Встреча в литературно-музыкальной гостиной «С чего начинается Родина?» из серии «Напитаем душу Красотой и Любовью»
Авторы: Репина Ирина Алексеевна, Кириленко Ольга Витальевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 09.05.2017
Статья просмотрена: 695 раз
Библиографическое описание:
Репина, И. А. Встреча в литературно-музыкальной гостиной «С чего начинается Родина?» из серии «Напитаем душу Красотой и Любовью» / И. А. Репина, О. В. Кириленко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 47-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12425/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цель: способствовать формированию у детей стойкого познавательного интереса к истории своей Родины, воспитывать чувство гордости за принадлежность к великой стране, желание беречь и преумножать духовное наследие страны.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с русским героическим эпосом — былинами, сказками, народным фольклором; с творчеством художника В. М. Васнецова.
Способствовать развитию у детей интонационной выразительности, умению свободно и образно выражать свои мысли, самостоятельно составлять мини — рассказы, делиться впечатлениями, чувствовать красоту родного языка.
Формировать артистические, певческие, музыкально — ритмические способности у детей, эстетический вкус.
Предшествующая работа:
– Знакомство с былинами, русскими народными сказками, фольклором, воспевающих героизм русских воинов.
– Знакомство с творчеством русских художников, воспевающих в своих полотнах русский народ, святую Русь (чтение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, видеоэкскурсы).
– Разучивание музыкально-литературного материала (песен, стихов о Родине, отрывков из былин).
Консультативно–организационная работа с родителями, педагогами, специалистами ДОУ.
Материалы иоборудование: зал стилизован в музыкально — литературную гостиную, (камин, канделябры, репродукции картин русских художников — пейзажистов, картина В. М. Васнецова «Богатыри»), выставка детских рисунков к народным сказкам; выставка кукол в русских народных костюмах и костюме богатыря; детские костюмы богатырей, доспехи, рама для театрализации «Ожившая картина», выставка книг из серии «Моя Родина — Россия», «Шедевры Третьяковской галереи»; волшебный колокольчик.
Музыкальный ряд: песни «Отчего так в России берёзы шумят?», «Конь» (гр. «Любэ»), «У моей России», «Русский дух» (Н.Тананко), «Гордая моя Россия» (С. Павлиашвили), фоновая музыка –«Как упоительны в России вечера» (гр. «Белый орёл»), Кейко Матцуи «Цветы моря», Клайдерман, русские народные мелодии.
Видеоряд: клип «Конь» («Любэ»), клип «Гордая моя Россия», авторские видеоэкскурсы «Моя необъятная Россия», «Наследники России», экскурс о В. М. Васнецове и его картине «Богатыри», фоновые заставки к притче, тренингу, стихам А. Дементьева, Е. Гомоновой.
Ход мероприятия
Блок 1. Звучит фоновая музыка «Как упоительны в России вечера» («Белый орёл»)
Музыкальный руководитель: Добрый день, дорогие гости, уважаемые коллеги!
Уже зажглись в гостиной свечи, мы очень рады этой встрече!
Хотим сегодня по душам поговорить,
О том, что значит «Родину любить»!
О том, что предки нам оставили в наследство,
О чувствах тех, что нам знакомы с детства,
И что живут веками в русском сердце. (И. Репина)
Русь (И. Репина)
О, Родина моя! Моя святая Русь!
В своей Любви к тебе признаться не стыжусь!
Твой лик и чист, и светел, наверно, от берёз,
Глаза — озёра синие от непролитых слёз.
Холщовая рубаха скрывает сплошь рубцы –
Боса, простоволоса, всё — Облик твой, всё — Ты!
Когда порой нет силы на жизненном пути,
К твоей, Русь, материнской, я припаду груди,
Вдохну пьянящий запах нескошенной травы,
Взахлёб прильну к Источнику твоей, Русь, Чистоты!
Тебе, как милой Матушке, я в ноги поклонюсь –
Моя простая Родина, моя Святая Русь!
М. Р: Итак, мы начинаем! Встречаем наших детей!
Вход детей под песню «Отчего так в России берёзы шумят», (гр. «Любэ») «Орнаментальный хоровод»
Вед: Наше занятие недаром началось с задушевной песни. Сегодня мы с вами будем размышлять о том, что значит Родина для каждого человека, с чего она начинается. Как называется наша Родина? Правильно, Россия, Святая Русь — так называли её в старину. А что такое — Россия?
Что такое Россия (А. Дементьев)
Р: Что такое Россия? Это знойное лето…
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает, и косят траву!
Р: Что такое Россия? Это чудная осень…
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки, созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Р: Что такое Россия? Это зимняя сказка…
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на морозном стекле.
Р: Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света — весна,
Когда дождик прохладный, на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Р: Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю…
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
Песня «У моей России»
Вед: Ребята, как вы думаете, почему каждый человек любит свою Родину? Как вы считаете, с чего начинается Родина? (ответы детей)
Вед: Я приглашаю вас в путешествие! Давайте представим, что мы пролетаем на огромном самолёте над нашей страной.
Р: Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы…
Р: Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая наша Родина большая, необъятная страна!
Видеоэкскурс «Моя необъятная страна»
Блок 2, звучит фоновая музыка — Кейко Матцуи, «Цветы Моря»
Притча оРодине (Репина И. А.)
Вед: Есть у русского народа одна мудрая пословица: «Где родился, там и сгодился». О чём она? Сейчас поймёшь. (видеосопровождение)
Жил один Человек с самого рождения в одном месте, на своей Малой Родине. Прослышал он о том, что есть на свете экзотические страны, где живётся беззаботно и весело, а главное — богато. Многие люди там бывали, да об этих райских странах с восторгом рассказывали. Отправился он за тридевять земель, и стал жить в такой сказочной стране. Места там были чудесные, вечное солнце, тёплый океан, пальмы, хоромы высокие, одежды прекрасные, кушанья изысканные, жизнь беззаботная! Лежи себе в шезлонге, загорай, купайся, да жизнью сладкой да райской наслаждайся! Живёт он так день, неделю, месяц, два, три, но странное дело, ощущение радости и счастья постепенно улетучивается, какая — то тревога и необъяснимая тоска охватывает душу человека, не даёт спокойно заснуть по ночам. Видятся всё ему родные места, ставший одиноким родительский дом, берёзка под окном, своими руками посаженная, речка, в которой плескался ещё босоногим мальчуганом, родные кресты на погосте на краю села. Слышится ему малиновый перезвон колоколов, да напевы песни русской: то весёлые, задорные, то напевные, протяжные, щемяще — грустные. Ничего не мило стало человеку — ни хоромы царские, ни блюда заморские не радуют, а всё чудится треск поленьев в русской печи, да аромат матушкиных щей, да каравая свежего. Не спится человеку, гулко стучит его сердце, да не просто бьётся, а поёт, как колокольчик далёкий: «Дили — динь, динь — дон! Дили — динь, динь — дон! Где родился — там и сгодился! Счастье там, где твой дом!» (звенит в колокольчик, передаёт его педагогу — психологу; звучит р. н. мелодия; видеосопровождение).
Педагог-психолог:
И покинул страну заморскую Человек, пошёл на зов своего сердца! Это была дорога к своей Малой Родине, возвращение к самому себе, к своим корням, к своим Истокам! Здравствуй, сторонушка родимая, околица заветная! Вот и берёзонька в пояс кланяется, обнимает, ветви на плечи кладёт! Вот вспыхнули приветливо окна дома родимого, да сизый печной дымок в небо заструился! Вот и самовар зазывно загудел, запыхтел, да песню радостно запел. А там и русская речь, смех, шутки — прибаутки, да песни народные — это соседи пришли радость разделить, да с земляком поговорить, да новостями поделиться: как наши предки говаривали — сядем рядком, да поговорим ладком! И понял Человек — вот оно, Счастье, которому нет цены! Его не купить ни за какие богатства мира! И нет ничего милее русскому сердцу, чем его Малая Родина — дом, где он родился, улица, на которой он вырос, школа, где учился. И поёт, и звенит в каждом сердце русском звонкий колокольчик и ночью, и днём: «Дили-динь, динь-дон! Дили-динь, динь-дон! Где родился — там и сгодился! Счастье там, где родился! Счастье там, где твой дом!»
Тренинг «Счастье там, где твой дом!», (фоновая музыка Клайдермана)
Педагог— психолог: Ребята, подойдите ко мне поближе. Давайте расскажем чудесному колокольчику, о том, что чувствует сейчас ваше сердце: какая она, наша Родина — Россия? (Дети, высказывая своё суждения и чувства, звенят в колокольчик, и передают его по кругу).
Дети: Моя Россия самая … (могучая, гордая, любимая, многонациональная, красивая, большая, огромная, прекрасная, сильная, дружная, родная, мудрая, весёлая и т. д.).
Педагог-психолог: «Россия» — слово звонкое и чистое, как родниковая вода, крепкое, как алмаз, нежное, как берёза, дорогое, как мама! Как сказал известный писатель, «счастье в том, чтобы честно жить, горячо любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной»
Блок 3.
Вед. Издавна на земле жили славяне — наши предки. Более тысячи лет тому назад они основали свое государство — Русь! Их соседи — хазары, печенеги — часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищали настоящие богатыри — об этом мы знаем из дошедших до нас былин. Что такое былина? (Былина — это русская народная песня — сказание о подвигах богатырей.) Какие былины вы знаете? (ответы детей). В старину, когда не было интернета, телевидения и радио, от города к городу, от селенья к селению ходили гусляры и пели о подвигах русских богатырей — защитниках Родины! А каких русских богатырей вы знаете? (ответы детей).
Педагог по изодеятельности: (видеосопровождение о художнике В. М. Васнецове)
А я хотела бы рассказать вам одну чудесную историю. В некотором царстве, в некотором государстве жил — был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела, приносил людям радость! Был он замечательным художником, и звали его Виктор Михайлович Васнецов. В молодые годы он увлекся былинами, и так одна из них ему понравилась, что он выписал ее к себе в тетрадь, а позже нарисовал замечательную картину «Богатыри».
Под славным городом Киевом, на тех степях, на днепровских,
Стояла застава богатырская. На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясный сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перешагивать.
А и был там Алеша Попович лад,
Что из красна города, из Ростова!
Вопросы по картине
— Кто изображен на картине?
— Чем они вооружены?
— Для чего нужен был боевой дозор?
— Да, ребята, вы все правильно сказали. Художник не скупился на детали — все в его картине имеет смысл: и степные просторы Родины, и фигуры богатырей, и их доспехи, вооружение, их кони. Очень талантливо В. М. Васнецов изобразил каждого богатыря: его особенности, его характер, его возраст. А кто из богатырей вам понравился больше всего?
Мини-рассказы детей олюбимом былинном герое.
— Илья Муромец — самый старший, самый главный и опытный воин на заставе. В нем чувствуется мудрость и большая сила. И конь у него статный, сильный, вороной. В одной руке у него копье, на другой висит палица. Одеты все богатыри в шлемы и кольчуги — это их воинские доспехи. Илья Муромец смотрит вдаль: не идет ли враг на Русь? В нем чувствуется спокойствие, мудрость, надежность и выдержка. Глядя на Илью Муромца, понимаешь, что Святая Русь под надежной защитой.
— А мне нравится Добрыня Никитич. Он отважен, смел, силен, но более нетерпелив и молод. Он готов в любую минуту, не раздумывая, броситься на врага, поэтому Илья Муромец как бы сдерживает его, преграждая путь своим копьем белогривому коню Добрыни.
— Мне очень понравился самый молодой и задорный богатырь Алеша Попович. На нем серебряная кольчуга, одежда его красива и богата. У него густые брови, усики, взгляд «с хитринкой», в нем чувствуется ум и смекалка. В одной руке он держит наготове лук со стрелами, а в другой — плетку, чтобы мигом подстегнуть коня и мчаться в бой. А за спиной Алеши видны гусли, значит, он, к тому же, и поэт, и гусляр — музыкант.
Педагог ИЗО: Ребята, спасибо за прекрасные рассказы, вы тонко подметили все детали, всё то, о чем хотел нам рассказать в картине В. М. Васнецов, о его безграничной любви к Родине.
Блок 4. Звучит песня «Конь» (видеоклип группы «Любэ)
Вед. Ребята, по-моему, у нас происходят настоящие чудеса! (входят 3 богатыря)
Арт— этюд «Ожившая картина— «Богатыри»
Вед. Кто вы, добры молодцы?
Дети: Русские богатыри! («выходят из картины»)
Вед. И верно, ведь в былине-то сказано…
А под славным городом, под Киевом,
Стояла застава богатырская,
На заставе атаманом был Илья Муромец (поклон богатыря)
Податаманье был Добрыня Никитич, (поклон)
Есаул — Алеша, поповский сын… (поклон)
Рис. 1. «Ожившая» картина В. М. Васнецова «Богатыри»
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьиному,
Рычал злодей-разбойник по-звериному.
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди — все мертвы лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил при том таковы слова:
Тебе полно-то свистать по-соловьиному,
Тебе полно-то кричать да по-звериному,
Тебе полно-то стращать малых детушек.
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке,
Вдруг не дождь дождит, да не гром гремит,
То Змеинище, да то Горынище,
Да о трех головах, о двенадцать хоботах,
Говорит –то Змеинище таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках!
Я тебя в полон возьму, захочу — сожгу, захочу — сожру!»
Изловчился я, ударил Горынище,
Ай, упал-то Змей, на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище!
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, что лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей — дым столбом –
Все боятся лютого!
Как хлестнул я его по голове,
Как упал он на сыру землю,
Как вскочил я ему на черну грудь
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, и плата!»
Илья Муромец: Помните, и детям своим завещайте:
«Когда мы едины — любой враг нам не страшен!»
Богатыри (вместе): И, если кто с мечом к нам придет — то от меча и погибнет!
Вед. Ой вы, гой еси, богатыри, да святорусские!
Ай, седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за Веру и Отечество!
Так поклон вам от Руси во веки веков!
(ведущий и «богатыри» кланяются друг другу, все дети выстраиваются полукругом)
Песня «Русский дух» (автор Н. Тананко)
Блок 5. (видеосопровождение «Наследники России»)
Стихотворение «Наследники России» (Е. Гомонова)
Р. Что остается нам в наследство от наших дедов и отцов?
Конечно, любящее сердце к земле родной — основе всех основ.
Какая Родина красивая, остановись и погляди,
Моя земля, моя Россия, мы все наследники твои!
Р. А наших бабушек наследство хранит тепло умелых рук,
Что вышивали полотенце и превратили в летний луг!
Р. Что остается нам в наследство от тех, что знать мы не могли?
Раздольная, родная песня, душа народа и земли!
Как песни русские красивы! Ты к ним прислушайся, замри,
Моя земля, моя Россия, мы все наследники твои!
Стихотворение «Моя Россия» (И. А. Репина)
Моя Россия — это храмы и отблеск в небе куполов,
Моя Россия — это праздник и перезвон колоколов,
Моя Россия — это Слава отважных дедов и отцов,
Моя Россия — это Память о подвиге ее сынов!
Моя Россия — это Вечность, моя Россия — Доброта!
Моя Россия — Человечность, моя Россия — Красота!
Здесь Русский Дух, здесь Русью пахнет,
И этот Дух — неистребим!
И нету Родины прекрасней, ее народ непобедим!
Просмотр клипа «Гордая моя Россия»
Фоном звучит песня «Как упоительны в России вечера»
Муз. рук: Нет, мы не Russia, не Иваны, совсем не помнящих родства,
Мы — Русские! Мы — Россияне! Судьба и Родина у нас на всех одна!
Гаснут свечи в нашей гостиной. Пусть эти искорки Добра и Красоты всегда живут в вашем сердце! Мы не прощаемся, а говорим: «До новых встреч!»
Рис.2. Оформление музыкального зала
Рис.3. Оформление музыкального зала
Литература:
- Бударина Т. А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством», С-Пб.; Детство-Пресс, 2010г.
- Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», С-Пб.; Детство-Пресс, 2011г.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры С-Пб.; Детство-Пресс, 2006г.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. — 2010.
- Материал с сайта энциклопедии Википедия ru.wikipedia.org/wiki/
- Материал с сайта «Россия Великая» russia.rin.ru/guides/4219.html
- Материалы Международного образовательного портала МААМ.ru