентированного на ученика развивают грамотность и навыки критического мышления учеников в благоприятной обстановке в классе.

В то же время, методы обучения, ориентированные на ученика, не обозначают вседозволенность. Они имеют структуру и пределы. Основные правила должны быть установлены и ясны всем с самого начала. Следует отметить, что при взаимодействии учителя с учениками и между учениками диалог сам по себе недостаточен, если нет взаимодействия. Качество этого взаимодействия имеет решающее значение для качества обучения.

В обучения, ориентированного на ученика, учителя используют различные способы вовлечения учеников в предметный материал через практический опыт и групповую деятельность. В классах, в которых проводится такое обучение, ученики работают в команде, и даже если они не особенно заинтересованы в данном предмете, назначенные им роли в пределах своих команд будут удерживать их и их мысли занятыми.

Преподаватель должен понимать, что обучающиеся имеют различные уровни мотивации, разные взгляды на преподавания и обучения, а также различное мнение на конкретную среду обучения в классе и учебные практики. Таким образом, учителя должны знать, как оформить и довести до учеников свои знания, чтобы они были интересны ученикам и вовлекали их в процесс обучения, потому что это приводит к повышению успеваемости. Чем лучше учителя понимают эти различия, тем лучше они могут удовлетворить разнообразные потребности в обучении для всех своих учеников. Преподаватель играет влиятельную роль в создании хорошего и незабываемого опыта обучения для учеников. Хороший опыт обучения, в свою очередь, мотивирует обучающихся прилагать больше усилий, чтобы учиться более интенсивно, преодолевать трудности. Обязанности преподавателя заботиться об эффективном обучении учеников. Хорошо реализованное обучение, ориентированное на ученика, помогает ученикам учиться и достигать своих целей.

Основными принципами обучения, ориентированном на ученика, в отношении взаимосвязи учителя и ученика, являются:

− ученики берут на себя больше ответственности за свое обучение;

− участие и вовлечение учеников необходимы для обучения;

− более равные отношения между учениками содействуют их росту и развитию;

− в результате обучения ученик видит себя другим. [4].

Использование учителями данных методик также стимулирует профессиональный и личностный рост. Каждый день учитель будет изучать жизнь класса. Это должно стимулировать и удовлетворять учителей, так как они предоставили благоприятную среду для своих учеников.

Итак, еще раз обозначим, что обучение, ориентированное на учащихся размещает учеников в центр учебного процесса, рассматривает классы как сообщества учащихся; готовит их к тому, чтобы быть успешными и в классе и за пределами своего класса. Педагоги, применяющие метод обучения, ориентированного на учеников, разрабатывают структуры, которые направлены на общее стремление к обучению. Они рассматривают индивидуальное и коллективное обучение как наиболее важную цель любого опыта образования.

В данной статье кратко охарактеризованные подходы и приемы, безусловно направлены на совершенствование методической подготовки учителя, которые способствуют развитию умения решать задачи разного уровня. Отметим, что представленный подход позволяет наиболее полно активизировать работу каждого обучающегося и вовлечь в принятие самостоятельных решений с использованием современных ресурсов. Процесс усвоения знаний становится более устойчивым, ученики приобретают навыки и умения по применению определенных способов самостоятельного решения. Безусловно, впоследствии приобретенные знания позволят составить определенную базу для успешной профессиональной деятельности. Подобная организация обучения дает возможность сделать занятия более интересными, а подготовку учеников становится более качественной, активной и оптимальной.

Литература:

  1. Р. Б. Барр (1995). «От преподавания к обучению — новая парадигма высшего образования».
  2. Д. Брандс и П. Гиннес (1986), «Руководство по обучению, ориентированному на ученика».
  3. Мелик-Пашаев А. А. «Педагогика искусства и творческие способности» -1981.
  4. М. Бауден и А. Тротт (2002), «Осуществление гибкого обучения».
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, учитель, обучение, процесс обучения, творческий потенциал, творческий процесс, учебный процесс, активное обучение, интерес учеников, метод обучения.

Ключевые слова

обучение, развитие, профессиональные навыки, подход, творческий процесс, личностно-ориентированные методики

Похожие статьи

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Пути развития творческой деятельности учащихся

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Похожие статьи

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Пути развития творческой деятельности учащихся

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...